Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 20 июля 2002 г.

Место Адата в чеченском национальном самосознании, сила действия в военных условиях и культура наказанияМесто Адата в чеченском национальном самосознании, сила действия в военных условиях и культура наказания

Вот уже восемь лет в маленькой Чечне идет война на выживание. Островок древней культуры, истоки которой по многим данным восходят к древнейшему в мире Переднеазиатскому центру человеческой цивилизации, героически отстаивает свое право на существование. Варвары рубежа II и III тысячелетий н.э., так называемые демократы из Москвы, хотят доказать всему миру, что они определяют правопорядок во всем мире по своему усмотрению. Огульно обвинив весь народ в международном терроризме, ястребы из Москвы огнем и мечом хотят истребить даже саму память о Чечне и чеченцах, героическая борьба которых на протяжении нескольких веков против Российских колонизаторов обогатила мировую историю неувядаемыми шедеврами героизма, самопожертвования, гуманности и человечности. Очередной раз чеченцы отстаивают свою честь и свободу, доказывая всему миру решимость выстоять до победного конца. И на этот раз идет проверка общечеловеческих, гуманистических, непреходящих ценностей. Примеры отваги, героизма, самопожертвования очередной раз приводят в изумление всех прогрессивных людей. И очередной раз встает вопрос - откуда берутся силы, что лежит в основе этого самопожертвования. Представляется, что этот маленький народ черпает энергию самопожертвования в тысячелетних традициях, которые в форме Адата еще в конце XIX в. восхищали цивилизованный мир.

В науке теории государства и права существует два основных взгляда по вопросу происхождения государства и права. Согласно первой точке зрения, государство и право возникло на определенном этапе общественного развития. Согласно второй точке зрения - родовая организация общественной жизни уже содержит в себе все черты государственности. Сторонниками такого подхода были известный немецкий ученый Герберт Елаинек и грузинский ученый Иване Джавахишвили. Среди социальных норм, регулирующих общественные отношения в родовых общинах, действуют только адаты. Адатами или обычаями называются определенные правила поведения, которые складываются стихийно и утверждаются вследствие длительного применения, а члены общества их выполняют по привычке, в силу сложившихся традиций. Хорошо известно из истории, что обычное право явилось первой формой права, хотя впоследствии у большинства народов оно выполняет роль вспомогательного (дополнительного) источника права. В настоящее время в мире у некоторых народов применяется обычно-правовая система. Однако нигде на земном шаре, кроме как на Кавказе, адат - обычное право не приобрело силу утверждающего духа и менталитета народа, чести и достоинства человека.

Развитие чеченского общества в силу географических, исторических и других факторов протекало в стороне от очагов и путей перемещения и переселения народов. Находясь с древнейших времен вплоть до 17 в. н.э в теснейшем контакте с окружающим миром, чеченское общество утвердило стабильные институты развитого очага уникальной культуры и цивилизация. При этом ему неоднократно приходилось отстаивать самобытность не только собственных завоеваний, но и уникальность кавказского феномена, о чем упоминают еще античные авторы. К этому времени начинаются глобальные процессы завоевания территории влияния на пространстве между Черным и Каспийским морями. С севера наступает Россия -наследница татаро-монгольской империи, а в пику ей с юга заявляет о своих правах ислам, распространяясь на Северном Кавказе без крови и насилия. Чеченскому обществу следовало выбрать определенное соотношение шариата и адата, чтобы приспособить их к возникшим проблемам приближения границ большого и агрессивного государства.

Потому длительное время в Чечне параллельно действовали и действуют шариатские нормы и адаты. Определился и принципиальный подход к применению норм шариата. Они в начале регулировали гражданско-правовые отношения, в особенности семейно-бытовой уклад людей, а адаты применялись для регулирования уголовно-правовых вопросов. Такой подход был оправдан тем, что нормы шариата были более прогрессивны и приспособлены к изменившейся обстановке, тогда как уголовно-правовые нормы адата отличались более жестким характером действия. Наглядный пример этого дается в решении жителей сел. Асса, которые в 1154 г. хижры решили, что они передадут шариатскому суду все споры. Кроме споров по делам об убийствах и кражах. Не случайно, имам Шамиль в течение 19 лет своего правления боролся против арбитражных судов (адата) в пользу утверждения шариатских судов. Однако не смог добиться этого. Учитывая прочные позиции адата в Чечне, он вынужден был найти на большие уступки для чеченцев, тогда как в Дагестане он добился своего. Чеченцы издавна, даже в наше время, многие вопросы решали по адату и шариату.

