Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку  Зеркало:      
chechenpress.info

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 23 октября 2003 г.

Верховный Жрец в храме Государства

Возможно, в России многие понимают, что появление социальных проблем и их последующее решение самолично Путиным является элементарным популистским трюком. Здесь чаще всего наблюдается такая, назойливо демонстрируемая российскими СМИ, последовательность событий:


а) где-то складывается (стихийная или рукотворная) кризисная ситуация;
б) российские СМИ, как хорошо отлаженный оркестр, заводят музыку отчаяния;
в) вся страна начинает сопереживать несчастным, попавшим в бедственное положение;
г) и СМИ, и граждане ругают государство;
д) хэппи-энд: на экране TV появляется Путин, ругает нерасторопных министров и в одночасье решает проблему. Да здравствует добрый царь-батюшка!

В принципе, удивление вызывает ни эта примитивная схема, а то, что она срабатывает. Чтобы подобные мошеннические трюки имели успех у населения, само это население должно обладать определенными этнопсихологическими свойствами. И, поскольку, речь идет не о единичных случаях, а об устойчивой исторической традиции ("злые бояре-министры - добрый царь-президент"), то эти свойства российского (русского) населения должны были сложиться в результате длительной во времени "генетической" аккумуляции.

Едва ли правы те, кто утверждает об "извечном рабском состоянии" русских. Ни одна социальная традиция, кроме самых естественных, первичных (любовь к своей семье, почитание старших, защита слабых и т.д.) не может быть "извечной", тем более рабство. Русские - славяне, и если бы рабское состояние у русских было "в крови", то подобное состояние мы сегодня должны были наблюдать и в других славянских народах: украинцах, поляках, сербах, чехах и т.д. Однако никому не приходит в голову называть эти и другие славянские народы "носителями рабской психологии". А ведь русские - генетическая отрасль этого славянского мира. Почему же русские "особенные"?

Здесь не годится и ссылка на крепостничество. Во-первых, в своих самых унизительных и бесчеловечных проявлениях крепостничество в России просуществовало недолго - с конца XVIII столетия и до начала XIX-го. Ни до, ни после этого русских крестьянок не заставляли кормить грудью барских щенков и не продавали членов одной семьи в разные руки. Во-вторых, крепостными в полном смысле были не все русские крестьяне. Преобладающая их часть на момент реформы 1861 года были "государственными". То есть, владельцем земли, арендуемой за определенные выплаты крестьянами, было государство, а не дворяне. Да и само "закрепление" было относительным, потому что крестьянин имел право освободить себя от "постоянной прописки" деньгами, выплаченными барину, и переехать в другое место, например, в город. Очень многие российские предприниматели, деятели культуры и даже прославленные военные (например, генерал Деникин) имели "крепостные" корни.

Так в чем же дело? Почему украинская, польская или словацкая власть не может вытворять со своими подданными тех оскорбительных и преступных вещей, которые с легкостью вытворяет российская власть с русским народом? И здесь, в качестве мотивированного объяснения, мы подходим к феномену "обожествления" государства с одновременной сакрализацией его верховного представителя; к феномену, через призму которого только и можно понять как русскую покорность, так и русский бунт, "страшный и беспощадный".

Власть обожествлялась не только в России. Египет фараонов, "Поднебесная Империя", "божественные цезари" - много что можно вспомнить и напомнить в этой связи. "Помазанниками Божьими" считались все христианские монархи, а не только русские цари. За исключением польских королей, которых избирали и свергали дворяне на сейме. Но если в исторических аналогиях мы видим обожествление личностей владык, то Россия уникальна тем, что сакральная харизма излучалась безличностной абстракцией, которую представляет собой государственная система.

Этот тезис, конечно, можно оспорить, напомнив об "отце народов" и "вожде всего прогрессивного человечества" Сталине. Однако, наперекор устоявшемуся мнению, дело все же было не в самом Сталине, а в том, насколько верно и твердо он служил "священному идолу" государства. Лидер государства в глазах российского населения обретает положительные или отрицательные качества в зависимости от того, насколько прилежно он выполняет функции "Верховного Жреца", руководящего культом государства. Этим и объясняется тот поразительный и для многих загадочный факт, что российский народ боготворил и продолжает боготворить самых жестоких тиранов в истории России: Петра Великого и Сталина (Иван Грозный за давностью лет уже потерял свою харизматическую ауру).

