Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 10 октября 2002 г.

НОВЫЕ ТРУПЫ ПОЛКОВНИКА БУДАНОВА?

Приговор по его делу вынесут в Кремле

Подсудимому Юрию Буданову, обвиняемому в убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, могут быть предъявлены новые обвинения, несмотря на любой приговор по его делу. Речь идет о проверке жалоб четырех чеченских семей, у которых в январе 2000 года были задержаны, а потом убиты родственники. Если их обвинения в причастности полковника к похищению и убийству подтвердятся, оправданный или осужденный Буданов будет привлечен по ч.3 ст. 126 УК РФ (похищение человека, повлекшее тяжкие последствия) а кроме того - и по ч.3 ст. 286 (превышение служебных полномочий). Вмешательство генпрокурора В.Устинова в проверку этих жалоб свидетельствует о том, что это не праздные предположения.

Справка: бывший командир 160-го танкового полка - в/ч 13206 Буданов Юрий Дмитриевич обвиняется по пункту "в" ч. 2 ст. 105, по ч.3 ст. 126 и по пп. "а", "в" ч.3 ст. 286 УК РФ. Из материалов дела: 27 марта 2000 года Ю.Буданов после распития спиртных напитков по случаю 2-летия своей дочери приехал на бронемашине в чеченское село Танги-Чу, похитил из дому 18-летнюю чеченку Эльзу Кунгаеву и привез в расположение части. Там в КУНГе (кузов универсальный грузовой) ее задушил, после чего, угрожая пистолетом, приказал солдатам увезти труп в лес и закопать, "чтобы никто никогда не нашел".

А пока не подозревающий о новой напасти подсудимый ожидает результатов четвертой по счету психолого-психиатрической экспертизы своего психического состояния. О ее окончании объявила директор Государственного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Татьяна Дмитриева (в обиходе - Институт им. Сербского - А.Г.). Решение сохраняется в тайне и будет оглашено лишь на очередном заседании Военного суда Северо-Кавказского военного округа.

Вердикт 12-ти психиатров, представлявших судебную науку нескольких научных центров страны, вызывает естественное желание проникнуть в его тайну. Окольными путями меня вывели на причастного к обследованию ученого, который согласился ответить на все вопросы журналиста, кроме самого главного - о результатах. Ибо, он давал подписку о неразглашении и "за решетку ему совсем неохота".

В начале беседы Юрий Николаевич П. (назовем его так) напомнил, что первые две экспертизы Ю. Буданова (амбулаторная и стационарная, проведенные в Новочеркасске) признали полковника психически здоровым, способным осознавать свои действия. То есть вменяемым. Не обнаружили у него и состояния временного душевного расстройства. Однако Военному суду СКВО это заключение, как видно, не понравилось, и он вынес решение о проведении третьей экспертизы - в Институте им. Сербского в Москве. Результат, как и положено, хранился в тайне.

Однако во время Дня открытых дверей в институте им. В.П. Сербского в ноябре прошлого года профессор Федор Кондратьев, принимавший участие в сентябрьском обследовании полковника Ю.Буданова, сделал сенсационный намек о его полном душевном здоровье. Он подчеркнул, что в заключении экспертизы "не содержится оценки, что свои действия он совершал в состоянии аффекта".

Однако в Военном суде СКВО, как гром среди ясного неба, прозвучало решение комиссии о невменяемости подсудимого в момент убийства девушки, хотя вердикт о невменяемости выносит суд. Это его прерогатива.

Экспертиза вызвала шквал критических публикаций. В самом деле, психиатры вынесли удивительный вердикт - по сути, слово в слово изложили доводы Ю.Буданова, которому, оказывается, не оставалось ничего иного, как задушить увезенную из дому жертву. Раздетая, избитая, она, видите ли, стала угрожать ему и его солдатам, хотя ей надлежало смирно лежать, переносить побои и насилование во время "допроса".

Тем не менее, опираясь на результаты этой экспертизы, государственный обвинитель - начальник управления Военной прокуратуры СКВО полковник Сергей Назаров, попросил суд оправдать подсудимого по факту убийства из-за его "невменяемости", а по эпизодам превышения служебных полномочий (похищение девушки) - назначить срок 3 года и с применением амнистии освободить из-под стражи в зале суда.

