Я
планов наших люблю громадье…
"Размаха шаги - сажени", не менее. И все же,
все же, все же... Принимая во внимание значение русско-чеченской
войны, количество и, главное, качество вращающихся вокруг
неё судеб, сил и символов, недооценивать усилия по её завершению
со стороны тех, кто является её активным участником, роскошь
непозволительная. Более того, и говорить об их планах и
видении в шутливом тоне неуместно, однако "торг - уместен".
Как это ни трудно с точки зрения существующих реалий, хотелось
бы, чтобы предложения чеченской стороны читателем воспринимались
в естественном для них контексте, то есть в том смысле,
что в чеченском менталитете Право не создается Силой. Право
создается Истиной, под которой, во все времена, подразумевалась
Вера. Но если бы даже Право создавалось, как принято считать,
Силой, то и в этом случае "одинокая шахидка сильнее
ядерной державы", так что, хотя бы на примере того
же Израиля, рано или поздно это приходится признать. Сила
бессмысленна, если у объекта приложения отсутствует страх,
но она бессмысленна вдвойне, если противник вооружается
Истиной. Определить, где сильная сторона, а где - слабая,
в русско-чеченском конфликте несложно. Сила - в спокойствии,
так что пусть читатель судит обо всем сам. А что касается
рассматриваемых нами планов и предложений чеченской стороны,
разве не очевидно, что если кто-то в безнадежно тупиковой
ситуации пытается отыскать выход и для себя, и для других
- это только лишнее доказательство не только его Силы, но
и Великодушия?
В конце концов, хорошо, что все стороны высказались. Если
в будущем нас и ожидают ещё какие-нибудь планы, их с уверенностью
можно будет отнести к одному из трех, имеющихся в наличии,
вариантов урегулирования многовекового российско-чеченского
противостояния: нухаевского плана "двух Чечений",
ахмадовского плана "обусловленной независимости"
(под международным протекторатом), и свежего, ещё пахнущего
типографской краской, удуговского плана "безопасность
в обмен на независимость".
Дело за "немногим" - теперь каждый из этих планов
должен найти своих последователей, то есть стать "материальной
силой", и, что самое интересное, должен быть "услышан"
той стороной, у которой на этот счет имеется собственный
вариант - "кадыровский".
Способность той стороны "слышать" фантастична
даже более, чем может показаться на первый взгляд. Из множества
примеров, от "Курска" до "Норд-Оста",
разве не следует вывод - грань вменяемости, "чувства
боли", Россия перешагнула. Следовательно, говорить
с ней о "безопасности", если речь не идет о безопасности
"персон", бессмысленно, а об этом речь, пока еще,
не идет (в этом, помимо авторства, чувствуется слабое место
"удуговского" плана).
Подобно "не ведающему, что творит", беспризорнику,
если Кремль и пойдет на какой-нибудь план, то только за
страх, но никак не за совесть. Однако "страх"
этот, как мы уже сказали, должен быть избирательным. На
манипулировании страхом и использовании личных слабостей
строится вся политика Запада в отношении конкретного человека
в России. Этим же имело бы смысл руководствоваться в своих
действиях и чеченской стороне, но для верующих людей разница
не только возможна, но и обязательна. Во-первых, в намерениях
(во имя чего?), и, во-вторых, в методах - что у нас, в отличии
от, неважно, западного или восточного "страха",
есть предложить беспризорной "Душе" не помнящего
родства? Какие методы мы, в отличие от оппонентов, предпочитаем
- кнут, пряник, вести беспризорника за скрюченное ухо, или
терпеливо, "приемлемым" образом стараться ему
все объяснить, вести, так сказать, за ручку? (именно в апелляции
к здравому смыслу "беспризорника", на мой взгляд,
"слабое место" нухаевского плана).
"Биография" пациента, весь его предыдущий образ
жизни не оставляют никакого сомнения - к принятию какого
бы то ни было плана вообще, его придется "вынудить".
Вопрос в методах. "Как?" - на этот ключевой вопрос,
на который так легко находят ответ в современном мире, и
стараются по-своему ответить авторы проектов.
Можно стать циником. От глубокого отвращения к окружающему
можно замкнуться в себе, но и там, где накапливается, зашкаливая
все мыслимые пределы, глухая злость, "покой только
снится". Страшно... Когда места, где ты мог бы жить
в гармонии с собой, с семьёй, с близкими по духу и крови
людьми, на земле не остается, приходится выбирать - из двух
зол меньшее.
В чеченском обществе вряд ли найдутся такие, кто еще продолжает
верить в чью-то мифическую "озабоченность" своей
судьбой. В то же время, не секрет - для соискателей мирового
господства символы имеют значение не меньшее, чем материальные
ценности. Кавказ - Символ, а "обусловленная независимость"
- это путь на Кавказ. В который раз дети Кавказа должны
будут стать связанными "условиями" за право проживания
на древней земле.
Большее это зло, меньшее ли, посмотрим, время покажет,
но в пользу данного плана говорят хотя бы два существенных
признака: официальная позиция руководства ЧРИ, и стойкое,
имеющее глубокое хождение среди народа предсказание чеченских
старейшин: "на время, продолжительностью в семь лет
- чеченцы окажутся под властью "ингалз" (англичан,
англосаксов)".
Но будущее известно только Всевышнему!
Ваха Ибрагимов, Чеченпресс, 13.08.03г.
|