Письмо
Аслана Масхадова. Будет ли "позитивный" мир в Чечне?
Олег Кусов: "Президенты и премьер-министры, в канун
вашей встречи на высшем уровне в Кананаскисе я пишу, чтобы
привлечь ваше внимание к трагедии в Чечне и призвать вас сделать
все возможное, чтобы закончить эту бессмысленную войну. В
прошлую пятницу в письме к президенту Путину я подтвердил
нашу готовность предпринять немедленные шаги по мирному решению
российско-чеченского конфликта и предложил ввести приостановку
боевых действий с 15-го июля 2002-го года. Более того, для
предварительного обсуждения всех вопросов я предложил президенту
Российской Федерации Владимиру Путину возобновить контакты
между нашими представителями Виктором Казанцевым и Ахмедом
Закаевым.
Я уверен, что это предложение может стать первым практическим
шагом на пути мирного решения этого конфликта и положить начало
исправлению трагических оплошностей в российско-чеченских
отношениях. Тогда как продолжение попыток силового решения
российско-чеченского конфликта приведет лишь к еще большим
жертвам и дальнейшему углублению российско-чеченских противоречий.
Данное предложение - это шанс для мира, демократии и процветания
и для России, и для Чечни, шанс, который, я надеюсь, не будет
потрачен впустую. Я поэтому прошу вас убедить президента Путина
принять это предложение. Более того, я призываю вас содействовать
нам всеми возможными методами в нашем усилии закончить эту
длинную, жестокую и бессмысленную трагедию. Единственный способ
закончить эту войну - это сделать реальный шаг в сторону политических
переговоров, процесс, который требует обширной международной
вовлеченности.
С уважением, Аслан Масхадов, президент Чеченской республики
Ичкерия".
Накануне публикации открытого письма чеченского лидера Владимир
Путин на пресс-конференции в Кремле озвучил некоторые составляющие
новой политики на Северном Кавказе. Фразу "Чечню должны
защищать сами чеченцы" наблюдатели восприняли как намерение
федерального центра перевести противостояние во внутриэтническое
русло. По этому сценарию война в Чечне в ближайшие годы не
прекратится. Но есть и более оптимистичное предположение,
согласно которому Кремль пытается передать миротворческую
инициативу самим чеченцам. Слово редактору чеченской газеты
"Голос Отчизны" Шерипу Асуеву.
Шерип Асуев: Я бы не стал фразу, что Чечню защищать должны
сами чеченцы, интерпретировать как попытку федерального центра
перевести конфликт или сделать его внутричеченским. Мне кажется,
что сама фраза и заложенная мысль чрезвычайно полезны и правильны.
Я думаю, что любой человек, который в курсе, реально в курсе
чеченской проблемы, не может ничего иного говорить, кроме
как то, что чеченскую проблему могут решить сами чеченцы и
только. А формулировка, что Чечню должны защищать сами чеченцы,
можно так и интерпретировать, то есть защищать от всех напастей,
которые выпали на долю нашего несчастного народа. Но я бы
эту фразу понимал как вытекающую из того, что необходимость
установления мира в Чечне очевидна для всех, и отказываться
от этого не может никто. Весь вопрос в том, что в современной
теории конфликтологии постконфликтный мир делится на мир "позитивный"
и мир "негативный". Мне кажется, что выбранный федеральным
центром вектор с самого начала был нацелен на "негативный"
мир. И последние действия (и даже сегодняшнее заявление) окончательную
точку поставят, установив в Чечне "негативный" мир.
"Негативный" мир - мир, установленный на штыках.
Это необязательно буквально - штыки. Экономическое давление,
социальное подавление, психологическое подавление воли народа.
И вот мир, установленный на штыках, можно ли его сегодня установить
в Чечне? Безусловно. Было бы глупо отрицать мощь колоссальной
военной машины. Но можно ли удержать этот мир долго? Я убежден
в том, что невозможно.
В Чечне нужно установить только мир "позитивный",
то есть тот мир, который зиждется на воле самого народа. Есть
возможности установления этого позитивного мира, но, к великому
сожалению, федеральный центр стоит на позиции того, что в
Чечне можно и нужно установить "негативный" мир.
Чечню нужно защищать самим чеченцам, и второе его заявление,
что с "зачистками" надо прекращать, хотя, к сожалению,
там было сказано, что это возможно только "при ... ".
Были перечислены условия. Эти два положительных момента, к
сожалению, великой радости не вызывают. Если бы тезис, что
Чечню должны защищать сами чеченцы, подразумевал бы, что за
этой фразой идет поиск той силы, которая способна защитить
свой народ, но, к сожалению, этого я не почувствовал.
