Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

                              Государственное Информационное Агентство

 
 
РАЗДЕЛ: "ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ" 
Новости за 21 мая 2003 г.

Летопись племени Нахчу

Предисловие

Публикуемый ниже материал условно может быть включен в число тех летописей ("тептаров"), которые в старину вели все чеченские родовые кланы (тайпы) и отдельные представители духовенства. Известно также, что в горной местности Нашах, которую чеченцы считают очагом своего национального становления, в замке Мозарх хранилась общенародная летопись ("къоман тептар"). Летопись эта, одна из трех общенациональных реликвий чеченского народа, как и другие две ("общеродовой котел" и "национальная печать") исчезла в советскую эпоху, в период депортации вайнахов в Центральную Азию.

Многие из "тептаров", написанные арабской графикой, были изъяты и уничтожены советскими чекистами в 20-х и 30-х годах под предлогом "борьбы с религиозными пережитками". То, что удалось сохранить, было отобрано у хранителей во время депортации чеченцев и ингушей в феврале 1944 года.

Как свидетельствуют очевидцы, летописи и другие памятники письменной истории, философской и теологической (суфийской) литературы чеченцев были свалены в огромную груду на площади им. Ленина в центре города Грозного и лежали там до весны, под снегом и дождями. Весной появились какие-то люди и, сожгя то, что было испорчено непогодой, остальные рукописи увезли на нескольких грузовых машинах. Судьба этих рукописей неизвестна и по сей день.

"Летопись племени Нахчу", публикуемая по книге Николая Семенова "Туземцы Северо-Восточного Кавказа" (С.- Пб; 1895 г.), представляет собой не столько летопись в строгом смысле этого слова, сколько "исторический памфлет" против династии владетельных аварских князей, выступавших в эпоху Кавказской войны XIX века на стороне российских завоевателей. В ту пору некоторые религиозные деятели, прислуживавшие российским колонизаторам, пытались внушить горцам мысль о том, что аварские ханы являются курейшитами, потомками кровнородственной общины пророка Мухаммада (а.с.с.). Цель подобных утверждений заключалась в том, чтобы горцы следовали "священному" примеру аварских ханов и без борьбы покорились русским. Публикуемый нами исторический материал являясь опровержением "священной родословной" аварских ханов, одновременно дает целый ряд любопытных сведений о древней истории чеченцев.


Летопись племени Нахчу

(Летопись выхода племени Нахчу из селения Нахчувана1 в 17-день месяца Раджаба2 63 года после хиджрии,3 по смерти пророка (да будет над ним мир и благословение от Аллаха)

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будет благословение и мир над тем, после которого не пророка!

Из вышеупомянутого благословенного селения Нахчувана вышли три брата:
Абдул-хан, Рашид-хан и Хамзат-хан, сыновья господина Али Сирийского4, носившего в свое время титул "князь правителей и властелин властителей"5, жившего сто лет и умершего - да помилует его Аллах - в Сирии.6

После смерти отца их княжеская и султанская власть перешла в руки людей неправедных, а именно, место его занял Омар-бену-Хасан-Шами.

Вследствие этого братья бежали в Нахчуван. Из Нахчувана они ушли в Кагызман7, где жили родственники отца их, в том числе их дядя Гази-Хамзат. Там они прожили десять лет. Младший брат Хамзат-хан там и умер. Из Кагызмана Абдул-хан и Рашид-хан перешли в Арзуман8, где прожили шесть лет. Там умер второй брат Рашид-хан, - да помилует его Всевышний Аллах; он был шахид. Абдул-хан перешел в Халиб9 со своим семейством, состоявшим из трех сыновей, четырех дочерей, жены и племянника - сына Рашид-хана. Здесь племянник Абдул-хана женился на дочери князя неверных Албулата. Оставив племянника в Халибе, Абдул-хан перешел со своим семейством в одно место, где кроме волков и других зверей никого больше не было, и где протекала небольшая речка Басхан.10 Там он построил несколько каменных башен. Из родившихся у него на том месте сыновей одного он назвал Басханом. Там он и умер - да помилует его Всевышний Аллах.

