Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 29 июля 2002 г.

Зверства ГРУ России в ЧечнеЗверства ГРУ России в Чечне

Фраза "в Чечне неизвестными была убита семья" никого уже не давно не шокирует. Обычно за ней следует уточнение: "убийцы были в камуфляжной форме и в масках". Однако убийцы чеченской семьи из шестерых человек в Шатоевском районе 11 января были установлены и даже задержаны, что в Чечне является прямо таки делом немыслимым. Ими оказались бойцы спецназа ГРУ ГШ ВС РФ (Главного Разведывательного Управления Генерального Штаба Вооруженных сил Российской Федерации), 11 человек.

Дело обстояло следующим образом. По данным агентства "Гласность Медиа" шестеро мирных жителей ехали из Шатоя в автобусе, когда на дороге между селами Верхний и Нижний Дай им преградили путь шестеро спецназовцев, высаженных в этом районе с вертолета. Они расстреляли машину, а пассажиров, включая беременную женщину, затащили на ближайшую ферму и там закололи ножами. Случайными свидетелями этой драмы стал отряд бойцов подразделения полка, дислоцированного в селе Борзой, во главе с полковником Тарасовым. Тарасов вызвал подкрепление, отряд чеченской милиции, и грушников удалось задержать. Как выяснилось, командовал ими полковник ГРУ Плотников. В ответ на возмущение мирных жителей полковник удивленно заметил: "Что вы устроили панику из-за 6-ти человек? Мы в Аргуне 90 замочили". Арестованных позже увезли в Ханкалу, при этом один из них был убит при попытке к бегству.

Аббревиатура ГРУ вызывает у мирных жителей Чечни панический страх. При этих словах лица их, как правило, бледнеют, и они непроизвольно переходят на шепот. Иметь знакомых среди военных разведчиков - большая удача в Чечне. Так, в Грозном автор был свидетелем разговора сотрудников гуманитарных организаций и главы администрации Шатойского района Дузаева. Дузаев уговаривал их отвезти "гуманитарку" в его район, а проблему проезда через блокпосты он обещал решить через некого Диму из Ханкалы. "Дима-это ГРУ. Надеюсь, всем понятно",- заметил Дузаев. Чем же заслужили военные разведчики в Чечне такое "уважение", чем же они там занимаются?

Впервые о ГРУ в Чечне заговорили в январе 1995 года. Тогда федеральное командование, провалив новогодний штурм Грозного, бросило в грозненское пекло самые элитные подразделения, собранные со всей России, в том числе и спецназ ГРУ. Однако спецназ тогда ничем отличиться не успел, трагически погибнув во время взрыва одного из зданий. В живых остался лишь один боец, вышедший наружу по малой нужде. Следственной комиссии он даже не мог сказать, сколько же военнослужащих было внутри на момент взрыва, настолько он был тогда пьян и ничего не помнил.

Во второй же войне спецназовцам ГРУ изначально уделялось главная роль в проведении "контртеррористической операции". По словам председателя Общества Российско-Чеченской дружбы (ОРЧД) Руслана Тутаева перед отправкой в Чечню многие гэрэушники проходили спецподготовку в местечке Прудково под Волгоградом. Там они получали знания чеченских традиций и ислама, умения сказать на чеченском языке несколько фраз и т.д. Однако, судя по всему, все это мало пригодилось бойцам элитного подразделения в Чечне. Вначале им пришлось участвовать в тяжелых боях за Грозный, причем в качестве обычной пехоты, а затем на ГРУ была возложена задача поимки лидеров боевиков, разведка и уничтожение горных баз. Сейчас очевидно, что эти задачи военной разведке выполнить не удалось. По данным, озвученным президентом России Путиным на праздновании юбилея ГРУ 5 ноября прошлого года, в Чечне погиб 421 спецназовец. Это огромная цифра, учитывая тот факт, что спецподразделения ГРУ- это самая элитная часть российской армии, и их подготовка требует больших материальных затрат. Забрасываемые командованием высоко в горы для проведения спецопераций, бойцы ГРУ несли большие потери, и все безрезультатно. Это заставило федеральный центр выработать хоть какой-то осмысленный план действий вооруженных сил в Чечне. В результате, как известно, в январе прошлого года руководство "контртерристической операцией" было возложено на ФСБ, но "рабочей лошадкой" осталось ГРУ. По некоторым данным утвержденный план предполагал действия сразу на нескольких направлениях:

1. Для уменьшения потерь было решено сформировать отряды из чеченских боевиков, перешедших на сторону федералов. В качестве основы предполагалось взять отряд полевого командира Сулима Ямадаева. На эти цели были выделено более одного миллиона долларов. Руководить этими отрядами должны были офицеры ГРУ. Главным критерием отбора, как стало известно активистам ОРЧД, для чеченцев стал их опыт убийства других чеченцев. Гэрэушники- чеченцы должны были быть лишены страха кровной мести. Базой таких отрядов стал Гудермес, родина братьев Ямадаевых.