Олег Кусов: Промосковские руководители Чечни пытаются сформировать
мнение о чеченской милиции как о передовом отряде бойцов с
незаконными вооруженными формированиями. На самом деле почти
вся чеченская милиция вышла по различным причинам из отрядов
сопротивления. Очевидец мне рассказал о строевом смотре чеченских
милиционеров, на котором должен был присутствовать министр
внутренних дел России. "Самое главное, говорил чеченцам
ответственный за смотр генерал, - в ответ на приветствие министра
не крикните вместо "Здравия желаю!" привычное "Аллах
агбар!". Противопоставить чеченцев друг другу, словно
Ахмада Кадырова Аслану Масхадову, задача не из легких. Жительница
Грозного Амина Азимова рассказывает о том, что представляет
собой чеченская милиция.
Амина Азимова: В середине июня грозненский центральный рынок
в очередной раз заблокировали для проверки паспортного режима,
только на этот раз проверяющими оказались подразделения чеченского
ОМОНа. Какая-то женщина, торговавшая "сникерсами",
с нескрываемой ненавистью сказала омоновцу в маске: "Попробуй
задержать кого-нибудь, не скрывая своего лица". Омоновец
ответил на это резким ударом ноги по ее лоточку, разбросав
по земле нехитрый товар торговки. Этот случай весьма характерен
для сегодняшней Чечни и красноречиво отражает отношение граждан
к людям в масках и в форме, особенно, если эти люди чеченцы.
За последние 10-12 лет через город Грозный прошло такое количество
вооруженных людей в различных униформах и с различным оружием,
что ничего нового, способного удивить кого-то в этом городе,
казалось бы, в принципе невозможно придумать. Но то, в чем
сегодня ходят сотрудники так называемой чеченской милиции,
просто не поддается никакому логическому пониманию. Какие-то
обноски, гремучая смесь из поношенных, обтертых джинсовых
брюк и камуфляжных курток или, наоборот, камуфляжные брюки
вкупе с джинсовыми куртками, сохранившиеся с незапамятных
времен синие рубашки из некогда классического милицейского
костюма. На ногах кроссовки, а то и вовсе домашние тапочки.
Отношение жителей республики к сотрудникам чеченской милиции
неоднозначно. Кому-то они и в самом деле кажутся благородными
рыцарями, пытающимися уберечь несчастных простых граждан,
как говорится, от тех и от других. Другие воспринимают их
как очередных стервятников, налетевших сорвать куш, пока не
прошел этот затянувшийся период безвременья и беззакония.
Для примера: если на российских блокпостах военные за проезд
требуют с водителей автотранспорта по 10-20 рублей, то чеченские
милиционеры меньше чем за 50 рублей и разговаривать не станут.
Циничная обираловка на дорогах да регулярные набеги на грозненский
центральный рынок - этим, кажется, и ограничивается основной
спектр работы сотрудников чеченской милиции. Рассказывают,
конечно, что бойцы чеченского ОМОНа не раз противостояли беспределу
федералов во время "зачисток", помогали возвращению
домой молодых людей, задержанных при проверках. Даже, говорят,
будто чеченские бойцы задержали на улицах Грозного БТР, подмявший
под себя мирно проезжавшие мимо "Жигули". Однако
(по личному опыту жизни на нескончаемых чеченских войнах),
я знаю, что те же военные относятся к представителям чеченских
правоохранительных структур либо с явным презрением, либо,
в лучшем случае, пренебрежительно.
В марте 2000-го года на следующий день после известного боя,
в котором от рук своих же товарищей погибли бойцы подмосковного
ОМОНа, я выходила из Грозного через блокпост в местечке Собачовка.
Меня сопровождали чеченские бойцы из Старопромысловского РОВД,
взявшиеся провести меня через злополучный пост. Однако когда
военные на посту задержали меня, совершенно не обратив внимания
на моих притихших попутчиков, ни один из них даже слова не
сказал, и выглядели они, должна сказать, еще более растерянно,
чем я. В сегодняшней чеченской милиции, конечно же, отнюдь
не все являются убежденными противниками Масхадова или тех,
кого принято называть боевиками. Чечня - это очень небольшой
клочок земли, где все слишком переплелось. Некоторые из тех,
кто считает себя сторонниками чеченской независимости, а Россию
главным врагом, идут в милицию хотя бы для того, чтобы иметь
возможность официально носить оружие и при необходимости защитить
себя или свою семью. Два года назад после выхода участников
сопротивления из Грозного многие из бойцов чеченского ОМОНа
помогали разбросанным по селам боевикам добывать новые документы
и одежду и уходить незамеченными из кольца федеральных войск.
А историю с человеком, похожим на Бараева, которого в Грозном
задержали федералы, а гантемировские бойцы отпустили, до сих
пор так и осталась загадкой. Скорее всего это тогда и был,
наверное, Бараев, но если для федералов поимка Бараева сулила
дополнительные звездочки на погонах и медали на груди, то
для чеченских омоновцев встреча с известным полевым командиром
могла быть чревата слишком тяжелыми последствиями, ведь кровную
месть в Чечне никто не отменял. Впрочем, по иронии судьбы,
впоследствии того же Бараева убил чеченец, опять же из соображений
кровной мести. Особый счет к чеченским правоохранительным
структурам у Главного штаба вооруженных сил Ичкерии. Время
от времени президент Масхадов обращается с видео- или аудио-обращениями
к сотрудникам милиции, а главный штаб распространяет листовки
с призывами сложить оружие и не обагрять руки кровью своих
братьев и сестер. У меня в руках одна из таких листовок, найденная
недавно в подъезде одного из грозненских домов: "Мы,
воины сопротивления, обращаемся к вам, братья, с призывом
к единству. Мы называем вас братьями, потому что по крови
мы таковыми являемся, - говорится в ней. - В любом случае
русские уйдут с нашей земли, но им нужно, чтобы мы противостояли
друг другу и схватились в кровавой ненависти и мести".
