Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 21 сентября 2002 г.

Ваххабизм - угроза миру или дешёвый идеологический ярлык?Ваххабизм - угроза миру или дешёвый идеологический ярлык?

Перефразируя знаменитый афоризм Ларошфуко, ваххабизм в современной российской общественно-политической жизни подобен привидению: все о нём говорят, но никто о нём ничего не знает. В последнем выпуске НГ-религий опубликована статья Александра Игнатенко "Ислам - жертва ваххабизма" с подзаголовком "О действительных и ложных целях антитеррористической операции". Статья занимает большую часть первой страницы, к ней приложена яркая фотография и её можно вполне считать отражающей точку зрения редакции. Александр Игнатенко представлен как главный эксперт НИИ социальных проблем МГУ им. Ломоносова. Можно с уверенностью, близкой к 100% говорить, что он не специалист по исламу, арабского не знает, поэтому, разумеется, ни самого ал-Ваххаба, ни его последователей не читал. Тоже самое я могу сказать и о себе. Но если одному неспециалисту дают возможность высказываться с высокой трибуны, то почему бы не высказаться другому с менее высокой. Суть статьи сводится к тому, что ислам - миролюбивая религия, а ваххабизм - зловредная, человеконенавистническая секта внутри неё. Идеологией этой секты "является ненависть ко всем, кто с ней не согласен, включая мусульман иных направлений, а практикой - систематическое насилие, включая террор", "ваххабиты несут уничтожение и гибель всем, кто с ними не согласен в Соединённых Штатах, Африке, Европе, России, в арабских странах". Ваххабиты совершили терракт 11 сентября, но, так как они выступают от имени всего ислама, во всём мире наблюдается не "ваххабитофобия", а "исламофобия", что не справедливо. Автор, фактически, упрекает мусульман в политической неопытности: они отмежевались только от самих террактов, а надо было и от зловредной секты, к которой принадлежали террористы.

При ближайшем рассмотрении реальности вся возведённая автором простая и понятная конструкция рассыпается в прах. Известно, что ваххабизм - основа государственной идеологии Саудовской Аравии, а официальный глава ваххабитов - Саудовский король, союзник США. Бен Ладен объявлен в ваххабитской Саудовской Аравии вне закона задолго до террактов 11 сентября. Пассаж в статье о том, что зловредные ваххабиты в 1924 году силой захватили Мекку работает против основной идеи статьи. Ведь по логике автора ваххабиты должны нести "уничтожение и гибель всем, кто с ними не согласен", а в реальности, в Мекку, отнюдь не опасаясь за свою жизнь, ежегодно совершают паломничество миллионы мусульман всех направлений, а саудовский король оплачивает их пребывание на своей земле из своего кармана. Статью иллюстрирует фотография человека с портретом Бен Ладена и подпись: "Демонстрация пакистанских исламистов в защиту талибов после событий 11 сентября". Показательно, что у авторов подписи рука не поднялась назвать пакистанских поклонников Бен-Ладена ваххабитами. Эти люди названы термином из современного идеологического новояза "исламистами". То есть, существуют нормальные последователи ислама, а есть и ненормальные - "исламисты". Но статья-то называется "Ислам - жертва ваххабизма", а не исламизма. Невозможно назвать ваххабитами ни палестинских террористов, ни албанцев из Армии освобождения Косово, ни тех же талибов. Автор статьи говорит о действии единой ваххабитской сети в США, России, Грузии и "других странах". То ли у автора, то ли у редакции хватило чувства стиля не перечислять эти "другие страны" и не назвать талибов, палестинцев, албанцев ваххабитами. Заканчивая критический обзор статьи, необходимо отметить, что ни Буш, ни кто-либо другой из европейских лидеров, поддержавших США в борьбе с терроризмом, никогда не употреблял слова "ваххабизм".

Называть ваххабитами любых исламских фундаменталистов и экстремистов - чисто российская особенность. Почему и как она появилась - тема отдельного исследования. Первое очевидное предположение, которое приходит на ум то, что в Дагестане и Чечне с конца 80-х годов радикальные исламские группы, конфликтующие с местным духовенством, имеющие деньги и готовые отстаивать свои идеи с оружием в руках, возглавили проповедники именно из Саудовской Аравии. По крайней мере, именно их имена были и остаются на слуху. Понятно, что это были не рядовые саудовские мусульмане-ваххабиты, а активные, пассионарные люди, готовые на любые жертвы. Другие в далёкую страну не поехали бы. Но ваххабизм в их преступлениях и экстремизме виноват не более, чем католицизм в действиях конкистадоров. Разумеется, сам ал-Ваххаб, судя по статье в академическом энциклопедическом словаре "Ислам" (М., Наука, 1991 г.), не был образцом кротости и терпимости. В статье сказано, что он активно проповедовал джихад против "многобожников" и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама, причём считал таких мусульман ещё большими "многобожниками", чем христиане. Но мало ли что там основатель несколько веков назад проповедовал. Лютер называл папу "антихристом", Аввакум готов был рвать зубами Никона, а евреи по пути в святую землю по прямому указанию Бога истребляли встречающиеся племена от младенца до старика. Разумеется, личность основателя, главные вероучительные принципы той или иной религии накладывают отпечаток на мировоззрение и повседневную жизнь верующих людей. Но никто нигде не показал и не доказал, что вероучительные принципы ваххабизма как-то особенно быстро ведут к нетерпимости, насилию и терроризму.

