О
терминах и не только…
По своей наивности люди полагают, что времена, когда Земля
покоилась на трех китах или трех слонах, уже давно ушли
в небытие. Оказывается, это вовсе не так - находятся индивидуумы,
которые по-прежнему утверждают нечто подобное, доказывая,
например, что «Чечня – пуп Земли», а все остальное вращается
вокруг по Джохарскому времени.
Мы бы приветствовали патриотические чувства чеченских идеологов,
если бы эта идеология не шла вразрез со здравым смыслом,
с которым часто наши чеченцы бывают не в ладах. К примеру…
Как можно утверждать о некоем Джохарском времени, когда
люди об этой географической новости впервые слышат, а 99,99%
населения знают либо московское, ну, в крайнем случае, местное,
грозненское время? А может быть этот оригинальный отсчет
времени предназначен для тех чеченцев, которые верят и ждут
возвращения Джохара Дудаева в качестве некоего мессии? Ну,
тогда это аще… Или же 0,01% суперпатриотичных чеченцев хотят
убедить большинство населения, что только им известная истина
должна быть воспринята всем остальным миром, безнадежно
отставшим от них, от авангарда, и поэтому вместо отсчета
времени по Гринвичу, необходимо пользоваться временем по
Джохару. Такие новшества в истории бывали не однажды, и
всем известно, чем заканчивался авантюризм новаторов, утверждавших
о необходимости разрушения старых устоев, чтобы затем… «мы
наш, мы новый мир построим». Спасибо, настроили… Нынешняя
Россия – блестящий пример того, что авантюризм к добру не
ведет.
Но если о применении некоторых терминов можно спорить без
вреда, то неуместная фразеология несет вред не только национально-освободительному
движению в Чеченской Республике, но и тысячам чеченских
беженцев, не по своей воле оказавшимся за пределами своей
Родины. Речь идет о так называемых мухаджирах. Вернее об
этом термине. Вот как трактует это понятие издание под названием
«Ислам. Энциклопедический словарь»: «Мухаджир («совершивший
хиджру») – мусульманин, переселившийся вслед за пророком
Мухаммадом в Медину до завоевания им Мекки. Эти переселившиеся
в пределах сотни человек составили элиту мусульманской общины.
В заслугу им ставилось то, что ради веры они порвали узы
родства и, оставив дома и имущество, последовали за вероучителем.
…Мухаммад отнес к числу мухаджиров также мусульман, переселившихся
из Мекки в Эфиопию и вернувшихся в Медину в 629 году, но
Умар I при установлении жалованья не включил их в высший
разряд, так как они не участвовали в первых сражениях.
В дальнейшем их не именовали мухаджиры».
В общем-то, здесь все ясно и без комментариев, как понятно
и желание некоторых чеченских идеологов выдать себя в новом
качестве. При этом следует заметить, что если подобная терминология
в так называемых мусульманских странах каким-то образом
воспринимается положительно местными мусульманами, считающими
себя, соответственно, в роли ансаров (помощников), и оказывающими
добровольную помощь новоявленным «мухаджирам», то возникает
вопрос правомерности использования этого термина в других
условиях.
Так, если в Чечне идет реальный Джихад – Священная война,
что не вызывает ни у кого сомнений, и об этом факте всюду
и везде трубят все те же чеченские идеологи, то хотелось,
чтобы они расставили приоритеты в этих важных вопросах.
Например: - феномен мухаджирства в условиях чеченского Джихада.
Не правда ли сомнительно? Не предлагают ли нам в очередной
раз, как и 140 лет назад, отставив в сторону Джихад, совершить
хиджру (переселение), в то время как всем известно, что
Джихад – Священная война относится к категории «фарз айн»,
- первейшей обязанности мусульман в случае агрессии против
них?
Есть и другой весьма существенный аспект, - как должны
повести себя чеченские беженцы в странах СНГ и Европы, если
с подачи тех же чеченских идеологов беженцы предстают в
качестве мухаджиров? Неужели и тут не видно столь явного
несоответствия, что не может быть мухаджира в классическом
понимании в немусульманской стране? Тем не менее, подобный
нонсенс продолжает иметь место на некоторых чеченских интернет-ресурсах.
Представьте себе забавную картину, когда чеченские беженцы
в Европе, добивающиеся статуса или политического убежища
в Управлении Верховного Комиссара по Беженцам ООН, с пеной
на губах доказывают ошалевшим от страха ООНовским чиновникам,
что они, при всем этом, еще и «мухаджиры»? Уверены, что
в условиях «Глобальной Антитеррористической» эти «мухаджиры»
вместо статуса беженцев, могут загреметь на нары где-то
в Чернокозово или на базе Гуантанамо.
