Две
точки зрения на российско-чеченские войны
I. Мы таки первые?
Сейчас много пишут в прессе, говорят по радио и телевидению
о событиях, происходящих на Кавказе, в частности, в Чечне
и Дагестане. При этом мы очень редко вспоминают первую чеченскую
войну, которая длилась без малого 49 лет (1810 - 1859 гг.).
И особенно она усилилась при третьем имаме Дагестана и Чечни
Шамиле в 1834-1859 гг.
В те времена вокруг городов Кизляр, Хасавьюрт, Кизильюрт,
Моздок, Махачкала, Гудермес и Дербент жили горские евреи.
Они занимались ремеслом, торговлей, врачеванием, знали местный
язык и обычаи народов Дагестана. Носили местную одежду,
знали кухню, внешним видом походили на коренное население,
но крепко держались за веру своих отцов, исповедуя иудаизм.
Еврейскими общинами руководили грамотные и мудрые раввины.
Разумеется, во время войны евреи подвергались нападениям,
грабежам, унижениям, но без помощи лекарей-евреев горцы
обойтись не могли, как не могли обойтись без товаров и продовольствия.
Евреи обращались к царским военачальникам за защитой и помощью,
но, как это часто бывает, просьбы евреев либо не слышали,
либо не обращали на них внимания - выживайте, мол, сами!
В 1851 году командующим левого фланга Кавказской линии
фронта был назначен князь А. И. Барятинский - потомок обрусевших
польских евреев, чьи предки при Петре I сделали головокружительную
карьеру. С первого дня своего пребывания в Дагестане Барятинский
начал претворять в жизнь свой план. Он встречался с лидерами
общин - раввинами, организовал агентурную, оперативную и
разведывательную деятельность горских евреев, ставя их на
довольствие и приводя к присяге, не посягая при этом на
их веру.
Результаты не заставили себя ждать. Уже в конце 1851 года
была создана агентурная сеть левого фланга. Джигиты горских
евреев проникали в самое сердце гор, узнавали местоположение
аулов, наблюдали за действиями и передвижениями отрядов
войска неприятеля, успешно заменяя продажных и лживых дагестанских
лазутчиков. Бесстрашие, хладнокровие и какое-то особенное
прирождённое умение внезапно застать неприятеля врасплох,
хитрость и осторожность - вот главные черты джигитов горских
евреев.
В начале 1853 года пришло предписание иметь в конных полках
по 60 человек евреев-горцев, в пеших - по 90 человек. Кроме
того, призванные на службу евреи и члены их семей получали
российское гражданство и значительное денежное довольствие.
В начале 1855 года имам Шамиль стал нести существенные потери
на левом фланге кавказского фронта.
Немного о Шамиле. То был умный, коварный и грамотный имам
Дагестана и Чечни, проводивший собственную экономическую
политику и даже имевший свой монетный двор. Руководил монетным
двором и координировал экономический курс при Шамиле горский
еврей Исмиханов! Однажды его хотели обвинить в том, что
он тайно передал евреям пресс-формы для чеканки монет. Шамиль
приказал "хотя бы отрубить ему руку и выколоть глаза",
но формы неожиданно были найдены у одного сотников Шамиля.
Шамиль лично уже ослепил его на один глаз, когда сотник
извернулся и нанёс ему удар кинжалом. Раненый Шамиль с неимоверной
силой стиснул его в своих объятиях и зубами разорвал ему
голову. Исмиханов был спасён.
Имам Шамиль Лекарями у Шамиля были немец Сигизмунд Арнольд
и горский еврей Султан Горичиев. Мать его была повитухой
в женской половине дома Шамиля. Когда Шамиль умер, на его
теле нашли 19 колотых и 3 огнестрельных ранения. Горичиев
оставался с Шамилем до самой его смерти в Медине. Был вызван
как свидетель его благочестия в муфтият, и видел, что Шамиля
похоронили неподалёку от могилы пророка Магомеда.
На протяжении всей жизни Шамиля у него было 8 жён. Самым
долгим был брак с Анной Улухановой - дочерью горского еврея,
купца из Моздока. Поражённый её красотой, Шамиль взял её
пленницей и поселил в своём доме. Отец и родственники Анны
неоднократно пытались выкупить её, но Шамиль оставался неумолим.
Спустя несколько месяцев красавица Анна покорилась имаму
Чечни и стала самой любимой его женой. После пленения Шамиля
брат Анны пытался вернуть сестру в отчий дом, но она отказалась
возвращаться. Когда Шамиль умер, его вдова перебралась в
Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого
султана. От Анны Улухановой у Шамиля было 2 сына и 5 дочерей...
В 1856 году князь Барятинский был назначен наместником
Кавказа. На протяжении всей линии кавказского фронта были
прекращены бои, и развернулась разведывательная деятельность.
