Потомки
Энея
Еще начиная с 20-х годов прошлого столетия ученые- лингвисты
упорно связывали этрусский язык с кавказскими языками. У
истоков этой гипотезы стоял знаменитый итальянский языковед
Альфредо Тромбетти. Новый материал по расшифровке этрусских
надписей позволил современным ученым не только подкрепить
давнюю гипотезу новыми доказательствами, но и конкретизировать
ее. Так, современные лингвисты-новаторы С.А.Старостин, С.Л.Николаев
и В.Э.Орел совместно с авторитетным востоковедом В.В. Ивановым
пришли к выводу, что этруски есть не кто иные, как хурриты.
С 14 по 16 сентября 1987 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ)
проходила Всесоюзная научная конференция по теме "Кавказ
и цивилизация Древнего Востока". На этой конференции
прозвучал совместный доклад В.Э. Орла и С.А. Старостина
"О принадлежности этрусского языка к восточно-кавказской
языковой семье". Около 50 этрусских слов (а всего расшифровано
их лишь немногим больше) имели убедительные схождения как
в хуррито-урартском, так и в вайнахском языках.
Признаться, доклад был принят с некоторым недоверием к
его выводам, так как трудно было объяснить связь этрусского
языка с хуррито-урартским и вайнахским языком исторически.
Появлялись вопросы, на которые в докладе не было ответов:
Когда и в каком регионе этруски отделились от хуррито-урарто-нахской
общности? Как согласовать с выводами докладчиков то обстоятельство,
что этруски жили в Италии, а хуррито-урарто-нахи - в Передней
и Малой Азии и на Кавказе?
Для тех из читателей, кто любит обстоятельность, приведем
цитату из тезисов доклада В.Э. Орла и С.А. Старостина: "Как
историческая фонетика этрусского языка, так и предлагаемые
этимологии (т.е. расшифровка смысла слов.- Авт.) обнаруживают
существенные черты сходства с фонетикой и лексическим составом
другой ветви восточнокавказской семьи - хуррито-урартской"
(cм. "Кавказ и цивилизации Древнего Востока",
Орджоникидзе, 1989г., с.106).
В 1988 году в Москве вышел в свет сборник статей под названием
"Древний Восток. Этнокультурные связи". Одно из
центральных мест в этом сборнике занимает статья В. В. Иванова
"Древневосточные связи этрусского языка". Статью
замыкает вывод о том, что "этрусский был результатом
развития одного из хурритских диалектов" (с.216). В
другом месте (с.215) В. В.Иванов обращает внимание на то,
что в целом ряде случаев "этрусское отражение близко
к нахскому".
Итак, языковеды пришли к вполне однозначному выводу о тесном
родстве этрусского языка с хуррито-урартским и вайнахским
языками. Появилась новая проблема - как объяснить это родство
исторически? Но, оказывается, историки уже давно пытались
обосновать связи этрусков с Малой Азией, и в данной статье
мы хотим ознакомить читателей с некоторыми результатами
этих исследований.
* * *
Сами этруски почти не оставили свидетельств о своем происхождении.
Однако многие античные авторы (Геродот, Гелланик Лесбосский,
Фукидид, Дионисий Галикарнасский и др.) писали, что этруски
в свое время переселились в Италию из Малой Азии. Знаменитый
римский поэт Публий Вергилий в поэме "Энеида "впервые
определенно связал этрусков с Троей, известной всем по "Илиаде"
Гомера.
Вергилий писал, что после сожжения греками Трои один из
сыновей троянского царя Приама - Эней, с остатками своих
соплеменников пересек на кораблях Средиземное море и, высадившись
в Италии, положил начало великой славе римлян. Если вспомнить,
что Рим был основан этрусками и представители этого народа
долгое время были римскими царями, то поэму Вергилия можно
воспринимать как историческое свидетельство. С изгнанием
последнего царя-этруска Тарквиния Гордого, Рим превращается
в республику и перестает быть "просто этрусским городом",
каким описывали его Тит Ливий, Дионис Галикарнасский, Плутарх
и другие греко-римские авторы.
