Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.com 
english russian 

                     Государственное Информационное Агентство

 
 
РАЗДЕЛ: "ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ" 
Новости за 5 мая 2003 г.

Войны и фильмы в России готовят в одних кабинетах


Пастух с позывным Кремля

В период первой русско-чеченской войны 1994-1996 годов вызывало удивление полное отсутствие российских фильмов на эту тему. Ведь, как известно, кино является важнейшим из искусств в идеологическом плане. Лишь после окончания войны появился на свет фильм известного журналиста и депутата Александра Невзорова "Чистилище" с Дмитрием Нагиевым в главной роли. "Кавказский пленник" и "Блокпост" в число фильмов о Чечне явно не вписываются, так как в них ни словом не упоминается место действия. Известно лишь, что события происходят на Северном Кавказе.

Зато во время нынешней военной кампании в Чеченской Республике российские кинодеятели с лихвой восполняют этот пробел. Если пьяному Ельцину было фактически наплевать на идеологическое обеспечение своей национальной политики на Северном Кавказе, то трезвый и расчетливый Путин, как опытный работник спецслужб, прекрасно понимает всю важность обработки мозгов как россиян, так и граждан других стран. Вот и мобилизовал на идеологический фронт против международного, читай "чеченского", терроризма кинорежиссеров, а вместе с ними сценаристов, писателей, артистов и других работников искусства и культуры. Чуть ли ни каждый кинофильм или телесериал последнего времени в той или иной степени затрагивает чеченскую тематику. И в них, как правило, доблестные российские защитники отечества воюют против бандитов, наркоторговцев, похитителей людей и прочих международных террористов. Даже если вдруг под их горячую руку попадаются женщины, люди мирных профессий, то и они в конечном итоге оказываются сообщниками бандитов. Так, например, происходило в фильме Алексея Балабанова "Война", где демобилизованный русский солдат после плена возвращается в Чечню и в поисках главаря банды убивает женщину-террористку, захватывает в плен пастуха, который прекрасно владеет всеми видами оружия и рацией и имеет даже чуть ли ни свой позывной. Зачастую творения российских кинодеятелей прямо наталкивают зрителей на аналогии с происходящими событиями как в Чечне, так и в глубине России.

Не прошел незамеченным телесериал Тиграна Кеосаяна "Мужская работа". Демонстрировался он неоднократно на различных телеканалах России и других стран, например, Грузии. Где-где, а уж в этом фильме аналогий с чеченскими событиями хватает, и даже слишком. Так, например, зловещий Аль-Саид - это явный намек на главу террористической организации "Аль-Каида" Усамы бен Ладена. Продажный журналист Новицкий, надо полагать, корреспондент радио "Свобода" Адрей Бабицкий с его якобы искусственно поднятой шумихой из-за ареста, фальшивых документов. Вороватый депутат Государственной Думы России Островский, который решил бежать из страны, - скорее всего укрывающийся в Лондоне опальный олигарх Борис Березовский. Продолжать параллели можно еще долго. Но мы обратимся к самому главному сюжету в сериале и к недавним трагическим событиям в Москве на Дубровке. Нам трудно сейчас однозначно утверждать, когда была снята вторая часть телесериала "Мужская работа" - до октября 2002 года или после. Скорее всего, раньше. В таком случае Тигран Кеосаян вполне может гордиться своими пророческими способностями. Мы прекрасно знаем, что некоторые голливудские кинофильмы повествуют о многих событиях за несколько лет до того, как они на самом деле происходят. Так было, например, с нападением Ирака на Кувейт в 1990 году, с атакой террористами небоскребов в Нью-Йорке. Но точность описываемых событий в телесериале "Мужская работа - 2" просто поражает. Конечно, различия есть, как в любом художественном произведении. Но это лишь мелкие детали. Террористы захватывают заложников не в театральном центре в Москве, а на атомной электростанции в Ленинградской области, освобождение заложников происходит, в отличие от реальных событий, без потерь. Что на Дубровке от действия спецназовцев погибло сто двадцать девять человек - тоже мелкая деталь, когда террористы своими действиями ставят под угрозу безопасность всей страны. Так, во всяком случае, выходит из политики президента и правительства России.

