Принципы
организации государственной власти в Чеченской Республике
Отвечая на многочисленные читательские
вопросы, в частности, читателей популярного болгарского
журнала "Седем", касающиеся концепции независимого
чеченского государства, соотношения в ней "светских"
и "религиозных" элементов, мы решили вновь опубликовать
программную статью вице-премьера чеченского правительства
А.Закаева и его помощника Я.Чагаева.
Еще до начала первой российско-чеченской
войны в ходу было выражение, что официальная чеченская власть
не распространяется дальше нижнего этажа президентского
дворца. Надо признать, в этом утверждении была доля истины.
Система власти в Чеченской Республике с 1991г. по последнее
время оставалась крайне неэффективной. Демократично формируемая
верховная власть в лице президента и парламента не имела
реальной опоры на местах. В течение пяти мирных лет, которые
насчитываются, в общей сложности, в период с 1991г. до первой
войны и между войнами, в Чеченской Республике фактически
не действовал принятый еще в 1992г. Закон о местном самоуправлении.
Большей частью, в силу объективных причин.
Оглядываясь назад, необходимо констатировать, что практиковавшееся
назначение сверху глав районных и сельских администраций
не оправдывало себя, впрочем, и не могло в принципе. Тысячелетиями
сложившийся менталитет подсказывает чеченцу, что он равноправный
член общества, что он не выше и не ниже кого бы то ни было.
Власть над чеченцем - это его добровольный выбор. Завоеванные
силой чеченцы в большинстве своем не сделались верноподданными
ни царю, ни большевикам. За сто с лишним лет жесточайшей
колониальной зависимости чеченцы все вопросы взаимоотношений,
в том числе судебные, решали по национальному обычаю, называемому
"нохчи (вайнеха) 1едал" («чеченский обычай», «чеченская
власть»).
Демократичным путем избираемая верховная республиканская
власть, прибегая к авторитарному способу назначения глав
местных администраций, изначально рубила сук, на котором
сидела. Попытка совместить противоположные по определению
демократизм с авторитаризмом создавала только видимость
власти на местах, чем все время и злоупотребляли античеченские
силы. Свято место пусто не бывает, как известно. Остающимся
вакуумом широко пользовалась до первой войны так называемая
"оппозиция" в ряде районов республики. После первой
войны на ее месте появились известные "джамааты",
бывшие не менее оппозиционными официальному Грозному.
Назначаемые верховной властью префекты и главы сельских
администраций могли быть даже очень достойными людьми, но
в глазах чеченцев заведомо обладали одним бесспорным изъяном,
который заключался в их неизбранности. Между тем, еще в
колониальной Чечне (1859 - 1990 гг.) имелся опыт выбора
власти: в 20-е годы двадцатого века - на сельском уровне;
в конце 80-х годов - на всех уровнях (сельском, районом
и республиканском).
В 20-е годы большевистская власть столкнулась с упорным
нежеланием чеченцев принять новые порядки, главными составляющими
которых были безбожие (атеизм), интернационализация (русификация)
и уравниловка (экспроприация богатых, коллективизация и
т. д.). Присылаемых из столиц, т. е. Грозного, Ростова и
Москвы, разных комиссаров и уполномоченных, какой бы национальности
они ни были, в одном случае игнорировали, а в другом просто
убивали, несмотря на усиливавшиеся затем репрессии. Большевистские
аналитики, учитывая демократическое прошлое чеченского народа,
правильно рассчитали, что среди чеченцев будет авторитетной
только избранная ими самими власть. В большинстве сел Чечни
вполне демократичным путем, через выборы, были сформированы
органы власти в лице сельских советов народных депутатов
во главе с председателем. Правда, большевики просчитались
в главном, а именно в том, что подлинно народная власть
не может быть проводником антинародной политики. И действительно,
противодействие чуждым порядкам и идеологии заметно усилилось,
приобретая местами организованный характер. В избираемые
народом сельские советы не попадали революционные элементы,
например, комсомольцы, бедняки, стукачи и безбожники. Подобные
неожиданные последствия заставили "борцов за светлое
будущее" прекратить дальнейшие эксперименты по "
демократизации" чеченской местной власти. В то же время,
с присущим ей цинизмом Советская власть извлекла из ситуации
определенную пользу, если так можно выразиться. Большинство
народных избранников было жестоко репрессировано, как враги
коммунизма, как агенты международного империализма.