2. Также сотрудники ГРУ начали активно формировать среди чеченцев свою агентурную сеть.

3. Было принято решения, что спецназовцы ФСБ и ГРУ активизируют проведения спецопераций в ночное время суток, когда боевики появляются в населенных пунктах, но одновременно продолжат осуществление десантирования разведотрядов в высокогорье Чечни.

Этот план показал свою полную несостоятельность уже в первые месяцы его осуществления. Ночные рейды по городам Чечни закончились тут же,не успев начаться, когда на следующий день, как было объявлено, что бразды правления в Чечне берет на себя ФСБ: в Аргуне ночью погиб подполковник ГРУ и шестеро его охранников, а в Грозном уничтожен спецназ ФСБ. Предпринятая за тем попытка убрать Арби Бараева с помощью его кровников из отряда Ямадаевых тоже провалилось. Бараеву удалось узнать, что в лесу под Алхан-Калой на него готовится засада ямадаевцев под руководством офицеров ГРУ. Он напал на них первый и в результате боя захватил двоих чеченцев в плен. Остальным удалось уйти. Контрразведке боевиков также очень быстро стали известны и имена агентов ГРУ среди гражданского населения. Их списки были переданы родственникам полевых командиров, которые их стали распространять в Чечне и в лагерях беженцев в Ингушетии. Об этом автору поведала русская женщина, выполняющая гуманитарную миссию в Ингушетии и пользующаяся большим доверием у беженцев. Она лично видела эти списки. Что же касается операций в горных районах, то, судя по всему, многие спецназовцы, осознавая всю бессмысленность проводимых ими операций и опасаясь новых потерь, стали откровенным образом "халтурить", обманывая собственное командование. Основание так считать, дает случай, рассказанный офицером Итум-Калинской комендатуры, просивший не называть своего имени. В марте прошлого года в этом районе Чечни между селами Гухой и Мухой произошел бой местной комендантской ротой и группой боевиков. Однако в последствии, когда боевики были окружены, выяснилось, что это вовсе не чеченцы, а бойцы спецназа ГРУ, заброшенные туда на вертолете. Спецназовцы были приняты за боевиков, потому что имели бороды и зеленые повязки на головах, кричали "Аллах акбар", стреляя в воздух, имитируя боестолкновения. Таким образом, они зарабатывали, по мнению офицера, "боевые" и "готовили отчет" об уничтожении очередной "бандгруппы".

Если боевые операции гэрэушников можно смело расценить, как в основном неудачные, то в "коммерческой" и "террористической" деятельности они явно преуспели. Отрядами ГРУ была взята под контроль значительная часть нефтяного бизнеса в Чечне. Каждую ночь они стали выезжать на дорогу Грозный-Назрань через село Горагорское (Наурский район). Эта самая безопасная дорога в Чечне, поэтому по ней в Ингушетию идут бензовозы с самопальным бензином. В отличие, скажем, от Грозного или Аргуна, подобные "ночные рейды" не только безопасны для них, но и прибыльны. С каждого бензовоза гэрэушники взимают мзду за проезд. Торговля заложниками тоже находится в сфере "интересов" некоторых представителей военной разведки. Для этого в Грозном на территории бывшего завода Трансмаш, по некоторым данным, был создан спецлагерь ГРУ, где содержатся чеченцы, задержанные при "зачистках". Известно, что грушники никому не отдают свой "живой товар", даже представителям ФСБ. Многие чекисты давно уже зарабатывают в Чечне тем, что помогают чеченцам выкупать своих родственников. Однако если эфэсбешник произносит страшную фразу "я знаю, где находится ваш муж (брат, сын), но ничего сделать не могу", все понимают, что произошло наихудшее: человек оказался в лапах ГРУ.

О ГРУ в Чечне можно сказать еще очень много, но приведенных выше примеров вполне достаточно, чтобы понять, что действия ГРУ на Кавказе очень плохо сказались на репутации этой силовой структуры. Из элитного подразделения спецназ военной разведки постепенно превращается во что-то среднее между зондеркомандой и бандой уголовников. Но это неизбежно, ведь перед спецназовцами была поставлена невыполнимая задача: выиграть войну, в которой победить невозможно.

Андрей Смирнов, июль 2002 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com