Иван Грозный истреблял своих подданных десятками тысяч. Петр Великий истреблял их уже сотнями тысяч (200 тысяч - только на строительство Санкт-Петербурга). Сталин превзошел всех, доведя гекатомбы государственному идолу до миллионов. Я не зря говорю о гекатомбах, поскольку и эти тираны, и их подданные воспринимали истребление людей как акт сакрального жертвоприношения на "алтарь государства". И тот верховный лидер (Верховный Жрец государственного культа), который принес наибольшее количество жертв в своем служении "священному идолу", достоин в глазах российского народа наибольшей славы, любви и вечной памяти.

Презрение к некоторым российским Верховным Жрецам или даже их убийство - оборотная сторона этого государственного культа. В России всегда презирали и презирают "слабых властителей". А слабым воспринимается тот из них, кто прекращает или даже несколько снижает поток кровавых жертвоприношений государству. Ведь это - доказательство ереси, посягательство на "святость" государственного идола, "богоотступничество". Только таким (сознательным или бессознательным) восприятием можно объяснить презрение россиян к Хрущеву, Брежневу, Горбачеву и Ельцину. Ельцин, впрочем, несколько парадоксален в глазах россиян: бескровно распустил СССР (плохо); затеял кровавую мясорубку в Чечне (хорошо); не довел уничтожение чеченцев до конца (плохо); вручил власть более решительному Верховному Жрецу (хорошо). Хрущев и Брежнев несколько позабыты, а Горбачев презирается однозначно.

Теперь мы должны понимать, насколько наивны попытки "опорочить" Путина в глазах россиян разоблачением его роли и участия во взрывах домов в российских городах. Дело не в том, что у россиян вызывает сомнение прямая причастность Путина к взрывам этих домов. Напротив, его, возможно, в душе даже укоряют, что он, Верховный Жрец государственного культа, принес на "священный алтарь" столь малое количество жертв. Столь же наивны попытки показать россиянам, насколько жесток Путин, убивая в Чечне десятки тысяч людей. Это только увеличивает его достоинство в глазах подданных и делает для них харизму Путина неотразимой. То же самое можно сказать о "путин-газе" в "Норд-Осте", о потерях российской армии за годы новой Кавказской войны - это все записывается подданными Путина в его актив. Он хороший Верховный Жрец, он не прекращает орошать алтарь государства потоками крови.

По укоренившейся в России традиции, жестокость и твердость Верховного Жреца должна сочетаться со спонтанными проявлениями доброты по отношению к подданным. Петр Великий мог подарить нищему золотой кубок. Сталин мог на мавзолее поцеловать в щеку бурятскую девочку или подарить с лукавой и добродушной улыбкой дефицитнейший трактор нахальному молодому председателю колхоза. И в обязательном порядке тираны должны публично хлестать по щекам (как Петр) или расстреливать (как Сталин) "плохих министров". Путин идет проторенной дорогой, даря девочке из российской глубинки видеокамеру, пограничнику в Таджикистане российское гражданство и отчитывая нерадивых министров перед телеобъективами. Это - безошибочный способ завоевать обожание российских подданных. И для понимания этого Путину не нужна мудрость. Нужно просто знать хотя бы основы истории России и то, что мы называли этнопсихологией русских (или россиян - кому как нравится).

Напоследок было бы уместно поставить вопрос: почему, по каким особым историческим или психологическим причинам в России сложился культ государства? И это при достаточно деятельном народе, который - без ощутимого содействия государства - освоил и заселил огромные пространства на Севере, Востоке и Юго-Востоке Евразии. Честно говоря, для меня это загадка. Что-то мистическое присутствует в этой уникальной форме язычества, идолопоклонничества. Кое-что можно объяснить тем, что христианская церковь в России при Романовых стала простым элементом в бюрократической системе государства, перенацелив религиозный порыв русских от Бога на государство. Но ведь христианство не требовало кровавых человеческих жертвоприношений, обличая их как служение сатане. Тогда почему культ государства в России неотделим от массовых убийств? Возможно, кто-то знает ответы на эти вопросы.

М.Висаитов, специально для Чеченпресс, 24.10.03г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com