Не секрет, что в Советском Союзе демократия имела декларативный
характер, а все избирательные кампании являлись фарсом,
прикрывающим заблаговременное решение партийных органов
о том, кому быть в советах того или иного уровня. Явный
и одновременно первый отход от практиковавшегося десятилетиями
опыта случился в горбачевскую эпоху, в 1989 г. В этот период
по всему Советскому Союзу прошли выборы депутатов всех уровней,
начиная с поселковых советов и заканчивая Верховным Советом
СССР. Словно выпущенный из бутылки джин, раскрепощенная
воля народов всколыхнула казавшуюся прежде непоколебимой
Красную империю. Все встало с головы на ноги, без преувеличения,
изменив весь мировой порядок.
Благодаря перестройке чеченская тема зазвучала на общесоюзном
уровне. В сфере бизнеса чеченцы заняли одно из видных мест.
Появились первые чеченские советские генералы Джохар Дудаев
и Асланбек Аслаханов. Однако кардинальным образом ситуация
изменилась вследствие свободных демократических выборов.
Впервые со времени российского завоевания Чечни первым должностным
лицом в республике стал человек чеченской национальности
- Докку Завгаев. Среди депутатов Верховного Совета СССР
выгодно отличался профессор Суламбек Хаджиев, а другой чеченский
профессор Руслан Хасбулатов в конце концов возглавил Верховный
Совет РСФСР. Собственно в Чечне небывалый национальный подъем
привел к объявлению в 1990 г. государственного суверенитета.
Сформированные в результате выборов на альтернативной основе
советы народных депутатов всех уровней во всех вопросах
занимали патриотическую, пронародную позицию. К сожалению,
политический климат в Чечне давно связан с ситуацией в России,
и наметившееся эволюционное развитие Чечено-Ингушетии было
прервано революционными событиями осени 1991 г., вошедшими
в историю как "ГКЧП".
Мы уже писали, что Кремль путем провокаций и прочих хитросплетений
всячески хочет поставить чеченцев перед выбором из двух
зол: с одной стороны, российское подданство, испытанное
в 1859 - 1990гг., а с другой, тот беспредел, который царил
в период между двумя войнами. Сегодня правомерна озабоченность
многих наших граждан перспективами послевоенной Чечни, когда
ее покинут оккупанты. Комплексный анализ ситуации, а также
консультации с учеными, общественными и политическими деятелями
подсказывают, что после окончания войны в Чеченской Республике
в первую очередь должны быть сформированы демократичные,
т.е. подлинно народные, органы местной власти, избранные
путем тайных всеобщих выборов. Существующий, хотя и не действовавший,
Закон о местном самоуправлении должен быть доработан и существенно
изменен с учетом исторического опыта общежития чеченцев,
в том числе отрицательного опыта последнего десятилетия.
Издавна в чеченском обществе существует явление, называемое
"куп". "Куп" - это территориальное объединение
людей, живущих компактно, возможно, на одной улице или на
параллельных улицах, часто общающихся, принимающих участие
в повседневной жизни друг друга. "Купы" формируются
естественно, разнятся по размерам территорий и количеству
проживающих. По нашим наблюдениям, в селах количество населения
в "купах" состоит, в среднем, от 400 до 600 человек.
Чеченцы часто вспоминают поговорку о том, что лучше хороший
сосед, чем брат, живущий далеко. Если первичной ячейкой
общества является семья, то в чеченском обществе вторичной
ячейкой является "куп" - уже не обязательно кровно-родственное
объединение.