А вот пример несоответствия здравому смыслу уже с совершенно
неожиданной стороны. Совсем недавно целый ряд изданий, публикуя
интервью с Асланом Масхадовым, основательно «выбрили» на
фото чеченского президента. Это сделано вероятно для того,
чтобы показать демократичность чеченского лидера… ? Смешно,
если не было грустно. А произошло столь знаменательное событие
не в каких-нибудь там третьеразрядных изданиях, а в серьезных
агентствах, претендующих на объективность. Речь идет о «Новой
Газете», «Грани», «Чечен Таймс». Вероятно, напрасно вновь
и вновь напоминать сотрудникам этих изданий о том, что понятие
«светскость» перенято европейцами из Ислама, а демократические
принципы взяты из мусульманской религии, утверждающей о
свободе, справедливости, равенстве. Ну, никак не хотят «демократы»
и слышать об этом.
Согласуясь с логикой безбородых, - чем чище выбрит мужчина
– тем он демократичней. Возможно это и так, если бы на самом-то
деле Аслан Масхадов перед интервью «Новой Газете» основательно
выбрился. Но, извините: чего нет, того нет, - и как это
не прискорбно для «демократов» от СМИ, Масхадов ныне упорно
не желает брать в руки бритву.
А разве дело в бороде? Если бы это было так на самом деле,
то проблема между безбородыми и бородачами могла давно разрешиться,
и представилась возможность придти к общему знаменателю
между демократами и радикальными мусульманами без пролития
крови. Для достижения консенсуса было бы достаточно убедить,
например, Усаму Бен Ладена в необходимости укоротить бороду
до приемлемых цивилизованных размеров, а президента Буша
– настолько же отрастить свою. Глядишь – тут же и разногласия,
и войны закончились.
Может быть, все это и так, но вот Карл Маркс с Фридрихом
Энгельсом покоя не дают, не говоря уже о других бородатых
демократах…
Д. Мартин, специально для
Чеченпресс, 06.10.03г.
Комментарий Чеченпресс:
Мы полагаем, что уважаемый автор несколько преувеличивает
отступление чеченских идеологов от «здравого смысла». Попробуем
выразить свое мнение по каждому пункту критики Д. Мартина.
1. Город Грозный после окончания первой российско-чеченской
войны 1994-96 годов был официально переименован в город
Джохар чеченским парламентом, избранным в 1997 году. И,
употребляя выражения «Джохарское время» или «время по Джохару»,
чеченские авторы, конечно же, далеки от мистического ожидания
«возвращения» Джохара Дудаева, первого чеченского Президента,
ставшего шахидом в войне с российскими оккупантами. Просто,
описывая события, происходящие в Чечне, чеченские авторы
называют не «Московское время», не «Стамбульское время»,
не «Тбилисское время», не «время по Гринвичу» и т.д., а
«Грозненское время». Или, с учетом нового официального названия
чеченской столицы – «Джохарское время».
2. О термине «мухаджиры». Действительно, этот термин в
контексте современных событий звучит несколько непривычно
для слуха. Мы ведь привыкли совсем к другим терминам: «беженцы»,
«вынужденные переселенцы» и т.д. Однако применение термина
«мухаджиры» по отношению к чеченским беженцам также имеет
свои резоны.
Конечно, все мы знаем и о первых мухаджирах, и о принявших
их мединских ансарах. Однако именно в эту пору и зародилась
традиция, в соответствии с которой всех беженцев мусульманского
вероисповедания стали называть мухаджирами. Этим термином
называли палестинских арабов, нашедших в эпоху Крестовых
походов приют в Египте; этим термином называли «мавров»,
изгнанных в конце XV века из Испании и нашедших убежище
в мусульманских странах Северной Африки, и т.д.
Интересно, что даже в официальной советской историографии
именно «мухаджирами» называли кавказских горцев, в том числе
и чеченцев, которые после окончания Кавказской войны переселились
на территорию Турецкой империи, не желая жить под колониальным
гнетом России.
Д.Мартин прав в том, что ООНовские чиновники действительно
несколько «ошалели» бы, назови себя чеченские беженцы «мухаджирами».
Однако беженцы вряд ли станут пугать бедных чиновников этим
термином. И дело тут не в том, что мусульманские беженцы,
прибывшие в христианскую страну, не имеют «юридического»
права называть себя мухаджирами (первой страной, приютившей
первых мусульманских беженцев, была как раз христианская
Эфиопия, и эти беженцы именовались мухаджирами, пусть и
получали впоследствии пенсию «не высшего разряда»). Дело
в том, что чеченцы понимают реалии современного мира, который
«вострит уши» при употреблении любого, даже самого безобидного,
мусульманского термина, и не станут употреблять слова, от
которых «шалеют» ООНовские чиновники.
3. Что касается вопроса «бороды Масхадова» или отсутствия
оной на некоторых фотографиях, то, возможно, «прокол» названных
Д.Мартином изданий объясняется тем, что у них в распоряжении
находились старые, довоенные фотографии чеченского Президента
и не было новых, военного времени. Впрочем, здесь Д.Мартин,
может быть, и прав. Чего не знаем, того не знаем.
Чеченпресс, 06.10.03г.
|