Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 28 июня 2002 г.

Интервью вице-премьера правительства ЧРИ А. Закаева газете Мехк-КхелИнтервью вице-премьера правительства ЧРИ А. Закаева газете Мехк-Кхел

Почему, на Ваш взгляд, провалился наметившийся после 11 сентября мирный диалог с Россией?

Мне часто задают такой вопрос. Иные сомневаются, а был ли, вообще, мирный диалог. Я склонен думать, что все-таки был, т.е. он, было, наметился, хотя и провалился, как Вы говорите. На мой взгляд, дело в том, что сегодняшнее российское руководство неоднородно. Я исхожу из своих впечатлений во время подготовки к встрече в Москве, по ходу самой встречи, а также по тому, что произошло после. Рассказывать все подробно очень долго. Если в нескольких словах, то можно сказать, что встречу инициировала одна сила, провела другая, а за развитие взялась третья. По прошествии двух лет войны президент Путин и некоторые его советники, как будто, осознали тупиковость ситуации и необходимость диалога с чеченским руководством. Мне показалось, что Виктор Казанцев ближе к Путину и с одобрения последнего готов был принять наши предложения по прекращению боевых действий. К сожалению, верх взяли те, кто изначально выступал против переговоров, кто в заявлении Путина от 24 сентября упорно усматривал ультиматум, спешно организовывал пункты приема оружия от чеченцев. По сегодняшний день в российской верхушке погоду делают те, кто настроен на "окончательное решение чеченского вопроса". В отличие от Путина, но говоря на его жаргоне, нам известны "фамилии и явки". Слава Всевышнему, каждый получит по заслугам.

Если Россия инициирует новый переговорный процесс, согласится ли наше руководство сесть за стол переговоров?

Президент Чеченской Республики Аслан Масхадов неоднократно заявлял, что российско-чеченскому конфликту нет военного решения. Все спорные вопросы могут быть разрешены только за столом переговоров. Разумеется, наше руководство незамедлительно откликнется на любую мирную инициативу со стороны России.

Почему чеченская дипломатия, несмотря на все ее усилия, не добилась осязаемых результатов? Все возмущения ПАСЕ о нарушениях прав человека в Чечне, встречи на уровне министерств иностранных дел европейских государств так ни к чему и не привели?

Я понимаю, что самый ожидаемый результат от всех усилий, дипломатических и военных, в том, чтобы освободить нашу Родину от оккупантов. Пока это не произошло, действительно, нет оснований для самоуспокоения. Вместе с тем, я не разделяю пессимизм, содержащийся в Вашем вопросе. ПАСЕ есть политический орган. В его компетенцию входит именно "возмущаться о нарушениях прав человека". Поверьте, легче от этого России не становится. Критические заявления по поводу ситуации в Чечне не прекращаются, и это свидетельствует о том, что мир не смирился с тем, что творится в нашей Республике. Все усилия российских дипломатов нацелены на оправдание действий своей военщины против гражданского населения. Ни одна встреча в верхах не обходится без чеченского вопроса. Последние примеры: Рейкьявик, Москва и Рим. Я не хочу сказать, что наши встречи, как Вы говорите, на уровне министерств иностранных дел европейских государств имеют своим результатом глобальные изменения. Однако нет сомнений, что в таких глобальных изменениях, чему мы являемся свидетелями, чеченский фактор играет первостепенную роль. Пользуясь тем, что российское государство в своей маниакальной ненависти к чеченцам зациклилось на нас, вечный конкурент России Запад форсированно решает свои геополитические задачи. В определенном смысле, Запад является нашим союзником. То, что Россия защищает в Чечне, неизмеримо меньше того, что она теряет в своем "непротивлении" Западу. Бесконечно откупаясь за Чечню, путинщина окончательно запутает Россию, и это будет справедливой расплатой за преступление против нашего народа.

Не кажется ли Вам, что своими рассуждениями в книге "Ваххабизм - кремлевская вакцина против национально-освободительного движения" Вы вносите раскол в ряды чеченского сопротивления? Может быть, стоило воздержаться от заявлений, не стану цитировать, сделанных Вами в вышеназванной книге?