Новый взрыв язвительных статей - гособвинитель в роли адвоката! И тут - сенсация. Генеральный прокурор РФ В.Устинов публично заявляет о несогласии с позицией своего представителя на процессе, а министр обороны тут же отправляет С.Назарова в отставку "по состоянию здоровья". В качестве нового гособвинителя в зал заседаний прибывает помощник Главного военного прокурора СКВО полковник юстиции Владимир Милованов. Но его мнение высокий суд уже не интересует. Выслушав последнее слово полковника, он удаляется в совещательную комнату.

В день вынесения приговора 3 июля 2002 года, то есть ожидаемого освобождения подсудимого - новая сенсация. Судья Виктор Костин оглашает решение продолжить процесс и "назначить в отношении Буданова Ю.Д. повторную стационарную судебную комплексную психолого-психиатрическую экспертизу". Причем, в том же самом центре им В.П.Сербского. Это вызывало в целом положительную реакцию основного защитника потерпевшей стороны - адвоката А.Хамзаева, хотя он и выразил несогласие с рядом кандидатур назначенных судом экспертов.

Справка: Хамзаев Абдулла Майрбекович родился 10 мая 1937г. в Грозном, юрист в третьем поколении. В 1944-1957 г.г. пребывал в депортации в Казахстане. В 1961 году окончил Московский нефтяной институт им. Губкина, а в 1964-м - заочное отделение Московского юридическогого института. С 1965 г. по 1979 г. прошел путь от следователя столичной прокуратуры до помощника генерального прокурора РСФСР и СССР "по пересмотру судебных решений о смертной казни". В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за особые заслуги А. Хамзаев получил звание "заслуженный юрист РСФСР". В августе 1979 года перешел в Московскую городскую коллегию адвокатов, где трудится по настоящее время.

В 1991-93гг. по "делу ГКЧП" А. Хамзаев защищал экс-вице-президента СССР Геннадия Янаева.

- Вы не должны сомневаться, что и это "соломоново решение" ростовского военного суда продиктовано в Кремле, - усмехнулся Юрий Николаевич, - и оно зависит от того, чья точка зрения на этот счет одержала верх. Похоже, там идет непрерывная борьба за грешную душу полковника. Меня же волнует другое. Знаете, какой у него общий медицинский диагноз? "Органическое поражение головного мозга травматического генеза с психопатизацией личности, сочетающееся с посттравматическим стрессовым расстройством, состояние неустойчивой компенсации". Здесь, помимо пристрастия к алкоголю, отмечено все. И, конечно, было бы лучше, если бы вышестоящие командиры своевременно его комиссовали по состоянию здоровья. Но этого не случилось, и все последующее поведение командира полка, как явствует из материалов дела, - цепь буйств, истерик, избиений подчиненных, конфликтов со старшими по званию и, наконец, убийство девушки. Я нисколько не удивлюсь, если к этому "послужному списку" прибавятся новые трупы. Полюбопытствуйте на этот счет - вас наверняка ждут открытия.

С такими вопросами я и пришел к адвокату А.Хамзаеву.

- Действительно, я не раз ставил перед чеченской прокуратурой вопросы о проверке жалоб о причастности Ю.Буданова к убийству нескольких мирных жителей, но безрезультатно, - пояснил Абдулла Майрбекович.

По его словам, все началось в декабре 1999 года, когда в Шатойском районе Чечни шли бои. Единственная дорога из гор в равнинную часть и обратно проходила через поселок Дуба-Юрт. Здесь и установил свой блокпост 160-й танковый полк под командованием подполковника (тогда еще) Ю.Буданова. 10 января 2000 года был открыт широко разрекламированный в СМИ "зеленый коридор", по которому беженцы Шатойского района "в связи с окончанием военных действий" могли вернуться в свои дома.

13 января будановские бойцы задержали здесь четыре грузовика с жителями (женщины и старики), которые возвращались в свои жилища. Военные, проверив документы, отпустили всех, но заинтересовались водителями Саидом Дельмухановым, Хусейном Дидаевым, Виситом Арснукаевым и Вахой Титаевым. По свидетельству пассажиров, их "взяли в плен" по личному приказу какого-то подполковника и вместе с машинами увезли в неизвестном направлении. Высаженные шатойцы на земле прождали земляков до вечера, но так и не дождались…

15 февраля полк Буданова перебросили в район села Танги. На его кладбище глава сельской администрации Шамсутдин Ждамбулатов (по фатальному стечению обстоятельств - вместе с отцом будущей жертвы Висой Кунгаевым - ред.) обнаружил три трупа. 29 февраля прокуратура Урус-Мартановского района возбудила уголовное дело. На следующий день группа экспертов установила, что мужчины-чеченцы были застрелены в упор, но перед этим их пытали - на телах обнаружились следы многочисленных побоев и ожогов... Неизвестных похоронили в общей могиле, а их одежду вывесили в местной мечети.