Попытки перенести российско-чеченскую войну в этакий чеченский
междоусобный конфликт мы наблюдали уже давно. После недавней
гибели двух десятков бойцов чеченского ОМОНа и объявлением
командиром ОМОНа Гази Магомедовым кровной мести организаторам
взрыва милицейского автобуса, эта цель вполне может быть достигнута.
Олег Кусов: Российский президент впервые заговорил о необходимости
отменить в Чечне так называемые "зачистки". Довольно
часто, как показывает практика, эти спецоперации превращаются
в пустую формальность, продолжают страдать мирные жители.
Сотрудникам правозащитного центра "Мемориал" приходится
сталкиваться с различными нарушениями прав человека во время
"зачисток". Одна из таких историй произошла в селении
Старые Атаги с сотрудниками чешского гуманитарного фонда "Человек
в беде". Рассказывает член Совета правозащитного центра
"Мемориал" Александр Черкасов.
Александр Черкасов: 28-го сентября 2001-го года в ходе "зачистки"
села Старые Атаги военнослужащие произвели обыск в доме Мусаевых.
Проживающий в этом доме Али Мусаев работает координатором
строительной программы чешского гуманитарного фонда "Человек
в беде". Эта организация, работающая с начала войны в
зоне конфликта, осуществляет очень большую работу, доставляя
и продовольствие в Чечню, и помогая восстанавливать разрушенное
жилье. Часть своих программ "Человек в беде" осуществляет
под эгидой Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В доме
Мусаевых было размещено оборудование, необходимое для работы
программы по восстановлению разрушенных домов в селе Дуба-Юрт
и документация этой программы. Обнаружив в доме компьютер,
принтер, источник бесперебойного питания, копировальные аппараты,
папки с документацией, военные немедленно вызвали начальство,
после чего заявили о необходимости изъять компьютер для проверки
записанной в нем информации. Несмотря на протесты хозяев,
вместе с компьютером было изъято все остальное оборудование
и документация. На вопрос, что военные собираются проверять
в копировальном аппарате и источнике бесперебойного питания,
ответа не последовало. Никакого акта об изъятии ни Мусаевым,
ни главе администрации составлено не было. Прошло почти девять
месяцев, сотрудники организации "Человек в беде"
пытались все-таки добиться: "Когда вы нам вернете проверенное
оборудование?". Но 8-го февраля 2001-го года в Чечен-ауле
подорвался автомобиль, в котором находились сотрудники рязанского
ОМОНа, три человека погибло. Однако почему теперь, когда прошло
более трех месяцев, на этот трагический случай с гибелью людей
списывается исчезновение техники, которую отказывались до
того возвращать чешскому гуманитарному фонду? Это выглядит
мерзко. Но, впрочем, это не первая ложь в этой истории. Вспомним
видеосъемку, которая была проведена тогда, 28-го сентября
2001-го года. На последовавшей пресс-конференции Сергей Ястржембский
заявил, что в Старых и Новых Атагах было обнаружено несколько
схронов и тайников с оружием. В одном из схронов были обнаружены
телефоны космической связи, налаженные факсные сообщения и
компьютеры. Дальше были показаны видеокадры. На экране телевизора
сотрудники фонда "Человек в беде" с удивлением обнаружили
свое оборудование, снятое у них во дворе в момент конфискации.
В работе на территории Чечни, в поддержание минимального уровня
жизни на территории Чечни, сейчас невозможно обойтись без
присутствия иностранных фондов, особенно, когда заявляют,
что в Чечню вернут всех беженцев с территории Ингушетии. Были
провокационные высказывания в отношении другой гуманитарной
организации, саудовской организации "Исламик релив".
Были заявления о том, что эта организация является шпионской
структурой, чуть ли не трех разведок сразу. На следующий день
последовали опровержения, опровержения сразу с двух сторон.
Одной стороной были саудовские официальные структуры. Другая
сторона, как ни странно, Служба внешней разведки Российской
Федерации, которая опровергла эти заявления, заявив, что никаких
сведений о связях "Исламик релив" со спецслужбами
у них нет. "Исламик релив" сейчас ведет свою работу
в Грозном. В нынешней ситуации невозможно обеспечить ни возвращения
вынужденных переселенцев обратно в Чечню, ни даже поддержания
приемлемого уровня жизни жителей Чечни без той работы, которую
ведут гуманитарные организации, прежде всего зарубежные.
Радио Свобода, 05 июля 2002 г.
|