Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.com 
english russian 

                                                                       Государственное Информационное Агентство

 
 
РАЗДЕЛ: "ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ" 
Новости за 22 мая 2003 г.

"Ведьмы" для врага, святые для своих

Вспоминая историю чеченского народа, в которой было немало трагических событий, описывая самоотверженную борьбу наших предков против многочисленных завоевателей, мы отдаем дань заслуженного уважения героям, не щадя своих жизней защищавших родную землю. Это воины-богатыри, потомки Турпала Нохчо, прославившие чеченцев на весь мир, вдохновившие своим мужеством многих великих поэтов и писателей, таких как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, Александр Дюма и Лев Толстой, Важа Пшавела и Александр Казбеги, на создание шедевров мировой литературы. Среди таких героев Шейх Мансур, Байсангур Беноевский, Бейбулат Таймиев, Алибек-Хаджи Зандакский, Зелимхан Харачоевский и многие другие, чьими подвигами гордится весь чеченский народ, и чью славу с честью подхватили нынешние защитники страны вайнахов.

Но мы всегда почему-то незаслуженно забываем говорить о чеченских женщинах. А ведь своей героической историей мы обязаны им не меньше, чем отважным богатырям-мужчинам. Это матери, сестры, жены, которые в самые тяжелые дни оставались рядом с мужчинами, воинами, вдохновляли их на подвиги, сами совершали героические поступки, достойные восхищения. Красивые и гордые, добрые и заботливые, нежные и ласковые, преданные и не менее отважные и самоотверженные, чем самые мужественные герои. Мужчины многих народов готовы склонить головы перед чеченскими красавицами, и посчитают за счастье породниться с вайнахами. Первый грузинский царь Фарнаваз более двух тысяч лет назад спутницей своей жизни избрал девушку из чеченского племени. И новые родственники не подвели своего именитого зятя в его борьбе за объединение Грузии, прислав мощное войско, с которым Саурмаг, сын Фарнаваза, изгнал из зарождающегося Грузинского царства иноземных захватчиков.

В борьбе же за родную землю чеченки не раз доказывали врагам, что в их жилах действительно течет кровь легендарных амазонок, которых греческий историк Страбон поместил как раз на земле чеченцев в "Керавнских горах" у Терека. И если в жестоких сражениях погибали все мужчины, их оружие подхватывали женщины, и агрессор всегда встречал еще более яростное сопротивление. Так случилось во время Кавказской войны, когда войска генерала Ермолова полностью разрушили село Дади-Юрт. Непокорные горцы так и остались навечно свободными на родной земле. Плененные же горянки, без оружия набросившись на русских солдат и офицеров, вместе с врагами летели в пропасть, повергнув в ужас оставшихся в живых завоевателей. Вот когда еще чеченские женщины доказывали, что даже смерть их очень опасна для агрессоров. И ничего в этом нет общего ни с "исламским фанатизмом", ни с "международным терроризмом".

Кто сказал, что место женщины на кухне? Чтобы она не лезла в мужские дела? Сколько раз вайнахским девушкам приходилось бок о бок становиться рядом с мужчинами в борьбе за свободу своего народа. Здесь и близко не было никакой эмансипации. Чеченки никогда не забывали своих прямых женских обязанностей: воспитывать детей, содержать в чистоте дом, хлопотать на кухне. Лишь по воле обстоятельств им приходилось заниматься делом, считавшимся привилегией мужчин. Первый президент Чеченской Республики Ичкерия Джохар Дудаев, которому не раз приходилось испытывать горечь предательства своих соратников, никогда не сомневался в преданности народу и в профессиональных качествах Генерального прокурора и министра юстиции Эльзы Шериповой. И мало кто из мужчин в правительстве Чечни мог похвастаться таким же авторитетом, каким она пользовалась у населения. Это никогда не мешало ей быть достойной хозяйкой дома и заботливой матерью.

В местах, где даже сильным мужчинам было не просто сохранить присутствие духа, удивительную стойкость проявляли их боевые подруги. В отряде знаменитого абрека Зелимхана, молодая чеченка Бикату умела справляться как с очагом, так и оружием в бою. В период обеих войн между Россией и Чечней, лишь женщины могли поставлять продукты питания в разрушенную, заблокированную, разграбленную республику, что во многом спасало от голодной смерти как мирных жителей, так и бойцов Сопротивления. В январе 1996 года, сквозь многочисленные кордоны и заграждения российской военщины, к бойцам отряда Салмана Радуева в Первомайское смогла пройти оператор Президентского телеканала ЧРИ Хазман, чтобы делать репортажи из осажденного села. Этим подвигом восхищались многие иностранные журналисты. Немало других женщин продолжают и сейчас собирать многочисленные факты преступлений российских вояк на территории Чеченской Республики, под угрозой арестов и пыток добывают фото - и видеоматериалы в самых опасных местах, чтобы донести до мировой общественности всю правду о российско-чеченской войне.

Военное и политическое руководство России прекрасно понимает, какую опасность для них представляют чеченские женщины. В Кремле понимали это и прежде, когда в пятидесятых годах посадили в тюрьму еще девчонку Малику Чикуеву за ее критические песни о Сталине. Понимали это и российские силовики, когда приезжали в дом Бирлант Рамзаевой, чьи песни до сих пор поднимают дух свободы в сердцах чеченцев.

Мы прекрасно помним приказ генерала Трошева в начале этой войны подвергать фильтрации всех мужчин Чечни в возрасте от десяти до шестидесяти лет. Но он, видимо, не учел огромный потенциал народа, скрытый в женщинах. Рассуждая о чеченских женщинах, которые ценой собственной жизни уничтожают ненавистных оккупантов, 18 мая в программе НТВ "Намедни" Леонид Парфенов назвал их отчаянные действия демонстрацией духа, но после добавил: "Значит, есть, что демонстрировать".

В очередной безуспешной попытке сломить дух свободы и борьбы чеченского народа оккупационные власти в республике начали массовые репрессии уже против женщин, объясняя это поиском и выявлением "потенциальных террористок-смертниц". Но в Чечне большинство женщин потеряли в результате боевых действий, артобстрелов и авианалетов, зачисток и грабежей, творимых агрессорами, своих близких: братьев, сыновей, мужей. И все они представляют опасность для оккупантов и их марионеток. Поэтому в список людей, подлежащих фильтрации, помимо десятилетних мальчиков и шестидесятилетних стариков добавились молодые девушки и взрослые женщины. Кто-то нынешние репрессивные действия оккупационных властей назвал "охотой на ведьм". Но ведь и национальную героиню Франции, Орлеанскую Деву, тоже называли "ведьмой", не так ли? А потом назвали святой.

Генерал Ермолов в девятнадцатом веке признавался, что не может спать спокойно, пока на Кавказе жив хоть один чеченец. Нынешние оккупанты и их марионетки в Чечне не смогут себя чувствовать спокойно, пока жива хоть одна чеченка, где бы они не прятались, даже в камере хранения в аэропорту Северный в Грозном. И не следует связывать отчаянные акции женщин-смертниц на Северном Кавказе со взрывами в Саудовской Аравии, в Израиле и Касабланке. Это не фанатизм. Это безграничная любовь к своей земле, к своему народу, к своим родным, в то же время это безмерная ненависть к тем, кто несет горе чеченскому народу. И сама действительность добавила к словам Джохара Дудаева, что народ будет воевать за свободу до последнего чеченца, новые слова: "...и до последней чеченки!"

М Мамедов, Чеченпресс, 21.05.03 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com