Нашедший призвание в
съемках чеченской войны
Прежде чем стать фотожурналистом, Стэнли Грин прошел длинный
путь: личные кризисы и профессиональные неудачи в конце
концов привели его к поиску своего призвания. В начале 1995
года, когда российская армия бомбила Грозный, он нашел его
нашел.
С тех пор Грин связан с Чечней, переставшей для него быть
просто газетным заголовком, на котором можно сделать имя.
Он помнит, как фотограф Юджин Смит сказал ему: "Ты
должен что-то отдавать". Своими снимками он привлекает
внимание к страданиям, которыми отмечен последний порыв
Чечни к свободе от России, и чувствует отдачу. Грин говорит,
что впервые живет с ощущением причастности к некой миссии.
"Есть истории, которые задевают настолько глубоко,
что хочется ими поделиться, - сказал он в недавнем интервью.
- Ты не можешь спасти мир, я не настолько наивен, чтобы
так думать. Но есть истории, есть проблемы, в которых ты
играешь свою роль, высказываешь свое мнение. Освещая эту
историю, я думаю о себе лучше".
54-летний Грин подготовил книгу "Открытая рана. Чечня
1994-2003", которая выйдет в ноябре. Чтобы подчеркнуть
насущность проблемы и выразить собственный гнев, он постарался
сделать так, чтобы его книга не стала "альбомом красивых
картинок для коллег по цеху". По его словам, желая
привлечь внимание широкой общественности к чеченской истории,
он использовал "кинематографический ритм".
Книга оказывает воздействие благодаря не только 81 фотографии,
но и сопровождающему их тексту. Кроме страниц дневника,
который он вел в Грозном в начале 1995 года, в книгу включены
три коротких эссе, высказывания жертв и цитаты из газетных
статей, имена и краткие биографии 42 журналистов и фоторепортеров,
погибших в Чечне с 1994 года, и пространные подписи под
фотографиями.
В результате появился рассказ о смерти и разрушении, свидетелем
которых Грин был во время 20 своих поездок в Чечню, и сделанный
одним из журналистов анализ геополитической ситуации, позволившей
российскому президенту Владимиру Путину развязать войну
против чеченских сепаратистов, не опасаясь серьезных санкций
со стороны Запада за нарушения прав человека.
Путин, как и его предшественник Борис Ельцин, утверждает,
что Чечня является неотъемлемой частью России, чеченским
сопротивлением управляют исламские террористы, и сами чеченцы
применяют тактику террора.
"Русские ненавидят чеченцев уже 300 лет, - говорит
Грин. - Кто-то сказал, что им нужна Чечня без чеченцев.
Беда в том, что Запад не осуждает Россию за обращение с
чеченцами, и убийство сходит русским с рук. В 1999 году,
когда Путин был премьер-министром, он выпустил две управляемые
ракеты по центральному рынку Грозного. И мир промолчал,
хотя погибло много людей".
Впрочем, гнев Грина, направленный на Россию, восходит к
декабрю 1994 года, когда Ельцин начал первую атаку на чеченских
повстанцев. В начале года Грин побывал в Чечне, где наслаждался
"теплом, юмором и жизнью". А когда российские
войска начали бомбить Грозный, он восхищался мужеством чеченцев
и сострадал им.
"Почему? Зачем я это делаю?" - пишет Грин в своем
дневнике 7 января 1995 года. Три дня спустя он записал:
"Грозный похож на "Бедствия войны" Гойи.
На улицах 70-80 трупов. Сыро и холодно, я здесь, чтобы снимать,
но я не могу, когда вижу собак, которые едят лица мертвецов".
11 января он задает вопрос: "Почему они бомбят мирных
жителей? Разве они не видят, куда бьют?"
Через месяц, готовясь к отъезду, Грин пишет: "Бои
за Грозный останутся со мной навсегда. На войне понимаешь,
что фотографии, которые можешь сделать, не в силах передать
весь ужас войны, но все равно пытаешься, надеясь, что тебе
это удастся".
На черно-белых снимках Грина тела мирных жителей, от фотографий
веет страхом и решимостью людей, оказавшихся в осаде. Но
признание они получили лишь полтора года спустя, на французском
фестивале фотожурналистики Visa Pour l'Image. "После
этого, - говорит он, - моей единственной целью было вернуться
в Чечню".
По признанию Грина, до этого его жизнь была лишена смысла.
Его отец, тоже Стэнли, до войны был участником движения
Harlem Renaissance, пропагандировавшего негритянскую культуру
в Нью-Йорке. В 1950-е он попал в черный список как коммунист
и был вынужден довольствоваться эпизодическими ролями в
кино. Он надеялся, что его сын тоже станет актером.
Но Стэнли-младший занялся живописью, а потом фотографией.
Знакомство с Юджином Смитом в 1971 году убедило его в том,
что фотография это профессия, которой стоит заниматься.
Он не раз менял место работы и в конце концов стал сотрудником
парижского агентства Agence Vu. В октябре 1993 года, во
время попытки переворота в Москве, он оказался в "белом
доме", и едва не погиб при обстреле здания. Он снимал
конфликты в Нагорном Карабахе, Хорватии и Кашмире, геноцид
в Руанде в 1994 году. Но с января 1995 года его жизнь принадлежит
Чечне.
По словам Грина, он не питает иллюзий относительно жестокости
чеченских сепаратистов, осуществивших ряд террористических
актов в России. "Я буду защищать чеченцев, - говорит
он, - но не сомневаюсь, что они перережут мне глотку в момент,
когда сочтут, что я могу ухудшить их положение. С ними шутить
нельзя".
Алан Райдинг, «New York Times», 12.11.03г. Инопресса
|