После многолетних изысканий и анализа огромного количества
исторических источников, болгарский ученый В. Георгиев убедительно
доказал, что этруски действительно являлись переселенцами
из разрушенной в 1240 году до н. э. греками Трои (см. "Вестник
древней истории", М. 1952г., N4, с. 133 и сл.). Ныне
точка зрения о происхождении этрусков, принадлежащая В.
Георгиеву, является общепризнанной, что свидетельствует
об отсутствии весомых аргументов против этой теории. Вероятно,
Вергилий знал какие-то древние, не дошедшие до нас источники,
которые позволили ему связать древнейших римлян-этрусков
с Троей.
Троя…. Едва ли найдется образованный человек, который не
читал бы об этом древнем городе, чье название в "Илиаде"
и "Одиссее" обессмертил Гомер. "Крепкостенный",
"пышнозастроенный", "широкоулочный"
- вот лишь немногие из эпитетов, которыми Гомер наделил
этот город. Известно, что греки 10 лет безуспешно осаждали
Трою и уже решили вернуться на родину, но царь Итаки, "хитроумный
Одиссей", придумал трюк с деревянным конем, внутри
которого были спрятаны греческие воины; троянцы втащили
этот злополучный "дар" через стены в город, а
ночью спрятанные внутри коня воины вышли наружу, перебили
стражу, открыли ворота и "священный Илион" пал,
захваченный врасплох свирепыми врагами…С тех пор в древнем
мире и утвердилась поговорка: "Бойся данайцев, дары
приносящих".
Мы привыкли называть город, о котором идет речь, Троей,
но на самом деле он носил несколько иное название. Хеттские
источники XIV -XIII вв. до н. э. (анналы царя Тудхалии IV)
передают название Трои как Таруиша (см. О. Р. Герни, "Хетты",
М. 1987, с. 52-53.). Город этот, основанный в середине III-
го тысячелетия до н. э., уже в XXII в. до н.э. был завоеван
хурритами, вторгшимися в Малую Азию с востока, с Армянского
нагорья.
К середине II -го тысячелетия до н. э. под власть хурритов
попала почти вся Малая Азия. Это доказывается тем, что здесь
повсеместно появляются города и области с хурритскими названиями,
хеттские цари носят хурритские тронные имена, официальная
письменность хеттов переходит на хурритский язык и хурритская
религия становится государственной религией хеттов (об этом
пишут - Г.А.Меликишвили, Г.Г.Гютерброк, В.Г.Ардзинба, Й.Лукач
и др. ученые).
Цари хурритской державы Митанни (по - хурритски Маитене,
т.е." страна"; сравните с вайнахским меттане,
метта-"место", "страна") в ту эпоху
господствовали над Хеттским и Ассирийским царствами и считали
их своими вассальными областями. Только в XIII веке до н.
э. хеттам и ассирийцам удалось освободиться от владычества
хурритов. Но в этом же столетии им пришлось столкнуться
с вновь образовавшимся хурритским царством Диаухи - преемником
Митанни.
Название Таруиша, несомненно, связано с хуррито-урартским
словом таршуа - "человек". Племя троянцев (таруиша)
называлось так по общепринятой традиции, уходящей в глубину
времен, когда племя обозначало себя просто словом "люди",
"народ". Самоназвания с основой "люди",
"мужчины", "народ" до сих пор носит
множество народов практически на всех континентах (см. работу
М.В. Крюкова "Люди", "Настоящие люди".
- Этническая ономастика, М., 1984 г.). Хурритские племена,
конечно, не являлись исключением из этого распространенного
правила. Поэтому название троянцев (таруиша ) и хурритское
слово таршуа ("люди") вполне согласуются между
собой.
Слово таршуа имеет еще один смысл в хурритском и урартском
- "мощный". Это слово сохранилось в вайнахском
в "усеченном" виде - таро ( "мощь",
"возможность", "дееспособность"). Троя
действительно являлась мощным городом-крепостью, так что
и второй смысл слово таршуа не противоречит исторической
реальности.
