Армия
Шамиля
(страницы истории)
Отгремели последние бои долголетней войны русского царизма
против Имамата Шамиля. И на пепелищах, на развалинах государства
кавказских народов победители с удивлением воздавали должное
стойкости и неожиданной мощи армии поверженного врага…
…В 1841 году имам Шамиль поручил чеченцу Юсуфу-хаджи Сафарову
реорганизовать армию горцев. Было разработано специальное
положение. Все мужское население Имамата, способное носить
оружие, от 15 до 50 лет считалось военнообязанным. Армия состояла
из регулярных войск и ополчения.
В армию - "низам" - выставлялся один человек от
каждой семьи. В случае необходимости защиты селений проводилась
тотальная мобилизация (в основном добровольная) всех способных
носить оружие. Почти всегда и женщины выходили на оборонительные
позиции, выполняя не только вспомогательные обязанности, но
и нередко сражаясь наравне с мужчинами. Некоторые селения
и общества в Дагестане были освобождены от воинской обязанности.
Военные силы разделялись на три рода войск: кавалерию ("феварис"),
пехоту ("мешшат") и артиллерию, со своими начальниками.
Численное соотношение пехоты и кавалерии было как пять к семи.
По переписи, проведенной Юсуфом в 1841 году, в Имамате насчитывалось
65 тысяч боеспособных мужчин.
Была организована и гвардия - муртазеки (муртазекъ). Муртазеки
выставлялись по 1 всаднику с полным вооружением от каждых
10 хозяйств. Гвардия набиралась только в Чечне и состояла
из отборных воинов. Гвардия, как и ополчение, разделялась
на десятки, сотни, пятисотки и тысячи, во главе которых находились
известные военачальники. Рядовые муртазеки в случае призыва
ополчения становились десятниками над ополченцами.
Муртазеки проявляли исключительное мужество в боях. Они клялись:
"Умрем, но не убежим от врагов в газавате". Шамиль
питал к ним большое доверие. Царские военачальники предпочитали
встречу в бою с несколькими тысячами ополченцев, чем с несколькими
десятками муртазеков. Не было случая, чтобы муртазеки сдались
живыми в плен.
Муртазеки посвящали себя караульной или кордонной службе
и занимали караулы по всей границе Чеченской области. За свою
службу они первоначально получали по одному рублю и по десяти
мер хлеба с каждых десяти домов на человека. Впоследствии,
из-за разорения жителей Чечни от беспрерывной войны, Шамиль
уменьшил плату муртазекам, и они стали получать по одному
рублю и по восьми мер хлеба с каждых двадцати домов. Численность
муртазеков составляла в разные периоды от 600 до 900 человек.
Тактической единицей боевой силы был "альф" - полк
из тысячи человек. Каждый полк делился на два батальона или
эскадрона - "хамсамиа". В каждом батальоне было
по пяти рот ("миа"), состоявших из 100 человек.
Рота состояла из двух взводов ("хамсин"), а взвод
- из пяти капральств ("амара"). Начальники этих
подразделений назывались "раисульальф" (тысячник),
"раису-хамса-миа" (пятисотенник), "раису-хамсин"
(пятидесятник), "раису-амара" (десятник). Офицеры
назывались по-европейски генералами, полковниками и капитанами.
Каждый отдельный начальник имел особый значок на древке,
каждый полк имел свое знамя.
Шамиль желал обмундировать муртазеков. Рядовые муртазеки
должны были иметь желтые черкески и зеленые повязки на черных
папахах, начальники их - черкески из черного сукна, повязки
на черных папахах также зеленые. Знаком отличия впоследствии
служил и цвет повязки. Повязки имама и мюридов имели белый
цвет, наибов - желтый, пятисотенных - пестрый, десятников
- красный (муфтии, кадии и муллы носили повязки зеленого,
а хаджи - коричневого цвета).
Для отличия звания наибы и командиры носили на правом плече,
выше патронников-газырей серебряные пластинки в виде круга,
разделенной двумя параллельными кругами на три части. В первом
и большем отделении помещалась кругом по-арабски надпись:
"Если ты предаешься войне, то малодушие в сторону. Терпи
все ее невзгоды: нет смерти без предопределения". В четырех
местах второго круга, по двум перпендикулярным диаметрам,
писались первые два символа исламской веры: "Нет Бога
кроме Аллаха, Мухаммад - его пророк". Наконец, в центральном
круге писалось звание командира.