Прежде всего, я не согласен с тем, что ряды чеченского сопротивления представлены бандитами, экстремистами, фундаменталистами, террористами и ваххабистами. Наши братья, которые с оружием в руках сражаются против российских карателей, - это лучшие сыны народа. Они защищают честь, веру и традиции чеченцев, право жить на своей земле, право иметь свою государственность, т.е. совершают то, что в исламе в нашей ситуации является обязанностью мусульманина и называется "джихадом". Разумеется, мне никоим образом не кажется, что называемая Вами скромная книжка вносит раскол в ряды чеченского сопротивления. В одном из своих постановлений Государственный Комитет Обороны специально отметил эту и последующую наши книжки, назвав их "своевременными и полезными", чем я, признаюсь, польщен. Мне передали, что лично президент хорошо о них отозвался. В своих публикациях мы попытались проанализировать нашу новейшую историю, разоблачить созданный русскими миф о том, что Россия в Чечне воюет не против народа, а против некой международной экстремистской силы, угрожающей всей цивилизации. Приписываемый чеченцам террор является давним и испытанным приемом русских в удовлетворении своих имперских амбиций. Россия - это колониальная держава, поработившая десятки мусульманских народов. Любой национальный лозунг для Москвы опасен. Национализм угнетенных народов старшие братья пренебрежительно называют "пещерным", "диким" и неким "буржуазным предрассудком". В названной Вами книжке показывается, кому выгодно разделение людей по принципу: кто хороший мусульманин, а кто плохой. Предпринятый нами исторический экскурс свидетельствуют, что в нашем случае национально-освободительное движение за неполных полтора века несколько раз подавлялось, когда в период наибольшего обострения ему придавали религиозный характер. Религиозная война уже по определению предполагает разделение на правоверных и неверных и является внутренним конфликтом, где в смертельной схватке могут сойтись брат с братом, отец с сыном и т.д. Для колонизаторов, ведущих войну с целью порабощения или удержания в зависимости другой народ, смена национальных идей и лозунгов на религиозные является верным подспорьем. Национально-освободительная борьба в подобном случае меняет направленность, превращаясь в междоусобную борьбу. Слава Всевышнему, на этот раз до всех дошло, что нас убивают по признаку национальной принадлежности. Чеченцы обязаны отодвинуть на задний план все свои взгляды, позиции, убеждения, если они не вписываются в общенациональную платформу, которая сегодня заключается в решительном объединении народа перед реальной угрозой своего исчезновения. Эта опасность исходит от преступного российского государства.

Существует ли, на Ваш взгляд, компромиссное решение военного конфликта в Чечне? В интервью "Новой газете" Вы вскользь упомянули о некой формуле, "которая позволяла бы России говорить о целостности государства". Что это за формула?

Все дело в том, что российско-чеченский конфликт носит политический характер. Россия пытается решить его военным путем, что в принципе невозможно. В этом смысле, не существует "компромиссное решение военного конфликта". А вот для политического решения существует элементарное условие - сесть за стол переговоров. Наша постоянная готовность на переговоры продиктована убежденностью, что рано или поздно этого не избежать. Если получится раньше, то сохранятся сотни и тысячи жизней с обеих сторон. Что касается целостности России, то ситуация здесь развивается слишком стремительно. Буквально на днях российский президент Путин недвусмысленно стал отмежевываться от Белоруссии. И еще не на шутку встал вопрос о Калининградской области. В этих условиях говорить нам о целостности России бесполезно. Такое впечатление, что в развале России заинтересована, прежде всего, сама Москва. Нам же за благо заниматься собственными проблемами.

Более месяца назад Карла дель Понте отрицала в российской прессе сам факт встречи с Вами, как Вы прокомментируете ее заявление?

Знаете, уважаемая г-жа Карла дель Понте не могла где бы то ни было отрицать факт встречи со мной, поскольку такая встреча имела место, причем официально в ее офисе в здании Гаагского Трибунала по Югославии. Встреча проходила в теплой и доверительной обстановке. Не знаю, какой российской прессе что взбрело в голову месяц назад, но три с лишним месяца назад не только пресса, на и официальные российские власти активно комментировали нашу с Карлой дель Понте встречу. Например, помощник Путина Ястржембский напоминал г-же Карле дель Понте, что его патрону Милошевич не чета. У России, мол, много ракет которые без труда долетят до Гааги.

Что Вы скажете в заключении?

Если бы Вы мне задали конкретный вопрос, было бы проще говорить. Знаете, много мыслей в голове. Хочу поделиться некоторыми из них. Первое. Вопрос о суверенитете Чеченской Республики не вызывает сомнений. Сейчас дело за временем. Присутствие русских будет продолжаться, в крайнем случае, лишь настолько, насколько это позволит инерция. Первая серьезная попытка разрядить обстановку не только в Чечне, но и в самой России, обернется поспешным выводом из нашей Республики многотысячных банд карателей, убийц и грабителей. Собственно в России война не скоро закончится. Второе. Чеченцам следует беречь друг друга. Конечно, той широкомасштабной гражданской войны между чеченцами не случится, какие бы провокации оккупанты ни устраивали. Например, убийство двух десятков так называемых чеченских омоновцев. Смерть любого одного чеченца - это личная трагедия для нескольких семей. В одном лице каждый из нас является для кого-то сыном, братом, отцом, зятем, другом и т.д. Обращаясь к чеченцам которые по каким-то причинам сотрудничают с оккупантами, я хочу сказать, что их работа - это самое грязное и гнусное занятие, которое за всю историю человечества неизменно называется предательством. Пусть они перед очередным планированием задержания или убийства такого же чеченца как они задумаются, что тем самым оскверняют память своих предков и покушаются на будущее своих потомков. Третье. Всем бойцам чеченского сопротивления бесконечно жаль, что наш народ терпит такие страшные лишения. Мы знаем, что особенно трудно нашим женщинам - матерям, сестрам и невестам. Их страдания не останутся безнаказанными. Наши бойцы мстят за них каждый день. Рано или поздно мы достучимся до главных преступников, которые в настоящее время пребывают в высоких кабинетах. Как бы ни обвиняли того или другого среди нас, необходимо помнить, что худший из чеченцев - это всего лишь марионетка в руках действительный зачинщиков нашей трагедии. Начинать и заканчивать войны против чеченцев - это до сих пор прерогатива России. Мы уверены, на нашем поколении этот заколдованный кровавый круг оборвется.

Спасибо за вопросы. Аллаху Акбар.

С. Бахаева, ГИА ЧЕЧЕНПРЕСС,
28 июня 2002 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com