Пора сказать, что этруски в восточных текстах назывались
именем, очень похожим на самоназвание троянцев - таршиш.
Таруиша - таршуа - таршиш - все эти слова созвучны между
собой и восходят к хурритскому термину таршуа - "люди",
"народ". Что касается названий "Троя",
"этруски", "тирренцы", то они известны
нам из греко- латинской передачи и не являются первоначальными,
адекватными исконному звучанию.
Этруски переселились из Малой Азии в Италию не сразу после
падения Трои. До этого они доставили немало хлопот Египту,
которому пришлось вести ожесточенные войны с "народами
моря", среди которых древние египтяне первым упоминают
народ "таршиш". После этих войн, примерно с 1200
г. до н.э. этруски обнаруживаются на острове Сардиния (этрусские
цари назывались сардами; вспомним тронные имена урартских
царей - Сардури). Между 800 и 700 гг. до н. э. этруски перебираются
в Среднюю Италию и строят там первые свои 12 городов.
С этих пор они становятся великим народом воинов, торговцев
и мореходов. Какое-то время военный флот этрусков контролировал
все Средиземное море и их колонии доходили до Атлантического
океана (самый западный город, основанный этрусками в Испании,
носил название Тарсис, или Таршиш - о значении этого слова
мы уже говорили).
Римляне никогда и не пытались скрыть, что своей культурой,
письменностью, гражданским устройством и многим другим они
обязаны этрускам. Во многие европейские языки (через латинское
посредство) попали такие этрусские слова как арена (этр.
арн, хуррит.-урарт. айре, вайнахск. аре - "простор",
"ровное место"); мэр (лат. мар, этр. мари, хурр.-ур.
мари, вайнахск. мар-"знатный, свободный человек",
"мужчина" - см. еще вайнахск. маршо - "свобода",
"независимость"); Сатурн (этр. сатре-"неблагоприятное
божество", хурр.-ур. сидарни - "заклятие, проклятие",
вайнахск. сардам - "проклятие") и т. д. В названной
статье В. В. Иванова приводится еще немало примеров таких
заимствований.
Этруски много столетий подряд не теряли связей со своей
древней прародиной. Известно, что они регулярно снаряжали
морские экспедиции в Малую Азию, где для своих религиозных
обрядов покупали урартийские бронзовые ритуальные котлы.
Именно через этрусков греки и римляне заимствовали урартийское
вооружение (шлемы с гребнями, получившие впоследствии название
"аттических", набедренные повязки, укрепленные
бронзовыми полосами и т.д.) и вид храмов с колоннами - древнейший
храм подобного типа был построен впервые в хуррито - урартском
религиозном центре - городе Ардини (ср. чеч. аьрда, инг.эрда
- "храм", "священный", "божественный").
Кстати, одно из названий "священной" Трои - Ардей.
Более подробно обо всем этом можно узнать из книг академика
Б. Б. Пиотровского "Ванское царство (Урарту)"
и "Искусство Урарту (VIII - VI вв. до н. э.)".
Можем ли мы говорить о прямых связях вайнахов с этрусками?
Очевидно, нет, хотя у Вергилия мы и находим намек на кавказское
происхождение родоначальника этрусков Энея. Карфагенская
царица Дидона, разгневанная намерением Энея покинуть ее,
обращает к нему такие слова:
" Нет, не богини ты сын, и род твой не от Дардана,
кручи Кавказа тебя, вероломный, на свет породили" ("Энеида",
кн.IV, стих 366).
В то время, когда этруски строили в Италии свои города,
предки вайнахов с тяжелыми войнами осваивали предгорные
равнины на Северном Кавказе (об этом красочно повествуют
грузинские и армянские летописи, в которые вошли древнейшие
исторические предания этих народов).
Но родственная связь между вайнахами и этрусками все же
существует. Она проявляется в том, что оба эти народа, находясь
на разных краях яфетического мира, имели одну общую прародину
- там, где находилась древняя и еще во многом загадочная
хурритская цивилизация - в Передней и Малой Азии.
Хасан Бакаев, историк, газета "Чеченец",
№10(15), декабрь 1997г.
|