После Абдул-хана осталось три сына: Шам-хан, Сейд-Али и Фахруддин, и четыре дочери: Загидат, Фатимат, Хабисат и Зайнаб. Он умер, будучи девяносто лет от роду.

Я, бедный Шам-хан, пишущий эти строки, - третье поколение от нашего предка, господина Али Сирийского. В 153 году после хиджрии11я выдал сестер своих замуж за князей Абазака12 и у них взял себе жену, дочь Сурхая. Из-за сестер моих между мною и абазаками возникла вражда и ненависть, вследствие чего мы - я и братья мои - переселились с Басхана к небольшой речке Аргун, где основали свое местожительство13. У брата моего Сейд-Али после того родился сын, которого мы назвали Аргуном. Сейд-Али на этом месте и остался. Для Фахруддина мы избрали место жительства Байна-Саврайни14, а я ушел в Нашах15 и поселился там, в построенной мною каменной башне. Это было 213 году после хиджрии16.

Шам-хан умер в Нашахе. После того в Нашахе образовалось тринадцать колен17.

Я, бедный Хамзат, сын Шам-хана, четвертый потомок наших предков, повествую: Аргун, сын Сейд-Али, оставил свое местожительство своим братьям и перешел на жительство в Махкете18, вместе с ними перешел туда и наш дядя Фахруддин. Там они прожили десять лет, я же оставался жить в Нашахе, в башне. Однажды мы с Аргуном и Фахруддином, по уговору, пошли осматривать окрестные горы, и нашли в них одно прекрасное место, покрытое лесом. Аргун переселился на это место, и там образовалось большое селение, названное Аргуном. Фахруддин не остался там, а перешел на жительство ко мне в Нашах. В то время на горах, кроме селений Аргуна, Карата19и Нашаха, других не было. Тогда же пришли в Авар20князья Кабатийские Суракат и Кагар, князья еврейские21. Суракат поселился в Аваре, а Кагар в Чир-юрте. Суракат был сын Суртана, сына Аулхана, сына Умахана, сына Прусс-шаха, сына Бакира, сына Намруда, сына Баяра, сына Переда, сына Тахмаза, сына Саита, сына Амира, а Амир был сыном фараона22. - От Адама до фараона было 98 поколений людей. Князья пришли в Авар в 370 году после хиджрии23.

Всю плоскость занимали калмуки24, царем которых был Навруз-хан, живший на Тереке. Владения Навруз-хана находились между севером25, Сарисином26, лежащим между двумя валами, и Абазаком27. Навруз-хан и сын его Карабит владели этим местом 163 года.

Потом явился шах шиитов по имени Таймасхан и завладел пространством от Терека до Грузии и от севера до Сарисина, но на третий год он возвратился из этого края в свою страну, где и умер.

После Таймасхана явился некто Темир-Султан-хан, шах шиитов28, и завладел всем краем. Он предпринимал со своими войсками, подобно своему предшественнику, военные движения и кое-чего из задуманного им достиг.

В Сарисине он оставил летопись, чтобы известны были дела прежних правителей страны. Потом он возвратился из Сарисина в Притеречный край и потом куда-то исчез. Был он жив или умер - никто не знал, кроме одного человека, чародея. Этот человек рассказывал, что видел его в царстве злых духов, женатым на дочери царя духов; он был прикрыт покрывалом. Войско его, сильно опечаленное, рассеялось. Большая часть этого войска поселилась на горах, в стране, называемой Награйни и после того в Награйни стали жить шииты. И теперь живущие на пространстве от Сарисина до Койсу люди, не знающие своего происхождения, суть потомки их. Это было в 430 году после хиджрии30.

Я, бедный Аргун, пятый потомок наших предков, был князем в горах. Других князей не было, кроме Сураката и Кагара. Они были неверные, а я был мусульманином. Ислам явился к нам с востока и начался с Кара-Хайдака31, где стал имамом Шейх-Ахмад, получивший титул "владетель открытого места, старик преклонных лет и мученик за веру", прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом32. Все они были корейши из дома пророка, - да будет над ним благословение и мир. Они распространили Ислам войною от Кара-Хайдака до Чир-юрта33. Кагара они убили, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли. Вскоре Шейх-Ахмад и Абдула были убиты, остался один Абдул-Муслим, выступивший со своими войсками против Сураката, жившего в горах, в Хунзахе34. Сураката он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжег его башни, истребил все его владение и сам остался жить в Аваре, как имам всего Дагестана и каждого мусульманина. Он сделался аварским князем.

После смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять завладел потомок Сураката. Род Сураката со временем умножился и власть переходила в нем по наследству от одного к другому. Следовательно, все князья Хунзаха происходят от Сураката, а не от посланника Аллаха - да будет над ним благословление и мир (35). Весь Дагестан, вплоть до Яссы, остался в их власти. Описанное произошло в 645 году после хиджрии.

Эта летопись переписана в год появления нашего великого имама Гази-Мухаммеда Гимрийского в 1244 году после хиджрии (36), который впоследствии, после третьего намаза в понедельник, 12 рабиуль-ахира 1248 года хиджрии (37), умер мучеником в рукопашном бою во время сражения с неверными.

(Из книги Н.Семенова "Туземцы Северо-Восточного Кавказа", С-Пб., 1895 г.)

Примечания

1. Нахчуван (Нахчеван) - из различных исторических источников известны, по крайней мере, четыре населенных пункта с подобным названием: древний город Нахчеван на озере Урмия (современный Иран), нынешний Нахичевань в Закавказье, среденевековая крепость Нахчеван в Кахетии и город Нахчеван в Турции, в Кагызманском округе, существующий и теперь. Судя по тексту, в котором упоминается Кагызман, речь в летописи идет о турецком Нахчеване.

Это название сотоит из двукх частей: "нахче" - самоназвание чеченцев и "ван" - поселение, город (см.Г.Капанцян, "Историко-лингвистическое значение топономики древней Армении", - Историко-лингвистические работы, т.12, Ереван, 1975г., стр.148-150). Следовательно, название Нахчеван буквально означает "город чеченцев".

2. Месяц Раджаб соответствует июлю.
3. 63-й год хиджрии соответствует 685 году новой эры по христианскому календарю.
4. В тексте летописи стоит "Сейд-Али-Шами"; сейд - "господин" (араб.), а Шами - чеченское название Ближнего Востока вообще и Сирии в частности.
5. В летописи этот титул передается по-арабски: "Сейедуль Умараи Султану Салатини".
6. В тексте Шами.
7. Кагызман - город в Турции (Карсская область).
8. Арзуман - так в чеченской транскрипции звучит название города Арзерума (Эрзерума) в Турции. Город этот имеет чрезвычайно древнюю историю и первоначально назывался Арзу ("орел"; в смысле "орлиное гнездо" - ср.с названием ингушской крепости Эрзи - "орел"). В 7 веке н.э. город Арзу, захваченный арабами, был сожжен. Затем его восстановили византийцы (называемые на Востоке румами) и стех пор он стал называться Арзе-Рум, то есть "Арзу византийский" ("румийский").
9. Упоминание страны и народа халибов в чеченской летописи чрезвычайно любопытно! Халибы упоминаются еще в "Илиаде" Гомера; они выступают против греков на стороне троянцев во время троянской войны, относимой учеными к 12 веку до н.э. Халибы прославились в древнем мире как народ, первым научившийся добывать железо из руды; в древнегреческом языке железо даже получило наименование "халиб".

Из произведений античных авторов (в частности, Страбона) известно, что халибы жили на берегу Черного моря, в районе современного Трапезунда (Трабзона) и являлись потомками урартийцев (халдов или, как их еще называли, халибов). Затем, в эпоху средневековья, все упоминания о халибах (халдах) исчезли из мировой литературы, сохранившись только в переводах античных текстов на новые языки. Исчез и народ халибов (халдов). О его дальнейшей исторической судьбе см. статью историка Х. Бакаева "Забытая война забытого народа" (скоро мы собираемся опубликовать эту статью на нашем сайте).

