Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку  Зеркало:      
chechenpress.com

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "ПРЕССА" 
Новости за 18 ноября 2003 г.

"Премьера" на родине прав человека

Париж. В четверг 2 октября госпожа Т. и двое ее детей в возрасте 6 и 7 лет прилетели в аэропорт Руасси имени Шарля де Голя на борту самолета, направлявшегося из Москвы в Тунис с остановкой в Париже. По прибытии в аэропорт Руасси, госпожа Т. попросила политического убежища. Ее вместе с детьми проводили в зал ожидания (ZAPI 3), где она находилась до встречи с представителем Министерства Иностранных Дел. Женщина объяснила ему мотивы своей просьбы: в ночь на 15 сентября 2002 года неизвестные лица в военной форме и в масках ворвались в дом ее отчима в Грозном, где она находилась со своим мужем. Муж и отчим были похищены ночными посетителями, а сама женщина была избита, когда пыталась этому воспрепятствовать. Некоторое время спустя был обнаружен труп ее отчима, о судьбе мужа было ничего неизвестно. Она предприняла попытку найти его, обратившись к российскому военному командованию, и получила анонимное письмо, в котором ей и ее детям грозили смертью, если она не прекратит свои поиски.

Во вторник 7 октября 2003 года, им отказали во въезде на территорию Франции, мотивировав это тем, что просьба политического убежища с их стороны была "абсолютно необоснованной". Представитель французского МИДа также счел заявления госпожи Т. "недостаточно точными, особенно в том, что касается личности людей, которые якобы похитили ее близких, и личности человека, который послал ей письмо с угрозами". Он также высказал сомнения по поводу некоторых обстоятельств ее путешествия из Грозного в Москву: по ее словам, она приехала в российскую столицу из Грозного на поезде. Однако железнодорожное сообщение между этими городами действительно существует. Причем с 19 ноября 2002 года. Женщина даже указала расписание движения поездов.

Адвокат госпожи Т. Натали Витель опротестовала это решение. Но было уже слишком поздно, поскольку в четверг 9 октября, несмотря на протест со стороны госпожи Т. и на пристуствие двух малолетних детей, она была заключена в наручники и силой доставлена к самолету, отлетающему в Москву. Есть сведения, что пилот пытался с ней заговорить, но французские полицейские применили в его отношении силу и не позволили этого сделать.

Стоит сказать, что полицейские пытались выслать госпожу Т. из страны еще 8 октября, несмотря на закон, предусматривающий однодневную отсрочку насильственной депортации для иностранцев. Тогда госпожа Т. обратила внимание блюстителей правопорядка на тот факт, что она оспаривает принятое на их счет решение и, что ее адвокат подал протест. И, тем не менее, на следующее утро они заставили ее взойти на борт самолета прежде, чем ее протест был рассмотрен.

В пятницу 10 октября, административный суд Серги-Понтуаз счел ходатайство заинтересованной стороны неприемлемым, так как отсутствовал предмет разбирательства, поскольку мера уже была приведена в исполнение.

Неужели французские власти не осознают риска, которому подвергли госпожу Т. и ее детей?

Как Международная Федерация Прав Человека сообщала накануне президентских выборов, количество преступлений против мирного населения в Чечне постоянно растет, похищения, таинственные исчезновения и адресные зачистки принимают систематический и подчеркнуто карательный характер. Женщины все чаще становятся объектом этих операций: их пытают, насилуют, убивают. Теперь российские военные и сотрудники спецслужб охотятся не только на тех, кто сочувствует чеченским боевикам или занимает активную гражданскую позицию, но и на членов их семей. Сегодня госпожа Т. подвергается еще большему риску, если военные узнают, что она пыталась покинуть Россию и укрыться во Франции: все чаще убийства совершаются в результате доносов. Точно также многие из тех, кто подали жалобы в Европейский Суд по правам человека, навлекли репрессии на себя и на членов своих семей.

