Чеченское слово «Ловзар»
«Ущелий
горных поселенцы
В долине шумно собрались –
Привычны игры начались:
Верхами юные чеченцы,
В пыли несясь во весь опор,
Стрелою шапку подбивают
Иль трижды сложенный ковер
Булатом сразу рассекают.
То скользкой тешатся борьбой,
То пляской быстрой. Жены, девы
Меж тем поют – И гул лесной
Далече вторит их напевы…»
А.С.Пушкин, «Тазит».
В «Чеченско-русском словаре» А.Г.Мациева слову «ловзар»
дается такой перевод: «игра», «забава», «свадьба». Ловза
– «играть», «развлекаться», «забавляться». Слово ловза распадается
на два самостоятельных понятия: лов («терпеть», «выносить»)
и зие («испытывать»). Ас кем ца лов («Я не выношу самолета»),
ас шело ца лов («я не выношу холода») и т.д., - так говорят
чеченцы, когда хотят показать, что не терпят, не выносят
что-то. Таким образом, слово «ловза» буквально обозначает
«испытывать на терпение», «испытывать на выносливость».
Такие испытания были распространены у всех древних народов
и в этнографической науке называются инициациями. Когда
подросток достигал определенного возраста (у чеченцев –
15 лет) считалось, что ему нужно сдать своеобразный экзамен
на выносливость, на ловкость, на храбрость, чтобы перейти
в категорию мужчин и получить все права свободного человека,
воина. Устраивались военно-спортивные соревнования, в ходе
которых юноши показывали быстроту, силу, меткость, умение
владеть конем и оружием. Подобные соревнования описаны в
романе Идриса Базоркина «Из тьмы веков». В начале XIX века,
как это видно из приведенного нами отрывка поэмы А.С.Пушкина
«Тазит», эти соревнования были в ходу и у чеченцев.
С развитием вооружения и методов войны условия спортивных
игр и их оформление менялись. О том, как эти игры проходили
в глубокую древность, можно судить по наблюдениям, проведенными
учеными-этнографами среди примитивных племен Южной Америки,
Океании и Африки. У этих племен главное внимание при испытании
подростков уделяется способности терпеть боль. Описание
обрядов инициации среди американских индейцев напоминает
перечень изощренных пыток. Например, у бразильских индейцев
подросткам прокалывали длинными шипами щеки и язык, нарезали
на коже груди или спины продольные отверстия, через которые
продевались ремни, на которых испытуемые подвешивались на
ветвях деревьев. Было распространено испытание огнем, когда
на ладони, плече или животе подростка разжигали маленький
костер. После того, как подросток показал свою выносливость,
ему давалось настоящее, «взрослое» имя на всю жизнь. Чеченское
выражение «ц1е тилла», означающее одновременно «дать имя»
и «увенчать огнем», является воспоминанием об испытаниях
огнем, пройдя которые юноша получал вместо детского мужское
имя.
Как мы видим, забавами и развлечениями ловзары стали далеко
не сразу. Их традиционно проводили осенью, после уборки
урожая. Юноша, пройдя испытание, получал право обзавестись
своей семьей и, как хорошо известно, свадьбы проводились
обычно осенью. Ловзары были комплексными праздниками – испытания
доблести молодежи, уборки урожая, свадеб. Поэтому ловзар
– еще и «свадьба».
Б.Танаев, специально для
Чеченпресс,06.10.03г.
|