Упоминание в чеченских письменных преданиях халибов свидетельствует о каких-то древнейших, не дошедших до нас, истоках, повествующих об происхождении чеченцев и о их родстве с урартийцами (халибами).
10. Басхан - современная река Баксан, впадающая в Малку, приток Терека. Басхан (Басхи) по-чеченски, буквально - "река, текущая по склону"; Малка (Малхи) - "теплая (или "небыстрая") река". Терек в древности назывался Ломехи ("горная река"). Все эти названия свидетельствуют о гораздо более западном распространении чеченского языка в древнюю эпоху. Об этом же и говорится в древнейших грузинских летописях ("Картлис Цховреба"), свидетельствующих, что предки вайнахов жили "от реки Ломехи (Терека) до пределов Кавказа на западе".
11. То есть в 775 году.
12. Абазак - возможно, абхазцы или абазины.
13. "Местожительство на речке Аргун" не следует путать с современным городом Аргуном, носящим у чеченцев совсем другое название (Устаргардой). Вероятно, речь идет о каком-то неизвестном нам древнем горном селении на реке Аргун.
14. Название Байна-Саврайни дублируется в данной летописи хорошо известным топонимом Сюйр-Корт (гора, которая замыкает с юга Ханкальскую долину в окрестностях Грозного).
15. Местность в горах между реками Гехи и Рошни, признаваемая подавляющим большинством чеченских, ингушских кланов в качестве своей древней прародины. По преданию, в Нашахе хранился древний бронзовый котел, на котором были вычеканены названия всех коренных чеченских и ингушских тайпов. Многие ученые полагают, что название Нашах (Нашха) является основой или производным от самоназвания чеченцев - нахче.
16. То есть в 835 году.
17. В современной Чечено-Ингушетии проживают 12 колен-обществ, происходящих из Нашаха (3 в Ингушетии и - 9 в Чечне). Возможно, 13-м коленом некоторые нахоязычные этнические группы в горной Грузии.
18. Современное село в Чечне; в основе названия лежит слово "мохк" - "владение", "край", "страна" и топонимообразующий суффикс "те" в значении "на", "к".
19. Село в Андии (Дагестан), лежащее на правом берегу Андийского Койсу.
20. То есть, в Аварию.
21. Под "еврейскими князьями", очевидно, следует понимать хазарских царей, так как в Хазарии исповедовали иудаизм. Возможно, имя Кагар есть искаженный титул хазарских владык (кагал) и речь идет не о двух князьях, а о кагале Суракате. Перепады звуков "л" и "р" обычны в чеченском языке (ср. мур-мул; пхьар-пхьалг1а; аре-але и т.д.)
22. В тексте стоит "пир1ун" ("фараон")
23. В 992 году.
24. Калмуки - реминисценция древних тюрских кочевников, возможно, половцев. Исторические калмыки (калмуки) появились на Северном Кавказе гораздо позже.
25. В тексте стоит тюркское выражение "темирказык" ("железный кол") - так кумыки называют северную полярную звезду и вообще север.
26. Сарасин - древний город на Волге (бывшая хазарская крепость Сарашен), современный Царицын.
27. См. примечание 12.
28. Шииты - широко распространенное обозначение персов.
29. Награйни (араб.) - "междуречье". Не совсем ясна локализация этой местности. Из последующих описаний можно предположить, что речь идет о степях между Волгой и равнинным Дагестаном, которые были в ту пору заняты хазарами. Связь хазар с Ираном (шиитами) прослеживается через евреев-маздакитов, эмигрировавыших VI веке из Ирана от репрессий шаха Хосрова II в междуречье Терека и Сулака, и обративших хазар в иудейство (об этом см. Л. Н. Гумилев, "Древняя Русь и Великая степь").
30. В 1052 году.
31. Местность в Южном Дагестане.
32. Реальные лица, полководцы халифа Мервана II (VIII век), обратившие дагестанцев в Ислам. Вели жестокие войны с хазарами.
33. Чир-юрт - селение в Дагестане (не путать с чеченским Чири-юртом).
34. Хунзах - столица Аварии, местопребывание аварских ханов.
35. Здесь прослеживается попытка обосновать еврейское (хазарское) происхождение аварских ханов, которые в XIX веке придерживались пророссийской ориентации и при этом претендовали на происхождение от курейшитов. Аварские ханы были окончательно истреблены имамом Шамилем.
36. В 1828 году.
37. В апреле 1832 года.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com