В начале 1857 года, благодаря разведке горских евреев в
Чечне были нанесены сокрушительные удары по жилым пунктам
и продовольственным базам Шамиля. И к 1859 году Чечня была
освобождена от деспотического правителя. Его отряды отступили
в Дагестан. 18 августа 1859 года в одном из аулов последние
остатки войска имама были окружены. После кровопролитных
боёв 21 августа в ставку российского командования отправился
посол Исмиханов и, проведя переговоры, договорился о том,
что Шамиль будет приглашен в ставку главнокомандующего и
сам сложит оружие. 26 августа 1859 года под селением Ведено
Шамиль предстал перед князем А. И. Барятинским. До первой
встречи Шамиля с императором российским Александром II Исмиханов
состоял при нём переводчиком. Он же свидетельствует, что
царь обнял и поцеловал имама. Одарив Шамиля деньгами, шубой
из чёрного медведя и раздарив подарки жёнам, дочерями невесткам
имама, государь отправил Шамиля на поселение в Калугу. Вместе
с ним туда отправилось 21 человек родственников.
Кавказская война постепенно завершилась. Русские войска
потеряли за 49 лет военных действий около 100 тысяч человек.
Высочайшим указом все горские евреи за доблесть и храбрость
были освобождены от уплаты податей на 20 лет и получили
право свободного передвижения по территории Российской Империи.
С началом новой современной войны на Кавказе из Чечни уехали
и были вывезены в землю предков все горские евреи. Из Дагестана
уехала их большая часть, осталось не больше 150 семей. Хотелось
бы спросить, кто будет помогать российской армии в борьбе
с бандитами?..
Виктор Рыков, газета «Кипарис», №№ 9-10,
сентябрь-октябрь 2000г.
* * *
II. Вспоминая Лермонтова...
Я еврей. Верующий еврей, убежденный в том, что мы везде,
кроме Израиля, обречены на ассимиляцию. Если, конечно, Израиль
выживет... С грустью смотрел в Иерусалиме на золотой купол
мечети Аль-Акса, построенной мусульманами на месте нашего
Храма, с болью в сердце всегда слышу о терактах, совершаемых
мусульманскими фанатиками против евреев во всем мире.
Казалось бы, нужно сидеть и тихо радоваться, глядя по
телевизору, как доблестные российские солдаты, с помощью
новейшей техники, перед которой не устояла бы и месяц фашистская
Германия, успешно громят "бандформирования" мусульманской
Чечни.
Залпы мощнейших реактивных установок, чудо-вертолеты, словно
сказочные Змеи Горынычи, изрыгающие языки пламени на города
и села непокорного народа, не оставляют ни малейшего сомнения
в том, что трехцветный русский флаг снова будет развеваться
над Грозным. Значит, скоро будет мир на Кавказе, и «мусульманские
фанатики» во всем мире будут посрамлены...
Все это так, но только почему негодует сердце, когда я
слышу, что в "фильтрационные лагеря", где бьют,
пытают и истязают захваченных людей во время так называемых
"зачисток", проводимых специальными командами,
сгоняют и 10-летних мальчиков?! Не потому ли, что они тоже,
как их отцы и братья, взяли в руки оружие? Значит, не одни
придуманные российской пропагандой мифические ваххабиты,
исламисты и террористы отчаянно сопротивляются одной из
сильнейших в мире держав, а весь чеченский народ, вот уже
столетия не желающий быть под игом чужеземной державы. А
это уже совершенно другое дело!
Больно видеть, когда показывают по телевизору изувеченные
осколками бомб и снарядов тела малолетних детей, и стариков,
месяцами прячущихся от смерти в подвалах. Нет, конечно,
здесь ты не права, Россия! Даже когда ты воюешь ради сохранения
своего единства. Тебя не хотят, тебя боятся, против тебя
выступают от мала до велика целые народы. И пусть среди
них есть те, кто ненавидит меня как еврея - все равно я
не могу простить тебе грубых нарушений прав человека, каким
бы он ни был по вере, происхождению и цвету кожи. Не могу
простить тебе ужасные беспощадные бомбардировки целых сел
и городов. Чистое дело должно делаться чистыми руками, как-то
сказал один из выдающихся деятелей российского прошлого.
Впрочем, не только он. И пусть сегодня радуются военным
победам в Чечне многие российские граждане. Твердо верю,
что в недалеком будущем они тоже воспримут, как свои, слова
понимавшего толк в кавказских войнах великого поэта Лермонтова:
Люблю Отчизну я, но странною любовью...
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой.
Поистине, это слова пророка, до которого, к сожалению,
еще очень далеко многим ныне живущим русским политикам.
Борис Фельдман, «Шабат шалом», Днепропетровская
еврейская газета, №3, март 2000г.
|