Чеченские
внуки автора "трех мушкетеров"
Из записок Дюма и его "кавказских
повестей" западноевропейский и американский читатель
много узнал о горцах, об их доблести и бесстрашии, о романтике
страны гор.
Западноевропейская литература долго черпала материалы о горцах
Чечни из произведений Дюма и его переводов Бестужева-Марлинского,
Лермонтова.
Сам Дюма любил показывать своим гостям множество подарков,
привезенных из кавказской поездки: кинжалы, бурки, посуду,
чеканку и т.д.
При этом, по воспоминаниям, Дюма действительно старался не
остаться в долгу и отдаривался чем мог. Так, он раздарил в
Червленной свой парижский несессер (набор из различных предметов
туалета), ряд украшений, какие-то французские сувениры.
Известный коллекционер из Тамбова Николай Никифоров, собравший
значительную и по-своему уникальную коллекцию предметов, принадлежащих
отечественным и зарубежным писателям, рассказывал, что среди
антикваров и собирателей раритетов известны различные вещи
Дюма, которые он дарил во время своей поездки по России и
Кавказу.
Бытует также легенда о том, что свое кольцо с большим бриллиантом
Дюма подарил одной красавице из станицы Червленной. Коллекционеры
в конце девятнадцатого века активно охотились за этим кольцом
(известный собиратель Алексей Леонтьев даже специально выезжал
из-за этого в Грозный), но безрезультатно. А. Леонтьеву сообщили,
что, по слухам, кольцо Дюма находится в горах, в Ведено, и
что там якобы его многие видели. Но Леонтьев в Ведено не поехал,
вернулся в Москву.
Существует много легенд о пребывании Дюма в Чечне. Одну из
них, пожалуй, наиболее любопытную, стоит вспомнить.
Утверждения Дюма о красоте жительниц станицы Червленной имели
под собой основу. При въезде в Червленную французов и их спутников
встретили традиционным хлебом-солью. Подносила его известная
красавица Ульяна, дочка одного из самых уважаемых казаков.
Красота девушки произвела сильное впечатление на Дюма. Он
настоял на знакомстве с Ульяной и попросил включить в число
лиц, которые во время его пребывания все время были рядом
с ним, - отца и брата Ульяны.
В результате за те несколько дней, который писатель гостил
в Червленной, ему удалось так очаровать девушку, что она сбежала
из дому и уехала с ним в Темир-хан-Шуру.
В воспоминаниях одного из офицеров Нижегородского драгунского
полка ( встреча с нижегородскими драгунами произошла именно
на пути к Червленной к Темир-хан-Шуре - ныне город Буйнакск)
упоминается мельком, что французский гость в своей свите возил
русскую красавицу.
Родственники Ульяны - отец и братья - догнали Дюма только
в Дербенте. И там буквально отбили девушку от эскорта, который
сопровождал знатного путешественника. При этом сама Ульяна
решительно не хотела возвращаться в отчий дом, и Дюма, обещавший
увезти ее в Париж, ни за что не желал отпускать девушку. Но
победила воля отца. На прощанье писатель подарил Ульяне свой
перстень с бриллиантом.
Данный эпизод как-то выпал из поля зрения исследователей
биографии Дюма. Этому есть, пожалуй, две причины. Первая:
поездка Дюма была так перенасыщена различными "инсценировками"
и розыгрышами (которые, как уже говорилось, специально устраивались
"режиссерами" из III отделения), что этой лирической
сцене не придавали никакого значения. А во-вторых, (и это,
может быть, наиболее верное объяснение) говорили, будто отец
Ульяны взял с Дюма слово, что он "чести девицы поносить
не будет", то есть не станет в дальнейшем писать об Ульяне.
Вернувшись в родную станицу, Ульяна вела жизнь замкнуто.
Когда выяснилось, что у нее будет ребенок, ее отправили в
крепость Ведено, где жили родичи матери.
Но, видимо, свободолюбивая натура не вынесла презрительного
отношения веденских родственников: Ульяна сбежала в горы.
В одном из горных чеченских аулов она нашла убежище и осталась
там жить. В 1859 году у нее родилась дочь, которую нарекли
в честь отца - Александрой. Чеченцы звали девочку Саной. Ульяна
приняла мусульманство и стала женой одного из местных жителей.
Девушка Сана в 1877 году вышла замуж за чеченца (который
принял участие в восстании Алибека-хаджи) и, после подавления
восстания, вместе с мужем уехала в Россию. Есть ряд косвенных
свидетельств, что они поселились в Тамбовской губернии, где
жили их родственники-чеченцы, высланные туда еще по делу Шамиля.
Дочь Дюма стала матерью трех сыновей. Двое из них - им было
уже по тридцать - погибли в боях с повстанцами Антонова там
же на Тамбовщине. (Сейчас ведется поиск чеченцев, которые
участвовали в боях с антоновцами, - может быть, это подскажет
направление дальнейших исследований. - С.Ш.).
Третий - Дмитрий, родился в 1880 или 1885 году. Во всяком
случае, когда он в 1937-1938 г.г. (в 1940 или 1941 г.г.?)
приезжал в Грозный, ему было около шестидесяти. Дмитрий охотно
рассказывал всем, что он единственный из оставшихся в живых
внуков Дюма, демонстрировал как доказательство редкое по красоте
кольцо с бриллиантом. Он встречался со многими стариками,
писателями, обсуждал вопросы переезда своей семьи в Чечню,
на землю отцов. Говорил, что у него две дочери. Видимо, война
и выселение чеченцев помешали его планам.
(Отрывок из книги С. Шерипова "Александр Дюма-отец
в Чечено-Ингушетии", Грозный, 1981г.)
|