Ко времени окончания Кавказской войны шариат занял прочные позиции среди населения и параллельно с адатом продолжал свое действие. Известно, что и царская Россия и советская Россия, в попытке обеспечить лояльность колонизированных народов, не отрицали необходимость функционирования шариатских судов и даже оказывали им содействие. Однако, начиная с 1930-х годов, светское законодательство и суды официально вытеснили шариат и адат из государственных структур. Вместе с тем, параллельно с социалистическим законодательством в Чечне, на неофициальном уровне, применялся и шариат и адат. Применение обычного права в социалистический период развития характерно не только Чечне. Так, например, проведенные в 1998-2002 гг. исследования лабораторией обычного права Грузинской АН показали, что во всех регионах Грузии обычное право и арбитражные суды дополнили официальные светские права и светские суды. На территории Чечни подобные исследования провели грузинские ученые, поскольку тогдашнее Чеченское правительство не финансировало изучение реального состояния действия адатов и шариата в жизни народа. По традиции же, Тбилиси пытался найти общекавказские корни действия факторов применения адатов и шариата на Кавказе.

Высказывая свою признательность и благодарность ученным из Грузии, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что к периоду "суверенитета народов", подавляющая часть населения Чечни подошла с убеждением, что новыми властями официально будут восстановлены адаты и нормы шариата довольно значительная часть населения считала преждевременным переход на обычное право или к шариату. Вместе с тем, костяк части населения, реализовавшей мечту чеченского народа о суверенном государстве, оказался под влиянием сиюминутной победы на волне шариата и адатов. Следует отметить, что первый президент Чечни Джохар Дудаев попытался урезонить эту часть активных участников строителей чеченского государства. Он обосновывал это поспешностью и необходимостью постепенного перехода к нормам адата и шариата, разработанного в виде официального законодательства. Джохар Дудаев отмечал, что Чечня - неотъемлемая часть мирового сообщества и принципы и нормы международного права должны найти достойное место в правовом порядке молодого независимого государства.

В преддверии очередных выборов, назначенных на 27 января 1997 года, исполнявший обязанности президента ЧРИ З.Яндарбиев посредством одних своих указов, игнорируя Конституцию Республики объявил о создании исламского государства, что серьезно дестабилизировало ситуацию. Предпринимавшимся мерам второго президента ЧРИ А.Масхадова по правовому урегулированию через специальную государственную комиссию помешала развязанная Россией в 1999 году вторая античеченская война.

В правопонимании новой Чечни центральное место занимает основополагающая идея адата - регулирование отношений между равными и свободными субъектами права. Исходя из этого, навязывание какого-либо законодательства Российской Федерации, пусть даже России - как правового государства (в силу исторических обстоятельств взаимоотношений России и Чечни, берущих начало еще в XVII- XVIII вв. и которые характеризуются тем, что только путем насилия и истребления чеченцев, Россия продолжает устанавливать "правовой порядок" на территории этого древнего народа), идеи адата и шариата не признавали и считали чуждыми для чеченцев. Этому способствовала и следующая, основная идея адата - выполнение всех решений по спорному вопросу добровольно и непринужденно самим субъектом правового отношения. Хорошо известно, что "демократическая" Россия не собиралась проводить референдум в Чечне по вопросу взаимоотношений между Чеченской Республикой Ичкерия и Российской Федерацией. Россия не собиралась признавать поле действия адата и шариата в Чечне правовым пространством своего государства. Следовательно, идеи адата не признают насилие как форму решения спорного вопроса и как средства выполнения вынесенного решения. В этом адат стоит особняком и не нуждается в помощи других социальных норм. Этот основополагающий тезис отражен и в принятой в 1992 г. Конституции Чеченского Республики Ичкерия в части регламентации прав и обязанностей граждан в условиях войны, положения которой в большинстве своем совпадают с адатом. Так, например, еще в 1822 году, как пишет генерал Ермолов (Главнокомандующий кавказским корпусом) военному министру Милютину, в селе Герменчук прошел съезд чеченского народа на котором военный предводитель (Б1ячча) чеченского народа Бейбулат Таймиев обратился к народу решить вопрос - подчиниться требованиям России и стать подвластными русскому царю или с оружием в руках отстаивать независимость своей Родины. Съезд единогласно решил воевать за независимость Чечни. К слову сказать, у чеченцев с древнейших времен были определены демократические институты власти, названия которых тесно связаны с Родиной, с матерью - землей. Страной - Дайн мохк "Страна отцов", Нана Дег1аста "Мать Родина", Нах чуо (чоь) "люди страны (территории)". Еще с древнейших времен у чеченцев функционировало мехкангулам "собрание, съезд страны", в котором участвовало все совершеннолетнее население. Постоянно действовал выборный орган мехканкхел "совет страны", который решал все вопросы мирного и военного времени. Для управления страной в мирное время избирался Мехкан да "отец (владелец) страны", но решение наиболее важных вопросов принимались на Мехкан кхел, а вопрос войны и мира решался на Мехкан Гулам. Сравнивая с античными цивилизациями, мы находим аналогичные институты у древних греков под названиями агора и архонты, у древних римлян - курии и рексы. В военное время Мехкан Кхел избирал военного предводителя с особыми полномочиями - Б1аьчча, подобно басиливец древних греков. На уровне организации власти по территориальным единицам действовали юьрта гулам (пхьан гулам) "съезд (собрание) села", который избирал юьртан да (пхьан да) "отец (владелец) села" и юьртан б1аьчча (пхьн б1аьчча" "военный предводитель села". Как не вспомнить, что в ноябре 1991 года, когда указом Ельцина было объявлено "Чрезвычайное положение", всенародно избранный первый президент Чечни Джохар Дудаев обратился к 100-тысячному собранию представителей населения Республики в центре Грозного с вопросом: принять ультиматум России или отстаивать свою независимость с оружием в руках. И в очередной раз, спустя почти 200 лет, чеченский народ проголосовал за независимость.