При характеристике чеченца чрезвычайно важно, какое место
он занимает в своем "купе". Если про какого-то
чеченца говорят, что он здесь ладит и пользуется уважением,
то он является полноценным членом общества. В противном
случае он считается изгоем, с которым остерегаются иметь
дело и с которым зазорно породниться. А человек, который
является лидером своего "купа", уже исполняет
общественные функции. Кстати сказать, в качестве посредников
в разбирательствах чеченцев между собой, в соответствии
с упоминавшимся выше "нохчи 1едал" конфликтующие
стороны представлялись и представляются лидерами "купов".
В начале девяностых годов на "чеченскую власть",
бывшую все время бельмом в глазу для колониальной администрации,
первыми посягнули печально известные бандиты Лобазанова
и Гантемирова, к сожалению, имеющие по сегодняшний день
своих последователей.
Чеченский "куп", по существу, является своего
рода идеальным естественным избирательным участком при формировании
местных представительных органов власти. Как, например,
из-за воздействия различных сил водяные пары образуют дождевые
капли, так и "купы" формируются в силу объективных
явлений, среди которых особо значимы традиции, менталитет,
удобство, целесообразность и, конечно, определенное место
жительства. Лидерство в "купе" определяется также
естественным образом, как следствие многолетнего опыта общежития,
знания друг друга, наличия способностей и заслуг перед общиной
и т. д. Поручение лидера обязательно и почетно одновременно.
В своем отношении к лидеру человек демонстрирует собственное
достоинство и самоуважение. Все члены общины ревностно оберегают
своего лидера, зная, что он является их личным представителем.
Крайне важно, что при подобном методе избрания лидеров,
во власть не попадут проводники античеченской политике и
популисты.
Все чеченское общество в основе своей представлено "купами",
независимо от статуса и размеров населенных пунктов. Формирование
местных органов власти из представителей "купов"
будет означать возрождение и узаконение традиционной национальной
модели чеченского местного самоуправления. Вне внимания
и зоны влияния власти не останется ни один человек. В населенном
пункте представители "купов" будут образовывать
юрт-кхел, то есть совет народных депутатов, уполномоченный
решать вопросы, касающиеся местной жизнедеятельности. Совет
депутатов избирает своего председателя - юрт-да, который
возглавляет местную администрацию. Таким образом, "юрт-дай",
чрезвычайно важный элемент во властной структуре, проходят
как бы два фильтра на проверку надежности и компетентности.
Во-первых, они должны устраивать свои "купы",
прежде чем попасть в качестве депутатов в местные советы;
во-вторых, они избираются председателями советов через альтернативные
выборы, что также является серьезным барьером. После избрания
у "юрт-дай", кроме ответственности перед своими
"купами" и советами народных депутатов, появляется
еще ответственность перед всеми жителями конкретного села,
которые могут воздействовать на них через своих депутатов.
При миллионном населении Чеченской Республики в качестве
депутатов местных советов могут быть избраны примерно две
тысячи человек, каждый из которых будет обладать реальной
властью и авторитетом как в своем "купе", так
и в конкретном населенном пункте. Институт купов является
самым оптимальным при управлении чеченским обществом. Последние
150 лет этот механизм находился под постоянным прессингом,
включая физические репрессии в отношении лидеров купов.
Имам Шамиль и сменившие его русские колонизаторы одинаково
пытались обезличить чеченцев, искореняя их национальные
традиции, в особенности, национальные институты самоуправления.
Взращиваемые захватчиками псевдо национальные элиты обслуживали
чужие интересы, в ответственные моменты бросая народ на
произвол судьбы. Три ярких примера тому: во-первых, ситуация
после сдачи в плен Шамиля; во-вторых, период прихода к власти
в России большевиков; в-третьих, начало 90-х годов прошлого
века, когда разрушился СССР. В то же время, подлинно национальная
элита, разделяя все беды народа, находилась на полулегальном
положении, не допускалась в официальные властные структуры.
