Тезисы
выступления на конференции "О свободе"
Приветствую участников, гостей и организаторов конференции,
на которую я лично приехал с большим удовольствием и немалым
интересом.
Не примите за выспренность, но я официально заявляю, что
легче написать многотомный труд о тенденциях в развитии мировой
экономики, чем рассуждать о Свободе в кругу людей, которые
уже больше 50 лет свободно говорят на Радио "Свобода"
о Свободе и ради Свободы.
Тем не менее я решил не отказываться от возможности послушать
вас и использовать отведенное время для тезисного изложения
своего видения отдельных аспектов обсуждаемой проблемы.
Через два дня в Лондоне состоится судебный процесс по так
называемому "Делу Закаева".
Г-н Закаев - это сегодня человек, чья свобода - пусть в относительном
формате - но все же временно ограничена.
Я не знаю, что решит английский суд.
Не знаю также, как на Радио "Свобода" будут комментировать
ход судебного процесса и его исход.
Но мне кажется, что само это событие дает нам сегодня хорошую
возможность порассуждать и даже построить своего рода мостики
от Свободы, как философской категории, через Свободу в общественно-политическом
значении к Свободе слова.
Не буду углубляться в философскую сущность понятия Свободы.
Как известно, в этом вопросе расходились даже знаменитые Кант,
Фихте и Гегель, хотя они признавались в том, что были учениками
Аристотеля и Платона. Поэтому считаю допустимым оперировать
несколько упрощенным содержанием этого понятия, приводимом
в большинстве современных политико-философских словарей: Свобода
- это возможность проявления субъектом (личностью) своей воли
в общественной жизни.
В несколько политизированном виде Свобода преподносится как
"независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих
общественно-политическую жизнь и деятельность общества и его
членов".
Возьму на себя смелость утверждать, что именно в этом значении
понятие Свобода было и сегодня остается одной из высших ценностей
в чеченском обществе.
Самые добрые слова на чеченском языке - при встрече, проводах
и пожеланиях - обязательно содержат в себе понятие Свободы:
"Маьрша вог1ийла! Маьрша г1ойла! Маьрша 1айла - Приходи
свободным! Уходи свободным! Оставайся свободным!" - эти
выражения общепринятые в чеченском обществе.
Видимо, поэтому тоже чеченский народ - при первой появившейся
в начале 90-х годов возможности, - сломя голову бросился за
Свободой.
За этим его трагическим действием мир практически безучастно
наблюдает по сей день.
Что мы имели вначале этого процесса и что имеем сейчас - вполне
очевидно, если смотреть на вещи без политических и идеологических
шор.
Жан-Жак Руссо утверждал: "В ту минуту, когда правительство
узурпирует суверенитет, общественное соглашение разорвано,
и все простые граждане, по праву возвращаясь к своей естественной
свободе, принуждены, а не обязаны повиноваться".
Я напомнил эти слова, чтобы задаться вопросом: а была ли
попытка узурпировать чеченский суверенитет? Или другими словами:
являлась ли Чеченская Республика государством?
Ответом может быть только "да", поскольку даже
в статьях "старой", много раз раскритикованной за
недемократизм и расстрелянной в октябре 1993 года российской
Конституции прямо говорится о том, что они, российские республики,
являются "государствами".
ООН четко описывает формально-юридические признаки, по которым
не только Чеченская Республика, но и любая другая республика
в составе России, является ГОСУДАРСТВОМ.
Более того, ООН в своем определении предусмотрел, что речь
идет не только о государствах-членах ООН, но и о пока еще
непризнанных международным сообществом государствах.
А это как раз государства-республики, входящие в состав России,
или оспаривающие соответствующие требования России, поскольку
их конституции определяют их как государство.
Во-вторых, не случайно для обсуждения проблемы агрессии ООН
были приглашены лидеры "национально-освободительных движений",
еще не получивших международного признания.
Следовательно, Чеченская Республика является государством.
И в широком смысле - как элемент национально-освободительного
движения, прямо регламентируемый международным правом как
возможный объект агрессии. И в узком смысле - с точки зрения
российского права, конституированного в основных законах:
и в "расстрелянном" в октябре 1993 года, и в ныне
действующем - от 12 декабря 1993 года, где говорится о "суверенных
республиках-государствах", входящих в состав России.
В-третьих, исключительно важным является следующее "забытое"
юристами и политиками обстоятельство.
10 апреля 1990 года Президент СССР М. С. Горбачев подписал
Закон "Об основах экономических отношений Союза ССР,
Союзных и Автономных республик", который полностью приравнял
бывшие автономные республики России и других союзных республик
к самим союзным республикам. В последующем все автономные
республики России (кроме Дагестана) приняли Декларации о национально-государственных
суверенитетах, признанные официально Россией и упомянутые
в Конституции России (через внесение конституционных поправок).
Поэтому все бывшие автономные республики, которые избавились
от слова "автономные" к моменту демонтажа СССР в
декабре 1991 года, были юридически выведены из состава России
и могли, при желании, завершить этот выход процедурно-правовым
способом, как это осуществили все союзные республики, а также
Чеченская Республика. Она еще в ноябре 1990 года приняла Декларацию
о государственном суверенитете, затем самостоятельно договорилась
с ингушской частью республики о разделе территории на две
части - на Чеченскую и Ингушскую Республики, - что, кстати,
было безоговорочно принято высшими государственными органами
власти России - Президентом, Верховным Советом, Правительством,
Конституционным Судом.
