Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку  Зеркало:      
chechenpress.com

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "ПРЕССА" 
Новости за 22 ноября 2003 г.

Сухой закон по-Ярославски

«Мы несем в Чечню цивилизацию»
В.Путин

"Жизни не стало от проклятого пьянства. В деревнях мужики пьют, бабы пьют, их дети тоже пьют, - говорит председатель комитета по борьбе с пьянством в селе Гостилово Галина Михайловна Лайкова. - Пора бороться с этим злом. Ведь если не мы, то больше некому". Гостиловские женщины, взяв на вооружение опыт Чикаго 20-х годов, перекрыли кислород самогонщикам -главным оружием женщин Гостилова в борьбе за трезвость стала налоговая инспекция.

Спасение пьющих - дело рук жен пьющих

Галина Михайловна почти 22 года отработала бухгалтером в совхозе "Родина". Сейчас она испытывает ностальгию по старым временам. Вспоминает, что селяне пили тогда намного меньше, да и совхоз был не бедным. Проблемы начались в 90-х годах. Совхоз терпел убытки, а все мужское население в округе стало активно спиваться. Самый ходовой товар на селе - технические спиртосодержащие жидкости, например средство для очистки стекол.

- Мы сначала ждали, терпели. Полагали, что государство вскоре возьмется за борьбу с пьянством, - продолжает Галина Михайловна. - Наконец поняли, что спасение утопающих - наша забота. Иначе всем гостиловским мужикам придет конец.

Женщины стали собираться в кучки, и ходили по домам самогонщиков скандалить. Это стихийное движение переросло в организованную борьбу после того, как двое безобидных работников совхоза отравились некачественным спиртом. Возглавила комитет народного спасения Галина Лайкова. Ведь главного бухгалтера в совхозе уважают и любят. Даже пьяницы.

Чикаго по-гостиловски

"Жена - вот истинное спасение для сельского мужика!" - под этим лозунгом гостиловские женщины вступили в борьбу с пьянством.

Руководство совхоза "Родина" и даже администрация Большесельского района поддержали их в этом благом начинании. Всего активистки насчитали в округе 16 крупных торговцев спиртом. Против них и был направлен главный удар.

- Мы долго решали, как наиболее эффективно воздействовать на самогонщиков, - говорит Лайкова. - Консультировались с сотрудниками милиции, разговаривали с представителями районной администрации. Наконец решили действовать по аналогии с Чикаго. Ведь главного самогонщика всех времен и народов Аль Капоне засадили за неуплату налогов.

Женщины стали ловить самогонщиков на живца - как бы ненароком давали пьяницам деньги, следили за ними и в момент покупки спирта брали торговцев с поличным. Тут же приглашали участкового, благо живет он на соседней улице, и при свидетелях составляли протокол. А потом заявления летели в налоговую инспекцию, мол, известные личности живут на нетрудовые доходы. Самогонщикам выписывали штрафы. Небольшие, но регулярно. Если пьяницы не соглашались сдавать своих благодетелей, женщины часами сидели в засадах у "засвеченных" домов. Был составлен даже график дежурств. Когда же все самогонщики стали более осторожными, активисткам пришлось менять тактику. Они принялись устраивать засады против крупных поставщиков спирта. А еще комитет борцов с пьянством постановил: расширить борьбу и подключить к ней общественность.

Пиар-технологии для самогонщиков

"Моральное давление иной раз значит гораздо больше, чем штраф, - рассуждает Лайкова. - Кому понравится, когда каждый встречный грозит пальцем и шипит вслед: "У, отравитель!" В своей деревне становиться изгоями не хочется даже самым заядлым самогонщикам".

Бывшие партработники - пенсионеры - подготовили распорядок активного общественного порицания. Первое - собрания колхозников в клубе с обязательным присутствием самогонщиков. Второе - уличные нравоучения на полную катушку: с руганью, матом и душевным огнем, на какой только способны деревенские доярки. Третье - оглашение "черного" списка самогонщиков и публикация его, если повезет, в районной газете.

Первые несколько собраний прошли успешно. Но самогонщики на них не являлись. И тогда на сходе села решили отказать самогонщикам в технике для вспашки земли, не отпускать по льготным ценам молоко и мясо с колхозной фермы, а также запретить пользоваться общественным стадом для выпаса своих коров. Дело сдвинулось с мертвой точки. Самогонщики заметно присмирели.

- Пьянство в деревне резко снизилось. Зато повысилась производительность труда. Возродился клуб, - продолжает главный борец за сельскую трезвость. - Но просто так сдавать свои позиции торговцы спиртным тоже не собирались.

Они выжидали время, чтобы нанести ответный удар. Самогонщики объединились и наняли адвоката, чтобы бороться за свои права. Мол, всякий человек может варить столько самогона, сколько пожелает. Главное - не для продажи. Но так как факт торговли был доказан неоднократно и подтвержден штрафными санкциями, то они пытались представить незаконными все запреты, которые совхоз вводил против них, и даже обвинили женщин в геноциде. Но доказать удалось только недопустимость упоминания их фамилий в районной газете. Однако этого оказалось достаточно. Самогонщики скинулись, и в одной из областных газет прошла короткая статья о женском геноциде против торговцев спиртным.

Гостиловские борцы за трезвость были воспитаны в старых советских традициях и относились к прессе с благоговением. Теперь уже самогонщики трясли статьей на собраниях и требовали прекратить геноцид. "Мы были шокированы этой заметкой. Ведь сами сначала рассчитывали пропесочить самогонщиков через прессу. А в итоге пропесочили нас, - жалуется Лайкова. - Никто не мог подумать, что борьба с пьянством будет объявлена геноцидом. У нас опустились руки..."

Алкогольный ренессанс

Почти на полгода комитет остановил свою борьбу. Для сельских пьяниц наступили золотые времена. Выпивка продавалась почти в открытую, а всякое слово в поддержку трезвости воспринималось, как геноцид против пьющего населения. Но самое страшное было впереди. В поселке стали спиваться дети.

- Спирт продавался всем без разбору, - вспоминает Лайкова. - Самогонщики наливали даже десятилеткам. В итоге в районе резко подскочила преступность.

Подростки в поисках денег на выпивку стали грабить одиноких старух. Дети пьяными приходили даже в школу. В итоге гостиловским женщинам пришлось вновь вступать в борьбу с самогонщиками.

- Почему-то в народе бытует мнение, мол, пьянство непобедимо. Это полная ерунда, - уверена Лайкова. - Нужно просто научиться с ним бороться. Все привыкли работать по указке сверху, пока президент не прикажет. Но никакой президент не сможет изменить ситуацию в отдельно взятом селе, пока сами жители того не захотят.

Мужики, конечно, несмотря на скандалы, продолжают употреблять спиртное, но делают это на порядок меньше, чем жители других деревень. Причина тому - активная позиция местных женщин, благодаря которым в Гостилове все еще теплится трезвая жизнь.

Владимир Гаврилов, «Известия», 21.11.03г

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com