После настоящей истребительной войны, когда целенаправленно
уничтожается все, к чему можно приложить атрибут "чеченский"
(люди, земля, воздух, памятники духовной и материальной
культуры), для воссоздания нормальной жизни потребуется
мобилизация всего народа. На всех уровнях власть должна
быть высокоэффективной. Ни на эксперименты, ни на ошибки
у чеченцев нет резерва, поэтому решение любого вопроса должно
происходить согласно народному волеизъявлению, что всегда
гарантирует самый оптимальный вариант. Для того, чтобы исключить
попадание во власть случайных, безответственных людей, всю
пирамиду государственной власти Чеченской Республики необходимо
строить на базе первичных советов народных депутатов. Парламент
страны (Мехк-Кхел) должен формироваться из делегатов от
местных советов (юрт-кхел), избираемых на альтернативной
основе. При этом избранный депутат (векал) парламента остается
депутатом местного совета. Далее, из числа депутатов Национального
Конгресса, также на альтернативной основе, избирается глава
государства, президент (Бячча), являющийся одновременно
руководителем Национального Конгресса. Кабинет министров
во главе с премьером формируется также из депутатов парламента,
по рекомендации президента.
Мы бы предложили ввести в Республике еще один институт
представительной власти, которым стало бы общее ежегодное
собрание депутатов всех первичных советов. Такое собрание
можно будет назвать Национальным Конгрессом (НК). В компетенцию
НК должно входить:
1) избрание главы государства из двух определяемых Национальным
Конгрессом кандидатур;
2) ежегодная ротация Мехк-Кхела.
Выбор главы государства на Национальном Конгрессе предпочтителен
по двум принципиальным соображениям. С одной стороны, чтобы
он не злоупотреблял долготерпением избирателей, которые
не в состоянии контролировать своего избранника в период
его деятельности между выборами. С другой, чтобы Национальный
Конгресс, в свою очередь, не воспринимал главу государства
как одного из своих рядов, ими же временно избранного, тем
самым блокируя самостоятельность и инициативу всей исполнительной
власти.
На наш взгляд, предлагаемый принцип построения государственной
власти имеет очевидные преимущества. Прежде всего, максимальный
демократизм не допустит засилия партий и кланов, а органическая
взаимосвязь всех ветвей власти обеспечит их мобильность
и динамизм. Любые общественные споры, разногласия между
исполнительной и представительной властями будут разрешаться
в рамках соответствующих советов. Возможность непосредственного
отзыва депутата теми, кто его делегировал, создаст атмосферу
ответственности и зависимости от общественного мнения. Так,
депутат любого уровня, даже в том случае, если он занимает
самую высокую должность в государстве, в любое время может
быть отозван избирателями. Данное обстоятельство убережет
власть от коррупции, зазнайства и отрыва от корней, что
немаловажно в глазах чеченцев.
Наша статья представляет собой вольное изложение принципов,
которые, как мы считаем, должны лечь в основу реформы государственной
власти. Поскольку такая реформа, бесспорно, касается всех
аспектов жизнедеятельности общества, считаем важным в тезисном
виде предложить наши соображения относительно таких вопросов,
как: административно - территориальное деление, судебная
власть, обеспечение правопорядка и организация сил самообороны.
Административно - территориальное деление
Разделение республики на районы нецелесообразно уже в виду
отсутствия причин, по которым в свое время советская власть
провела его. Плановое социалистическое хозяйство и авторитарные
методы правления сделались достоянием истории. Естественная
экономика, базирующаяся на частной собственности и частной
инициативе, свои планы определяет на основе спроса и предложения
рынка, но не по директивам партии и правительства, спускаемым
и контролируемым районными структурами. В постсоветском
обществе, тем более - при незначительных размерах Чеченской
Республики, районные подразделения власти представляются
излишними. Кроме деструктивной дублирующей роли, в организационном
плане многочисленный чиновничий аппарат районных структур
для своего содержания требует немалых средств. В соответствии
с новой моделью чеченской власти, практически каждый населенный
пункт через своего депутата в Мехк-Кхеле будет напрямую
представлен в верховном органе власти. Разумеется, при всем
этом появится необходимость создания региональных отделов
определенных государственных служб, например, полиции и
т. д.