Чтобы не вызвать полного распада России я лично форсировал
в тот период заключение Федеративного договора, который был
подписан в конце марта 1992 года. Это, собственно, единственный
правовой акт, возвративший республики в состав России (кроме
Чеченской Республики и Татарстана).
Чеченская Республика не подписала Федеративный договор, не
участвовала ни в каких выборах и референдумах, проведенных
российскими властями после уничтожения СССР.
Поэтому по всем российским внутренним формально-конституционным
и международным правовым нормам Чеченскую Республику следует
рассматривать как суверенное самостоятельное государство.
Собственно, она таковой фактически и рассматривалась Рoccиeй
до начала агрессии осенью 1994 года. Поэтому действия федеральных
войск на ее территории, начиная с 26 ноября 1994 года, являются
агрессией в классическом смысле слова, предусмотренном определением
Генеральной Ассамблеи ООН и, соответственно, граждане Чечни
не подлежат преследованию российским провосудием, если они
не совершили преступление на территории России.
Отсюда выводы:
1. После поражения федеральной армии в первой российско-чеченской
войне и официального ее завершения подписанием Хасавюртовских
Соглашений (август 1996 года) и Договора о мире и принципах
взаимоотношений (май 1997 года) на деле и формально Россией
была признана независимость Чеченской Республики (уже вторично,
вначале - с периода прихода к власти Дудаева в 1991 году и
вплоть до начала войны 11 декабря 1994 года).
2. Независимо от того, кто был инициатором второй российско
-чеченской войны, возникает резонный вопрос: могут ли эти
Договор и Соглашения считаться "как бы не существующими"
- только потому, что некая вооруженная группа людей из Чечни
напала на Дагестан, а Россия - в свою очередь - напала на
Чечню, погубив там свыше 120 тысяч человек?
3. Как рассматривать названные выше межгосударственные документы:
они были заключены исключительно между указанными должностными
лицами России и Чечни, или все-таки от имени государств? И
означает ли исчезновение с политической арены, независимо
от мотивов и причин, конкретных должностных лиц, признание
ничтожными подписанных ими соглашений и договоров? Означает
ли вторая российско-чеченская война автоматическое аннулирование
этих соглашений и изменение статуса Чеченской Республики?
Безусловно, нет.
4. Статья 6 Документа ООН (определения агрессии) требует
международной правовой ответственности за установленный факт
(факты) агрессии. Агрессия российских вооруженных сил против
народа Чеченской Республики - факт установленный. Тысячи свидетелей
готовы подтвердить это на любом Международном Суде. Это же
касается преступлений против человечности, массового нарушения
международного гуманитарного права генералами, офицерами и
солдатами российской армии.
Перед правосудием должны предстать также представители чеченского
сопротивления, совершившие преступления против мирного населения.
5. Война в Чечне имеет все признаки международного конфликта.
Соответственно, она требует международного вмешательства в
более энергичных формах, чем это происходит до сих пор. Пассивность
международных организаций и отдельных западных держав воспринимается
российскими руководящими кругами как откровенное поощрение
ее разбойничьей войны в Чечне.
6. "Дело Закаева" непосредственно ставит перед
британской правовой системой вопрос о статусе Чеченской Республики
как государства.
Я не стал бы утруждать вас этими сложными юридико-правовыми
выкладками, если в самом российском обществе сегодня не ощущалась
острая потребность в свободной информации о происходящих процессах.
Но такая потребность огромна…
Вот несколько цитат:
"Все проясняется, как только знакомишься с планами
хозяев радио "Свобода" ! <…> Но прежде им
было необходимо заполучить аргументы. Чтобы Конгресс США долларов
побольше выделил".
"Ладно, денег у американцев много. <…> Ну а
как же с совестью?
Тут явно имеет место быть дефицит".
"Очень сильно сомневаюсь в том, что американцы пекутся
о нашем благополучии, в том числе и информационном. Но совсем
не сомневаюсь в том, что они преследуют далеко идущие политические
цели: дестабилизировать обстановку в регионе, вызвать и постоянно
подпитывать недовольство людей, побуждать их к протестным,
бунтарским действиям. Это как минимум".
"Первый же радионакат "свободы" <…>
предельно обнаженно показал истинные цели и намерения господ
из Вашингтона и его политического пригорода Праги".
"Прямая работа на американцев и против России абсолютным
большинством считается - в силу особенностей нашего менталитета
- неблаговидным делом".
На вас не повеяло от этих слов зябким холодом прошлых лет?
А между тем они написаны относительно недавно. И не в какой-нибудь
замшелой красно-коричневой газетенке. А в газете под звучным
названием "Молодежь Дагестана".
Там еще были слова о любви к России. Они напомнили мне строки
действительно великого русского гражданина - Александра Сергеевича
Пушкина:
"Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?…"
Не буду дальше продолжать.
Скажу только: рано вам на пенсию, господа со "Свободы".
Благодарю за внимание.
Р.Хасбулатов, профессор
Прага, 6 июня 2003 г.
|