Меня часто удивляют слова из новостных репортажей "обнаружена ваххабистская литература". Что в этой литературе? Если обоснование единобожия, рассуждения о культе святых и т. д., то что в этом опасного? А если руководство по минно-взрывному делу, то что в этом ваххабитского? Недавно в Дагестане был принят закон о запрете ваххабизма. Я уверен, что никто из дагестанских депутатов не является знатоком этого учения. И при применении его не предполагается созывать богословскую комиссию для экспертного заключения. Всё намного проще. Приехал из-за рубежа, не получил разрешение проповедовать у местного муллы - значит, ваххабит.

Последняя передача по НТВ "Внимание, розыск!" была посвящена 27-летнему дагестанскому "ваххабиту" Магомедову по кличке Абдурахман, который обвиняется во многих взрывах и недавно сбежал из тюрьмы. Ведущий цитировал мнения разных "экспертов" о том, что ваххабиты зомбируют, меняют личность и вот посмотрите... В зале присутствовал только один беспристрастный человек, Нафигула Аширов (не запомнил его статуса, но этот статус в мусульманской иерархии высок). Он сказал: "Что вы все "вахабизм, вахабизм"? Ваххабизм - это направление в исламе, а террорист не имеет ни национальности, ни религии".

Я хоть как то могу согласится, когда Хатаба, Абу-Умара, Абу-Валида и других арабов, воюющих в Чечне, называют ваххабитами. Сами себя они так не называют. Но они могут называться таковыми по рождению. Но что имеется в виду, когда ваххабитом называют Басаева (в том числе и в анализируемой статье)? Чеченцы по рождению принадлежат к шафиитскому толку (религиозно-правовой школе в исламе), ваххабиты, судя по тому же словарю, к ханбалитскому. Разумеется, никто не имеет ввиду, что Басаев знает разницу между этими толками, осознанно отказался от первого, выбрал второй и т. д. Всё намного проще. Всем понятно, что ваххабизм Басаева заключается в том, что он воюет с российской армией, дружит с арабами, не склонен к компромиссам и называет свою борьбу "джихадом". Для Басаева и его арабских друзей важен религиозный аспект русско-чеченского противостояния. Они борются не столько ради блага чеченского народа, сколько ради борьбы самой по себе, понимаемой как религиозный долг. Я полагаю правильным для обозначения мировоззрения Басаева и сражающихся в Чечне арабов пользоваться термином "исламский фундаментализм", а для обозначения их практики - "исламский экстремизм". Основной признак фундаментализма - нетерпимость, основной признак экстремизма - применения насилия. В этих терминах я не вижу никакого оскорбления для мусульман. Я полагаю, что фундаментализм существует, а экстремизм может возникнуть в рамках любой религии, любой идейной системы. Не всегда из фундаментализма следует экстремизм и в правовом государстве должны преследоваться не взгляды, будь они хоть трижды фундаменталистские, а противозаконные действия.

Термин "ваххабизм" для обозначения исламского фундаментализма и экстремизма уже давно укрепился и в чеченском обществе. Ахмед Закаев написал несколько статей под общим названием "Ваххабизм - кремлёвская вакцина против национально-освободительных движений". В них он более или менее основательно доказывал, что ваххабизм (я бы сказал "исламский фундаментализм"), долгое время прямо или косвенно поддерживался российскими спецслужбами для раскола и ослабления национально-освободительных движений в российских мусульманских республиках. Действительно, исламские фундаменталисты космополитичны в своей идеологии. Чем в большей степени они исламские фундаменталисты, тем в меньшей степени чеченские патриоты. Они воюют за победу ислама в борьбе с неверными, а не за землю предков, не за чеченские горы. Другое дело, что русско-чеченское противостояние было всегда религиозно окрашено, а враг у исламских фундаменталистов и чеченских патриотов один. Поэтому политическая и военная логика давно подсказывала необходимость объединения двух главных групп чеченского Сопротивления. Этим летом такое объединение произошло, Басаев впервые четко заявил, что Масхадов - его президент и его амир, и что он ему подчиняется и намерен подчинятся. Насколько это объединение жизнеспособно - покажет время.

Термин "исламский экстремизм" не совсем политкорректен. Поэтому американцы говорят, что борются не с "исламским экстремизмом", а с "Аль-Каидой". Так же, как в России любого чеченца с автоматом и бородой записывают в ваххабиты, так и любого единомышленника Бен Ладена США считают членом Аль-Каиды. Наверное, многие талибы из американских тюрем удивились бы, если бы узнали, что американцы сражались в Афганистане с Аль-Каидой.

Дело здесь не только и не столько в словах. Как мы видим врага, так с ним и боремся. Если мы считаем врагом Бен Ладена и Аль-Каиду, то уничтожаем их базы по всему миру, меняя если требуется политический режим. Правда, миллионы сочувствующих остаются. Если мы боремся с ваххабизмом, то видим во всём происходящим на Северном Кавказе разного рода внешние причины: идеологическую диверсию из-за рубежа, арабские деньги, иностранных "наёмников" и т.д. Анализируемая статья, кстати, и завершается тем, что подлинной целью антитеррористической операции должна быть Саудовской Аравией, потому что именно там живут ваххабиты (а глупые американцы не тех бомбят). Бороться же надо с конкретными экстремистскими группами. Если мы боремся с любым видом экстремизма, то, волей-неволей, нам придётся анализировать экономические, политические, социальные предпосылки его появления, и основные ресурсы направлять на их преодоление.

Информационно-аналитический центр им. В. Попкова, 19. 09. 2002 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com