Но достоверность вызывает удивление лишь на первый взгляд. В начале каждой серии телезрители могли читать, что фильм снят по заказу министерства информации и печати Российской Федерации. Попросту говоря, господин Кеосаян получил социальный или государственный заказ. А чтобы он был качественно выполнен, правительство, то есть заказчик, должно было предоставить и некоторые материалы или, на худой конец, рекомендации для создания этого сериала. Целью этой работы является попытка развенчать романтический образ чеченских бойцов, которые воюют за свою землю, за свой народ. То есть показать, что Россия ведет войну против опасных жестоких террористов. После штурма дома культуры на Дубровке некоторые журналисты задавались вопросом, почему террористы, учуя запах газа и поняв, что штурм начался, не взорвали полностью заминированное здание вместе со всеми заложниками. Примерно такой же вопрос некоторое время не давал покоя главному герою сериала "Мужская работа" спецназовцу по кличке Пасечник. Ведь террорист успел нажать на кнопку взрывателя, но взрыва почему-то не произошло. Чтобы, не дай бог, у людей не возникало мысли, что бойцы из отряда Мовсара Бараева предпочли смерть, но из гуманности не стали убивать всех зрителей мюзикла "Норд-Ост", косвенно на этот вопрос дали ответ создатели "Мужской работы". В телефильме другой главный герой, чеченец Руслан по кличке Гюрза, оказывается уже много лет работает в среде террористов под прикрытием. Это именно он обезвредил все бомбы на атомной станции, чем спас страну от экологической и ядерной катастрофы. То есть люди не должны заблуждаться относительно гуманности Мовсара Бараева и его подельников, которые взорвали бы дом культуры, если бы не внедренный агент.

Сравнивая кино с реальностью, хотелось понять, а кто же был тот самый спаситель государства российского, который не позволил террористам поставить на колени великую державу. Как говорится, свято место пусто не бывает. Вот и на роль такого спасителя выдвинул свою кандидатуру невесть откуда появившийся Ханпаш Теркибаев. Вокруг этой мелкой личности последние дни после его интервью корреспонденту "Новой газеты" Анне Политковской поднялось чересчур много шумихи. Незаслуженно много. И нам не хотелось бы на нем надолго останавливаться. Представители правительства Чеченской Республики Ичкерия уже заявили о связях Теркибаева с российскими спецслужбами. Так что, возможно, он действительно завербован агентурой России, неважно, до его заключения в подвал его друзей Кадыровых, или во время. Но тщеславие не позволило Ханпашу держать язык за зубами. Поэтому он хвастался, что обезвредил мины на Дубровке, что заманил боевиков в центр Москвы, что на короткой ноге с Сергеем Ястржембским и Маргарет Тэтчер. Ну, прямо Хлестаков и поп Гапон в одном лице. И вдруг сам испугался своей же крутости. Поэтому стал всячески отрицать факт встречи с Политковской, как об этом сказано на интернетсайте "Вокруг новостей". А бояться ему есть кого, ибо по сравнению с теми службами, которые им управляли, как сказала Политковская в программе "Смотрите, кто пришел!" на канале ТВС, даже ФСБ выглядит лишь детской игрушкой.

В общем-то, не так уж и важно, какова истинная роль Теркибаева в драме с заложниками на "Норд-Осте". В любом случае, еще раз подтверждается версия, что к теракту на Дубровке очень сильно причастны российские спецслужбы. Об этом говорят многие факты. Например, что всех спящих бойцов из отряда Бараева застрелили, не арестовав ни одного, кроме, как выясняется, Теркибаева. Или что, как оказалось, от пулевых ранений погибло гораздо больше людей, чем официально говорилось вначале, но следы ранений были замазаны воском в московских больницах. Правда, роль спецслужб попытался как-то облагородить в своем телефильме Тигран Кеосаян. Дабы оправдать ожидания своих заказчиков.

М.Мамедов, Чеченпресс, 04.05.03 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com