Прокуратура Урус-Мартановского района возбудила уголовное дело по факту убийств, однако уже в апреле списала его в архив из-за неустановленности личностей убийц. Кое-какой свет на дело пролился в мае, когда в Танги появилась делегация жителей Шатоя. Горцы сразу опознали вещи троих из четырех пропавших в январе водителей (документы четвертого, Саида Дельмуханова, были обнаружены спустя две недели в районе села Комсомольское, но его труп так и не удалось обнаружить.)

Под давлением людей следователи приняли решение о вскрытии могил. Трупы были эксгумированы и родственники их опознали. Убитыми оказались те самые Арснукаев, Дидаев и Титаев. На этом "расследование дела" завершилось, несмотря на неоднократные жалобы потерпевших во все инстанции, вплоть до МВД и Минобороны.

Но, как оказалось, 31 января 2000 года Ю.Буданову досрочно присвоили воинское звание полковника, и "Красная звезда" поместила на первой полосе его фотографию. Впоследствии газета попала в один из лагерей беженцев, и чеченцы опознали в отличившемся того самого офицера, который от блок-поста у Дуба-Юрта увез их бесследно исчезнувших родных.

А в марте Буданов задушил Эльзу Кунгаеву. Мало кто знает, что, выскочив из КУНГа, он с пистолетом в руках бросился на командующего группировкой федеральных войск "Запад" генерал-лейтенанта Валерия Герасимова. В это время тот по жалобе отца и матери Эльзы Кунгаевой разыскивал их дочь, увезенную пьяным командиром. Буданов кричал, что "здесь не гарем, а танковый полк", и всякие подозрения о его причастности к похищению чеченки для него оскорбительны. Поначалу-то душитель все отрицал, полгая, что убийство сойдет ему с рук. Но, по нашим сведениям, генералы на этот раз решили: "хватит терпеть его выходки". Полковник был арестован и через несколько часов написал "явку с повинной"..

Словом, обнадеженные арестом Буданова, чеченцы обратились к проживающему в Москве адвокату А.Хамзаеву с просьбой оказать помощь в расследовании убийств их родных. И представили нотариально заверенные заявления, в которых утверждали, что их родственников "в район низины" увез именно Буданов.

С января 2002 года Хамзаев направил добрый десяток жалоб. Заслуженный юрист просил возобновить расследование, допросить многочисленных очевидцев, собственными глазами видевших "задержание" их земляка Арснукаеква и других шоферов "ЗИЛов" и "ГАЗа". И так - вплоть до заместителя генерального прокурора Сергея Фридинского и самого генпрокурора Владимира Устинова. А в этих обращениях адвокат уже просил привлечь к дисциплинарной ответственности подчиненных им прокуроров, заволокитивших расследование дел об убийствах мирных жителей.

Как нам стало известно, из Москвы последовал ряд энергичных нахлобучек. И, наконец, начальник отдела прокуратуры ЧР по надзору за расследованием преступлений А. Тюменцев в середине августа принимает к своему личному рассмотрению все жалобы неугомонного московского светила и его подзащитных. Он сообщает ему, что все постановления следователей о "замораживании" дел отменены, они объединены в одно производство и материалы уже направлены прокурору Урус-Мартановского района для проверки "причастности военнослужащего Буданова к совершению похищения и убийства вышеуказанных граждан".

Словом, похоже, надзорная власть, наконец-то вспомнила о "диктатуре закона" и решила дать ход расследованию жалоб на вскрывшиеся "геройства" полковника. И если они подтвердятся - последует возбуждение новых уголовных дел. И тогда убийство молодой чеченки может стать не самым тяжким эпизодом из фронтовой биографии командира с "посттравматическим стрессовым расстройством".
Александр ГОЛОВЕНКО, Москва.

Специально для газеты "Право-защита" и Информационного центра Общества Российско-Чеченской дружбы

P.S. По данным Чеченской прокуратуры, о чем начальник отдела А. Тюменцев сообщил адвокату А. Хамзаеву, всего после "задержания" на будановском блокпосту у села Дуба-Юрт в январе-феврале 2000 года бесследно исчезли 18 жителей Шатойского района.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВА РОССИЙСКО-ЧЕЧЕНСКОЙ ДРУЖБЫ,
Пресс-релиз № 274 от 9 октября 2002 года.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com