Судебная власть
То, что в республике творилось в области судопроизводства
- это кошмар, которому в будущем не должно быть места. Чеченским
реалиям в судебной сфере издревле соответствует институт
мирового судьи, практиковавшийся среди чеченцев даже при
Советской власти, хотя и полулегально. В его статусе ничего
не изменилось и за годы независимости. До последнего времени
в каждом селе (или один на несколько сел) имелся духовный
авторитет, называемый "муллой" или "кадием",
который вершил правосудие "по-чеченски" или "по-мусульмански".
В правосудии "по-чеченски" национальное гармонирует
с религиозным, из-за чего определения "по-чеченски"
и "по-мусульмански" в данном случае применяются
как синонимы. Мы уверены, что необходимо легализовать описываемый
институт национального суда, разумеется, должным образом
разработав и систематизировав принципы его деятельности.
Например, в каждом населенном пункте при юрт-кхеле (местном
совете народных депутатов) будет свой "кадий"
с достаточным авторитетом и образованием. Пройдя квалификационную
аттестацию на республиканском уровне, кандидат на место
"кадия" обязательно утверждается "юрт-кхелом".
В свою очередь, Верховный Суд во главе с Председателем (Верховным
Кадием) будет утверждаться Мехк-Кхелом. Безусловно, специалисты
все эти нюансы распишут на профессиональном языке.
Система обеспечения правопорядка
Основу сил, обеспечивающих правопорядок в стране, должны
составлять полицейские участки при каждом местном совете
в количестве, соразмерном числу жителей. Для координации
и контроля за деятельностью полиции на республиканском и
региональном уровнях создаются соответствующие (немногочисленные
и прозрачные) структуры под общим руководством министра
полиции. Полиция работает в тесном сотрудничестве с советами
народных депутатов, которым на разных уровнях она целиком
подотчетна. В республике, как в любом цивилизованном государстве,
должны быть органы прокуратуры и следствия. Кроме того,
при Мехк - Кхеле будет существовать служба, занимающаяся
вопросами государственной безопасности.
Силы самообороны.
Поскольку Чеченская Республика сегодня не может претендовать
на решение вопросов международной и региональной значимости,
наши вооруженные силы должны иметь строго оборонительный
характер. Это исторически соответствует и национальной военной
традиции. Каждый чеченец является военнообязанным. При наступлении
совершеннолетия чеченцу вручается свидетельство, удостоверяющее
право на защиту Родины. Министр обороны назначается также
из числа депутатов Мехк-Кхел. Командный состав чеченской
армии будет существовать на профессиональной основе. В мирный
период им осуществляется обучение призывников военному делу
и переподготовка резервистов. Во время войны он возглавляет
отряды Национальной Обороны.
* * *
Отличительной особенностью всех благополучно развивающихся
обществ и государств является тот факт, что они имеют модель
правления, соответствующую их менталитету и историческим
традициям. Невозможно, например, представить США вне свободы,
под диктатурой или авторитаризмом. В то же время русским
было бы тесно среди законопослушных голландцев, а последним
- невозможно было бы жить в России, славящейся чиновничьим
произволом и вольностью в отношении государственной казны.
Независимой и возрождающейся Чечне не годится слепое копирование
российской, суданский или еще чьей-либо модели государственной
власти. Основу чеченского самоуправления издревле составляют
свобода, демократия, справедливость и уважение к человеческому
достоинству. Эти категории, разумеется, не является изобретением
чеченцев, но в Чечне пользовались непререкаем авторитетом.
Задача сегодняшнего дня: вернуться к утраченным за годы
колониальной зависимости принципам и институтам общественного
обустройства.
А.Закаев, Я.Чагаев, 15.07.02г
|