На знаках остальных лиц обозначалось только одно звание,
а самые знаки состояли: для сотенного командира из серебряной
доски, имеющей вид пололуния, нижняя часть которого имела
вид выгнутой линии или лука, для пятидесятника - треугольная
доска с тупыми вогнутыми углами, а для десятника - продолговатый
медный прямоугольник, с оконечностями вроде фестонов.
К числу чинов, жалуемых Шамилем, принадлежали звание пятисотенника,
сотенника и десятника.
За заслуги и храбрость Шамиль установил чины, ордена и знаки
различий. Ордена носились на левом плече.
Ордена (нисан) и медали (седа) состояли из разных степеней,
были различного вида и конструкций. Разноугольные звезды,
изображение полумесяца с помещенною над ним саблей, выпуклый
круг в виде пуговицы и серебряные треугольники с отсеченными
углами и чернением составляли ордена, украшенные именем получателя
и различными надписями и стихами из Корана. На одном из подобных
орденов была следующая надпись: "Тот не храбр, кто думает
о последствиях".
Ордена носились на специальной нашивке из сыромятной кожи
на левом плече, и смысл делаемых на них надписей варьировался
произвольно.
Так, чеченские наибы Шуаип-мулла Центороевский и Улубей-мулла
Ауховский за разгром царских войск в 1842 году в Ичкерии были
награждены знаками в виде звезды с надписью: "Нет силы,
нет крепости, кроме Бога единого". Известный чеченский
наездник, пятисотенник Оздемир из Цацан-юрта получил шашку
с надписью: "Нет Оздемира храбрее, нет сабли его острее".
Два серебряных знака, найденных в сакле наиба Дуды 1847 году
и полученных им за военные подвиги, имели следующие надписи:
"Имам Шамиль этого храброго наиба
награждает первоклассным орденом и молит Бога: да поможет
Он ему идти по истинному пути"; "Этот герой, искусный
в войне и бросающийся на неприятеля, как лев".
Кроме орденов, Шамиль награждал отличившихся эполетами вроде
русских драгунских, причем, левый эполет бывал меньше правого
и на обоих делались примерно следующие надписи: "Господину
мужества и храбрости, ибо одни трусы оборачиваются назад".
Разного рода подарки, почетное оружие, платье, лошади, скот,
деньги и земля составляли награду достойным.
За усердие были учреждены в начале 40-х годов звезды четырехугольного
вида и круглые медали. За храбрость - нагрудный треугольный
знак с надписью: "Храбр и мужественен". За храбрость
давали также кисть на шашке, вроде темляка, а за особое мужество
и неустрашимость делались именные надписи на шашке: "Нет
такого-то храбрее, нет сабли его острее". Удостоившиеся
такой именной надписи получали 3 рубля серебром в месяц (к
примеру, чеченский наиб Ахверд-Магомед). Давшие присягу погибнуть
за Шамиля получали от него по 2 ? сабы муки в месяц и носили
на повязках прямоугольную нашивку из материи зеленого цвета.
Малодушные, бежавшие от неприятеля имели также свой знак
отличия: им пришивалась на спине медная четырехугольная бляха.
Таким же позорным знаком был цветной войлочный знак, пришиваемый
на одежду к спине или к правому рукаву. Знак носился до первого
отличия в бою.
С 1841 года пятисотенники и сотенные начальники стали носить
нагрудные знаки, обозначающие их должность - медали с надписью:
"Нет силы без помощи Божьей" и с указанием их звания.
Среди знаков отличия командного состава впоследствии были
введены: у сотенника - на правой стороне груди треугольник
из серебра на сафьяновом кружке, у двухсотенника - два таких
же знака на обеих сторонах груди, у трехсотенника - на правой
стороне груди такой же знак, а на левой - круг с текстом из
Корана, у четырехсотенника - на обеих сторонах груди широкие
круги с текстами из Корана, у наиба - то же самое, но с более
полными текстами из Корана.
