Гарри
Каспаров: Путин по-прежнему остается агентом КГБ
Гарри Кимович Каспаров - 40 лет, родился в Баку, проживает
в Москве. "Я не могу найти свое место в политической
панораме, я - антикоммунист, консерватор в том, что касается
решения экономических вопросов, и крайне либерален в вопросах
социальных. В отношениях между Господом и людьми не должно
быть церкви. В свет выходит первая из моих пяти книг, посвященных
истории шахмат "Мои гениальные предшественники"".
- В определенный момент своей жизни Вы выступили
против Михаила Горбачева..
- В данном случае речь шла не о Михаиле Горбачеве, а о
коммунизме. Я - антикоммунист, и ни один коммунист никогда
не сможет стать мне другом.
- Ельцин был Вашим другом, но потом ваши пути разошлись..
- Мне не нравится, когда меня объединяют с каким-либо человеком
лишь по его имени. Я действительно поддерживал Ельцина в
первые годы его правления, но после начала чеченской войны
я больше не мог быть на его стороне.
- Что Вы думаете о Путине?
- Он по-прежнему остается офицером КГБ. И только, это и
есть мой диагноз.
- Как Вы относитесь к тому, что происходит в Чечне?
- Как к геноциду, чем и является идущий там процесс. Но
это проблема не только России. Чечня - это и проблема Запада
тоже, а западный мир действует крайне плохо, закрывая глаза
на все происходящее там. Поражаешься, наблюдая за тем, как
лидеры стран цивилизованного мира пытаются сделать вид,
что в Чечне все прекрасно. Меня крайне возмущают слова "господина"
Блэра о том, что в Чечне идет процесс позитивного конституционального
развития - и это после того, как в референдуме приняли участие
100000 российских солдат. Вы можете представить себе британских
солдат, принимающих участие в голосовании в Ираке? Весь
мир знает, что Чечня - трагедия, это открытая рана, которая
распространяется подобно раковой опухоли, она съедает Россию
живьем. Но все делают вид, что ничего не происходит. И знаете,
в чем заключается настоящая трагедия?
- ?
- Трагедия заключается в том, что на Чечне делаются деньги.
Чечня подобна черной дыре, в которой исчезают тысячи и тысячи
миллионов долларов. На протяжении последних десяти лет из
российского бюджета выделяются деньги на восстановление
республики, однако попадают они не в руки местных властей,
а оседают в карманах российских военных. Американские генералы
не продавали оружие вьетнамцам, и Израиль не продает оружие
арабам, именно потому я и утверждаю, что Чечня - пример
пространства, на котором не действуют законы, там правит
коррупция.
- Что, по Вашему мнению, необходимо России?
- Дело в том, что я уверен: каждый народ имеет то правительство,
которое заслуживает. Это наша вина и лишь мы способны изменить
его. Но, если лидеры западных стран оказывают поддержку
Путину, выступать против - очень сложно. Полагаю, Запад
должен оказаться от своей двойной морали. Нельзя во время
одной и той же сессии ООН осуждать Израиль за совершение
преступлений против человечества и считать все происходящее
в Чечне абсолютно нормальным. Если бы Израиль ежедневно
пользовался приемами, применяемыми российскими военными
в Чечне, группировки "ХАМАС", возможно, уже не
существовало бы. Но существуют определенные границы, всем
понятно, что невозможно убить всех мирных жителей. Стоит
отказаться от подобной двойной морали при рассмотрении одних
и тех же проблем.
- Вполне возможно, что мы просто не способны сделать
это..
- Здесь мы сталкиваемся с темной стороной человеческого
существа, но у всех у нас есть единые ценности - такие как
права человека - которые должны стать по настоящему универсальными.
Говоря "диктатор Пиночет (Pinochet)", нельзя говорить
"президент Кастро (Castro)", или "президент
Саддам Хусейн (Saddam Hussein)", или "корейский
лидер". Будем честны сами с собой: не стоит пытаться
по-разному смотреть на проблемы, которые в основе своей
подобны друг другу. Это то, что я называю "ядом безнаказанности",
и, по моему убеждению, любой человек должен быть антикоммунистом
и антифашистом, то есть выступать против двух идеологий,
пропитанных одним и тем же ядом. Но оказывается, что, когда
ты называешь себя сторонником Гитлера (Hitler), люди от
тебя отворачиваются; когда же ты говоришь, что преклоняешься
перед Сталиным - ничего опасного в этом не видят.
- Имея за плечами определенный жизненный опыт,
как Вы воспринимаете человека?
- Мы полны противоречий. Мы все очень различны, и, думаю,
очень опасно судить человека с точки зрения того, что ты
считаешь правильным. В общем-то, людям не нравится успех
других. Если смотреть на мир открытыми глазами, можно постоянно
учиться чему-нибудь у других.
- К Вам приходили многие политики в поисках поддержки..
- Да, но я не вступил в союз ни с одним из них. Любая партия
должна проводить гибкую политику, а я очень крепко придерживаюсь
некоторых своих точек зрения и не могу менять их от выборов
к выборам.
- На Вас оказывала давление мафия?
- "Русская мафия" - термин литературный. Здесь
происходит то же самое, что в Италии или Америке: есть коррумпированное
правительство, и ты не знаешь, где заканчивается правительство
и начинается мафия.
- Вы - вольный стрелок. Какую цену вам пришлось
заплатить за свою позицию?
- Я всегда придерживался своих идей, мои политические убеждения
и идеологические взгляды остались теми же, что и двадцать
лет назад. Полагаю, что моя личная свобода должна стоять
на первом месте, именно для того, чтобы я мог высказывать
свою точку зрения. Я хочу быть свободным, чтобы иметь возможность
сказать Путину о том, что он делает плохо, или чтобы иметь
возможность сказать, что я совершенно не согласен с политикой,
проводимой Бушем. Я не хочу быть привязанным к системе,
в которой мои убеждения могут измениться, если на них будет
оказываться определенное давление. Все вышесказанное помогает
мне проводить различия. Я не буду изменяться для того, чтобы
купить чье-то расположение или популярность.
- Вы не являетесь сторонником ни одной из структур,
организующих жизнь человека?
- Я убежден, что многим не хватает широты взглядов. На
мир необходимо смотреть глобально, в то время как, по моему
мнению, все политики смотрят на него как на небольшую фирму.
В религии происходит то же самое. Я принадлежу к христианской
культуре, если бы передо мной стояла проблема выбора конфессии
- я стал бы протестантом, но я не верю в Церковь как в общественный
институт. Мне кажется, она не должна вмешиваться в отношения
между Господом и людьми. Вера в Бога - это личное дело каждого,
а любая конфессия является политическим институтом. А превращение
религии в институт власти, может заставить людей совершать
страшные поступки, как мы видим это на примере ислама.
- Что, по Вашему мнению, самое главное в жизни:
преодоление, принятие.?
- Я по натуре боец и не могу представить себе свою жизнь
без преодоления препятствий. Это вопрос приоритетов, но
каждый должен иметь возможность прожить жизнь, включающую
в себя все элементы - от одной крайности до другой: от принятия
трудностей до их преодоления.
"La Vanguardia", 04.11.03г.
|