В условиях военного времени требования адата и шариата наиболее остро ставят вопросы защиты отечества. Мать провожая сына на войну против агрессора, наставляет не щадить свою жизнь за Родину. Защита Отечества является не только долгом для каждого мужчины (кстати, чеченцы считают себя военнобязанными до 70 лет), но и правом каждой семьи. Семья, в которой нет члена мужского пола необходимого возраста, имеет право оказывать более весомую материальную поддержку народному ополчению, чем семьи и мужчины, которые воюют за Родину. Отряды ополченцев всем необходимым обеспечиваются (оружием, продовольствием и т.д.) теми селами, которые они представляют. Долг каждого чеченца - подчиниться общей воле и отдать всего себя Отечеству.

Служение Отечеству красной нитью в требованиях адата и шариата даже для мирного времени. Даже в наше время сохранились предания чеченцев, переходящие из поколения в поколение: "Юьртаца къовсавелла къонах, юъртах ваьлла, мехкаца къовсаелла юьрт йоьгна" - "молодец, противопоставивший себя селу, стал изгоем, село, противопоставившее себя стране, сгорело".

Решения вышеназванных демократических институтов власти были строго обязательны и невыполнение их каралось изгнанием из села (юртах вакхар) и изгнанием из Отечества (макхах ваккхар). Строгие и суровые были требования адата и шариата к соблюдению моральных устоев общества. Так, например, в мирное время опозоривший себя мужчина подвергался изгнанию из села, на перекрестке оживленных дорог каждый прохожий произносил с проклятьем имя преступника и бросал камень в одну кучу, которая на протяжении десятилетий все увеличивалась и стояла как своеобразный памятник этого преступления в назидание потомкам. Воспитанные в течение веков на высоких требованиях адата и шариата чеченцы в конце 20-го века, с получением независимости, в подавляющем большинстве своем не приемлют законодательство Российского Государства, попирающего основные права и свободы человека, насильно устанавливающего чуждый адату и шариату правопорядок. Продолжение военных действий, насилие как способ решения вопроса противоречат высокогуманным принципам и идеям адата и шариата. Именно это обстоятельство объясняет изначально заявленную президентом Асланом Масхадовым готовность сесть за стол переговоров без всяких предварительных условий. Следовательно, установление единого законодательства на территории Чечни до момента мирного урегулирования становиться невозможным. Это в свою очередь приводит к нарушению прав и свобод этнических групп и целого народа, что является попиранием общепризнанных принципов и норм международного права.

Для российского законодательства традиционным в царское, советское и в современное так называемое демократическое время являются администрирование и отсутствие гуманных начал применения права. Например, по вопросу установления отношений центра с субъектами Российское законодательство мало чем отличается от законодательства тоталитарного советского периода. Чеченская республика Ичкерия значится лишь в общем перечне субъектов Федерации, тогда как даже со студентом ВУЗа заключается индивидуальный договор по вопросам взаимоотношений с учебным заведением. Российское законодательство не может даже предположить, что государственное образование может иметь индивидуальный правовой статус в Федеративном Государстве. Ведя в течение уже десятилетия войну против, как считает законодательство РФ, собственного субъекта, Российская Федерация даже не интересуется тем, как остальные субъекты могут расценивать ее действия против собственного же народа. Следовательно, законодательства РФ уже генетически неприемлемо на территории Чечни для населения Чечни. Не говоря уж о том, что уже большинство населения остальных субъектов РФ убеждено в неприемлемости законодательства РФ для Чечни

Хорошо известно, что как в советское время, так и в условиях процветания российского "демократического" правового государства, те нормы законодательства РФ, которые защищают личность и народы, в отношение чеченцев не соблюдаются. Российское законодательство для чеченцев предусматривает лишь меры притеснения, истребления и уничтожения. Поэтому характеристика этого законодательства с точки зрения защиты прав и свободы людей была бы лишь формальной и излишней тратой времени. В таких условиях сегодняшняя обстановка в Чечне с очевидностью и настойчивостью востребовало нормы адата и шариата как ориентиры приобщения к общечеловеческим ценностям, к общепризнанным правам и свободам личности, которые позволяют очертить правовое пространство, определить дальнейшую судьбу Чечни, а также, вопрос взаимоотношения Чечни с Российской Федерацией.

Министерство культуры, информации и печати ЧРИ,
Государственный институт социальных и политических исследований им. А. Авторханова.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com