Армия Имамата - низам - состояла из 15 тысяч человек, в том
числе 6 тысяч конницы. С ополчением Шамиль мог одновременно
выставить до 40 тысяч бойцов. Однако самое большое войско,
которое во время войны Шамиль выставил в одном направлении
в походе на Грузию в 1854 году, составляло 12 тысяч человек.
В войсках имама Шамиля была установлена железная дисциплина,
регламентировавшаяся письменными уставами ("низам").
Регулярно проводились сборы ополчения, во время которых производился
осмотр снаряжения и наличие личного состава. За найденные
во время осмотра или в другое время табак или спиртные напитки
провинившийся воин жестоко наказывался (к примеру, трубку
или табак подвешивали за бечевку к носу, в котором выбивали
отверстие). Смертью наказывались нарушение приказа командира
в бою, мародерство, предательство, трусость. Имам Шамиль социальной
справедливостью, жесткими мерами и словом убеждения сумел
добиться того, что чеченцы, привыкшие к своеволию, начали
беспрекословно подчиняться ему, превратившись в непобедимую
военную касту, сплоченную единой верой, жесточайшей дисциплиной
и доверием к своим руководителям.
Была налажена также служба государственной безопасности.
Это были более уважаемые в народе люди, пользующиеся доверием
Шамиля. Называли их "мухтасибами". В их ведении
находился контроль за наибами и другими исполнительными органами.
Борясь против взяточничества, мухтасибы руководили также разведкой
и контрразведкой. Обо всех нарушениях закона наибами мухтасибы
докладывали лично имаму.
Особым подразделением были телохранители Шамиля. Всего в
штате их было 200 человек. Они носили бурку, черную черкеску,
белую повязку, имели по 4 пистолета, шашку, кинжал, ружье.
За исключением вооружения, внешне, одеждой, имам мало отличался
от своих телохранителей. Никто не мог подойти близко к Шамилю
без ведома и предварительного представления через телохранителей.
Они становились полукругом сзади Шамиля, держа над головой
его ружья и пистолеты с взведенными курками, направленные
на представляющегося. На выезде в окружении телохранителей
впереди имама ехал "якуб" (палач, головосек) с секирой,
периодически восклицая - "Наместник пророка!", на
что телохранители вторили основной формулой мусульман - "Нет
бога кроме Аллаха, и Мухаммад - пророк его!" Телохранители
Шамиля состояли в основном из чиркеевцев (аварцев) и чеченцев.
В Дагестане имама сопровождали чеченцы, а в Чечне - аварцы.
Все они были фанатично преданы имаму и связаны обетом верности
ему.
Армия Шамиля была многонациональной. В ней служили чеченцы,
дагестанцы, кумыки, ингуши, ногайцы, татары, арабы, турки,
осетины, черкесы, поляки, русские, украинцы, казаки, грузины,
армяне.
Из русских у Шамиля был составлен целый пеший батальон до
700 человек, несколько артиллерийских команд, саперные и строительные
команды. Русские офицеры, служившие у Шамиля, были на конях.
Жили они в столице Ведено.
Казаки служили в кавалерии Шамиля среди чеченцев. Особенно
прославились своей отвагой в Кавказскую войну командир диверсионного
чеченского отряда казак из станицы Наурской Алпатов (в честь
него названо селение в Наурском районе Чечни), гребенской
казак Корчагин и солдат Беглов.
Русские, казаки, украинцы пользовались неограниченной свободой
в Имамате и всеми правами граждан (уздений) горского государства.
Многие из них приняли ислам, обзавелись семьями. Полная свобода
вероисповедания была и для христиан. К примеру, казаки-старообрядцы
с позволения Шамиля построили в Ведено старообрядческий скит,
где вместе со своим священником отправляли религиозные обряды.
Русские солдаты до конца сохранили верность Шамилю. В Гунибе
- последней твердыне Шамиля, они составляли треть его защитников.
За короткий срок Шамилем была создана такая сильная армия,
что в сражениях с ней терпели поражения в течение двух десятков
лет лучшие полководцы и армии России. Тактика горцев, оружие,
форма, методы войны были взяты впоследствии и на вооружение
русской армии, внесли свои новшества в мировое военное искусство.
Далхан Хожаев, историк, газета "Чеченец"
№3(8), апрель 1997г.
|