Ураза-Байрам в сегодняшней
Чечне
Андрей Бабицкий, Прага: Ураза-Байрам
или, по-чеченски, Марх-Дастер - день окончания поста - сегодня
единственный праздник, значение которого равно для всех
чеченцев вне зависимости от их взглядов, убеждений, принадлежности
к тому или иному роду, территориальных, сословных и иных
различий. Праздничный обряд - это сложнейшая иерархия обязанностей,
находящихся в соответствии как с требованиями, предъявляемыми
верой любому мусульманину, так и с местными традициями.
К примеру, поздравляя родственников, чеченец обязательно
должен начинать их счет с родителей жены, в гостях у которых
ему следует отведать приготовленное угощение. Это связано
с обычаем, тогда как обязанность выделить из собственных
запасов так называемый Са, меру для бедных, эквивалентную
небольшому мешку пшеничной или кукурузной муки, этот обязанность
уже имеет иное, общее для всех мусульман этическое измерение.
Для нынешней ситуации важен другой обычай: по обыкновению
в этот день разрешается множество случаев кровной мести,
враждующие соседи мирятся. С раннего утра, еще до восхода
солнца, чеченцы начинают, обходя дома по соседству, поздравлять
родственников и знакомых, и следует обойти как можно больше
дворов с тем, чтобы принести поздравления максимально большему
количеству людей. Это нельзя назвать праздником примирения,
но каждый мусульманин обязан в этот день отойти, насколько
это возможно, от собственных обид и постараться остановить
любую вражду в своем сердце.
Хотелось бы верить, что в эти дни, вера и надежда торжествуют
в Чечне над порядком, обуславливающим нескончаемую вражду
между самими чеченцами, порядком, определяемым войной и
ее верными слугами, обосновавшимися по все стороны конфликта.
Ахмад Кадыров, объявивший во всеуслышание о том, что созданная
им комиссия должна определить обстоятельства прихода к власти
Джохара Дудаева, причины, по его мнению, всех последующих
бед чеченского народа, фактически извлек из прошлого забытые
было императивы перманентной ненависти к своим, объявленным
чужими.. Искать или даровать прощение в условиях тотального
политического сыска – задача непростая, местами непристойная
и вряд ли выполнимая. Однако, нет никаких сомнений в том,
что даже самые свирепые сторонники Кадырова в эти дни не
рискуют игнорировать обычай и установления веры, понимая,
что Кадыров, вражда и смерть уйдут, хотя и могут возвращаться
не один раз, но вера и память о совершаемом зле пребудут
вечно. Вампирам так же бывает ведом страх Бога, и хотя бы
раз в году их так же посещают сомнение и ужас.
«Радио
Свобода», 27.11.03г.
|