ТРАГЕДИЯ
НАРОДА В ИСКУССТВЕ
Примерно десять лет назад из грозненского Музея изобразительных
искусств была похищена картина художника-передвижника Куинджи.
Вскоре после этого из краеведческого музея украли некоторые
предметы старины, представлявшие огромную ценность для историков
и всех, кто интересовался далеким прошлым нашего народа. Эти
события тогда вызвали большое возмущение истинных ценителей
искусства Чечни, да и простых граждан, кто на деле, а не на
словах мечтал о возрождении и становлении чеченского государства.
Но никто даже не мог предположить, что эта потеря окажется
лишь каплей в море по сравнению с тем, какой непоправимый
урон нанесли чеченским музеям две войны, развязанные Россией
против маленькой республики.
Сегодня в Москве в Третьяковской галерее проходит выставка
картин, вывезенных из разрушенного Грозного и реставрированных
российскими специалистами. Как сообщили по РТР, там представлено
около шестидесяти работ Коровина, Куинджи, Рубо и других художников,
известных всему миру. Но, к сожалению, как бы ни старались
реставраторы, большая часть полотен из грозненского музея
безвозвратно утеряна.
История народа, как известно, в точности повторяется и в искусстве
и культуре. Об этом можно судить хотя бы по работам знаменитого
живописца Петра Захарова, подписывавшего свои работы как Чеченец
из Дады-Юрта. Где теперь "Автопортрет" художника,
вывезенного в детстве из горного села, до основания уничтоженного
ермоловскими карателями в 1818 году?
Порой судьба многих произведений искусства оказывается столь
же трагичной, как и судьба людей. После выселения чеченцев
и ингушей из республики в 1944 году из грозненского музея
была похищена картина Рубо "Взятие Гуниба". Картина
оказалась в кабинете одного из главных виновников трагедии
вайнахов Лаврентия Берии, прибитая на стену гвоздями. Республику
восстановили, чеченцев и ингушей вернули домой, в музей вернулось
и знаменитое полотно Рубо. Во время нынешних трагических событий
эта картина также испытывает тяжелую судьбу. Мало того, что
она изрядно повреждена в связи с боевыми действиями в Чечне,
но стала еще и предметом криминального торга. Хотя в настоящее
время также стала экспонатом Третьяковской галереи.
Сколько еще бесценных полотен знаменитых художников, расхищенных
из грозненского музея, скитается по всему миру, неизвестно.
А сколько из них вернутся когда-нибудь в Чеченскую Республику,
также вызывает тревогу. Воистину, они повторяют судьбу многих
тысяч чеченцев, которые вряд ли уже смогут вернуться в свои
дома.
М. Мамедов, ГИА ЧЕЧЕНПРЕСС,
28 июня 2002 г.
|