С другой стороны, на всей территории России, в частности в больших городах вроде Москвы, чеченцы регулярно подвергаются проверкам, арестам, незаконным задержаниям и унижению. Все российские и международные правозащитные организации постоянно настаивали на том, что на территории Российской Федерации чеченцы не могут чувствовать себя в безопасности.

Во всяком случае, эта просьба не может быть признана абсолютно необоснованной, об основаниях дела госпожи Т. могут судить лишь компетентные органы. В подобных условиях, остается непонятным, как можно с точностью установить личность людей, похитивших мужа госпожи Т. Все расследования и доклады за последние четыре года подтверждают, что нарушения прав человека, совершаемые в отношении мирного населения Чечни, выстроились в целую систему, которая обеспечивает, прежде всего, безнаказанность российских военных (спрятанные за масками лица, замазанные грязью номера машин и т.д.).

Это решение создает чрезвычайно важный прецедент, особенно в волнующем контексте ряда событий:

Назавтра после "избрания" Кадырова на пост президента Чечни, премьер-министр Франции посетил Москву и подтвердил качество двусторонних отношениях между двумя странами, ни словом ни обмолвившись о выборах, которые были расценены как маскарад всеми правозащитными организациями. ОБСЕ и Совет Европы отказались выступить гарантом этого фарса.

В настоящее время, когда французские парламентарии усиленно обсуждают новое иммиграционное законодательство, черные тучи сгущаются над правом убежища. В последние месяцы лица чеченской национальности, попадавшие во Францию транзитом через Иорданию в надежде получить политическое убежище, неоднократно подвергались опасности разделить судьбу госпожи Т., но после опротестования решения в административном суде им разрешали подать просьбу на территории Французской Республики. Принятое решение о депортации В РОССИЮ значит, что выходцы из Чечни, которым Французское бюро по защите беженцев и Комиссия по помощи беженцам весьма активно до последнего времени предоставляли политическое убежище, больше не защищены от чиновничьего произвола. Мало того, как можно называть просьбы чеченцев "абсолютно необоснованными", зная, что после их рассмотрения (в соответствии с нормальной процедурой) в Французское бюро по защите беженцев (ФБЗБ), их податели имеют все шансы получить статус беженца. Недопустимо, чтобы под предлогом контроля за миграционными потоками Министерство Внутренних Дел оставляло за собой право мешать лицам, просящим убежища, попасть в ФБЗБ.

Кроме того, особенно беспокоит тот факт, что суд отказался рассмотреть протест адвоката на решение о депортации лишь потому, что назначенная мера уже была приведена в исполнение, поскольку это позволяет полицейским осуществлять депортацию в самые сжатые сроки, прежде чем просители (находящиеся в залах ожидания под присмотром полиции и лишенные всякой юридической помощи) смогут подать ходатайство в суд. Таким образом, самые абсурдные решения и самые беззаконные меры могут обрести юридическую силу только потому, что они уже приведены в исполнение!?! Более того, опротестованное решение неразрывно связано с его исполнением, ведь если завтра то же самое лицо предпримет попытку вновь пересечь французскую границу, это решение позволит вновь отказать ему в этом.

Мы обращаемся к властям с просьбой принять все возможные меры, чтобы вернуть госпожу Т. во Францию, выдать ей въездную визу и позволить пройти процедуру для получения статуса беженца в ФБЗБ.

Чеченский комитет FIDH ANAFE: Apsr, Amnesty International (французское отделение), Ассоциация юристов за признание прав иммигрантов, Адвокаты за защиту прав иностранцев, Cimade, Comede, Fasti, Fgte-Cfdt, Федерация профсоюзов железнодорожных рабочих, Форум беженцев, Франция - земля убежища, Gas, Gisti, Ldh, Migrations sante, Mrap, Профсоюз французских адвокатов, Профсоюз судей, Профсоюз работников Air-France, Профсоюз работников Парижского аэропорта, Профсоюз пилотов гражданской авиации.

The Chechen Times, 13.11.03г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com