Разделенный,
но не разделившийся народ
Андрей Бабицкий:
Еще четыре года назад, в начале второй войны, некоторые
мои знакомые образованные чеченцы из Грозного перебрались
в Ингушетию. С тех пор они так и живут в соседней республике,
мыкая горе, перебиваясь случайными заработками, но даже
не помышляя о возвращении. Эти люди составляют особую категорию.
Они не мыслят себя беженцами и в этом качестве никогда не
были зарегистрированы, они часто наведываются домой, кто-то
в Грозный, кто-то в свои села, за ними не числится никакого
участия в вооруженных акциях против федеральных сил, поэтому
опасаться им особенно нечего. При всем этом, о возвращении
они не думают.
Я много раз пытался понять причины их нежелания жить дома,
поскольку готовность влачить жалкое существование в Ингушетии
вместо того, чтобы как-то обустроиться на родине, должна
иметь довольно серьезные основания. Не могу сказать, что
объяснения, которые мне приходилось слышать, были достаточно
понятными, их невнятность, как я понял потом, объяснялась
нежеланием впадать в пафос, но, в конечном счете, я все-таки
вывел нечто общее, даже не мысль, а скорее настрой.
Этим людям было нестерпимо думать о том, что за право находиться
дома они должны будут платить ежедневным унижением на блокпостах,
необходимостью молча сносить хамство и ругань, засыпать
ежедневно, зная, что где-то по соседству, убивают соседа,
а ты никак не помочь. Они не нашли себе места в этой унылой
диспозиции, в которой, по их представлению, народ ведомый
на убой, лишь бессмысленно косит глазом, покорно переставляя
ноги. Воевать эти люди тоже были не в состоянии, в горах
– не их лозунги, абсолютно чужая им сельская молодежь, и
вообще, партизанский быт требует сил и здоровья.
На одном из избирательных участков в Чечне в день выборов
председатель избирательной комиссии, для начала выдав дежурную
ложь про сорок процентов уже проголосовавших, сказал мне,
что, конечно, сейчас люди голосуют не так активно, как на
референдуме. Я беру на себя смелость утверждать, основываясь
и на собственных впечатлениях, и на свидетельствах многочисленных
журналистов побывавших в Чечне, что выборы были тотально
проигнорированы населением по всей территории республики.
И если референдум действительно собрал какие-то реальные
голоса, поскольку людям пообещали с высокой кремлевской
трибуны, что их, наконец, оставят в покое, то сама идея
кадыровского президентства положила конец всяким надеждам.
Их не только не оставят в покое, но издевательство будет
продолжено в куда более изощренных формах.
Когда я видел 5 октября пустые улицы Грозного и Шали, я
думал, что, может быть, впервые за много лет, чеченцы, давно,
казалось, утратившие способность понимать и прощать друг
друга, оказались едины. Покинувшие Родину, возможно навсегда,
переехавшие жить в другие российские регионы, беженцы в
Ингушетии – все раскиданное по миру чеченское сообщество
отвергло нелепую идею о Кадырове-президенте. Правда, уехавшим
для этого не потребовалось никаких усилий, они свой выбор
сделали раньше, тех же, кто остался дома, к урнам подталкивали
дулами автоматов, и они нашли в себе мужество отклонить
предложение, от которого крайне сложно было отказаться.
От одного из домов в Грозном осталась только стена, которая
странно и одиноко продолжает стоять на огромном пустыре,
уже очищенном от развалин. На выбитой из общего монолита
стеновой панели, которая удерживается на весу арматурными
прутьями, кто-то написал масляной краской: "Хочу, чтобы
мне было красиво".
Радио
Свобода, 25.10.03г.
|