ЧЕЧЕНСКИЙ ВЫБОР: ОТ "КОВРА" ДО
"КОНВЕЙЕРА"
Тактику ковровых бомбардировок сменила стратегия конвейерного
уничтожения людей
На протяжении почти уже трех лет второй чеченской войны власти
не раз намекали: мол, не станет Хаттаба с Басаевым - это и
будет означать конец войне, именуемой "антитеррористической
операцией", и тогда наконец огромный, никаким здравым
смыслом не оправданный, почти 100-тысячный боевой контингент,
противостоящий 600-тысячному населению Чечни и "2000
боевиков" (официально объявляемые цифры), сможет покинуть
республику. А с этим сойдут на нет убийства, пытки, зверства
и похищения людей силами господ в погонах, а также неизбежное
при оккупационном положении армии массовое "военное"
мародерство...
Ждали-ждали и дождались... О кончине "в связи с долгой
и продолжительной болезнью" и Хаттаба, и Басаева торжественно
объявлено - войска же остаются на месте, да и в методах ведения
войны никаких изменений не произошло: идут "зачистки",
не прекратилась работорговля живым и мертвым товаром силами
военнослужащих как главное "боевое мероприятие"
в Чечне, тысячи семей ищут своих похищенных родственников
и в лучшем случае выкупают их трупы у "защитников Родины
от терроризма"...
"ВЫС. РОС."
Имран Джанбеков из селения Гойты Урус-Мартановского района
был очень высокого роста. И только 22 лет от роду. Эти обстоятельства,
похоже, и решили его судьбу - в соответствии с традициями,
укоренившимися в Чечне в последние почти три военных года.
Его увезли ночью - и с концами. Как многих других.
- Я теперь каждое утро встаю и отправляюсь искать сына, -
говорит потухшая красавица Зайнап, мать Имрана. Она опустила
голову, так что видны только высокий лоб и волосы, и вырисовывает
безжизненными пальцами на скатерти бесконечные круги своей
безнадеги.
- Куда отправляетесь?
- Куда глаза глядят. К Урус-Мартановской комендатуре, в МВД
в Грозный, в республиканскую ФСБ... Показываю фотографию,
прошу: может, хоть кто-то... И вот недавно в одной из этих
структур мне показали протокол задержания другого парня...
И я прочитала в графе "причина задержания" - просто
"выс. рос.". То есть "высокий рост".
- Не может быть!
- Я тоже сначала так подумала, но... Куда деваться? Своими
глазами видела. Моего Имрана тоже не за что было забирать,
кроме как за этот "выс. рос.". Лучше бы я его не
кормила хорошо, лучше бы не растила, не воспитывала, как подобает...
В последние годы по большей части Имран сидел дома по требованию
родителей. Всю войну сидел.
- Почему? - спрашиваю.
- Мы берегли его. От всех. - Зайнап начинает плакать. - Он
был "выс. рос.": 1 метр 92 сантиметра. И когда стало
ясно, что первым делом федералы забирают физически крепких,
хорошо сложенных парней, мы даже в институт перестали его
пускать - очень уж придирались на блокпостах. А потом подумали
и все-таки решили: надо учиться, и по очереди - то я, то отец
- ездили с ним на занятия в Грозный, ждали там и сопровождали
обратно.
Кому-то из незнаек рассказ этот покажется странным, да еще
и с преувеличениями: ну как так? Провожать 22-летнего подобно
детсадовцу?.. Однако именно такова современная многострадальная
чеченская жизнь, а сказанное Зайнап - типичная от безысходности
происходящего вокруг история для матери молодого чеченца.
- Но не уберегли мы нашего старшего. - Зайнап смотрит перед
собой, как на похоронах. - Днем-то сопровождали, а они пришли
ночью. Ровно в пять минут первого. Все - в масках. Были два
БТРа и военный "уазик" на улице. Сына посадили в
БТР. Я бежала за машинами и кричала: "Имран! Имран!".
Так добежала до выездного, в сторону Грозного, блокпоста.
Оттуда: "Стой! Стрелять будем!". А я кричу: "Стреляй!
Убийцы! Сына моего похитили! Вон в тот БТР, который вы только
что пропустили без проверки, его пихнули!.."
Солдаты, охранявшие блокпост, опустили автоматы, не стали
стрелять в мать. Единственное, что она увидела: "02"
- так называемый "регион" - на заднике БТРа. В Чечне
все знают, что это значит - бронемашина принадлежит внутренним
войскам МВД.
Тот блокпост был границей истории: никто теперь не знает,
где похищенный Имран, ВСЕ силовые и военные структуры Урус-Мартановского
и всех иных районов, а также соответствующие республиканские
ведомства заявили, что не забирали... Джанбековы написали
заявления во все прокуратуры и всем главам администраций -
от Ясаева, главы Урус-Мартановского района, и Ахмата Кадырова,
руководителя Чечни, до Путина. Письма, жалобы, петиции, заявления...
Все оказалось бессмысленным. Ясаев заявил, что он "ничего
не сможет", Кадыров традиционно не любит Урус-Мартановский
район, как не лояльный Грозному, о чем прямо заявляет по местному
телевидению, и поэтому бесполезно просить за урус-мартановского
парня... А Путин? Похищение молодого чеченца силами военнослужащих
- то, на что в Москве реагировать вообще не принято. Вроде
это и не люди, которых украли. Вроде так и положено...
Во всем мире матери живут надеждами: это их жизненное кредо,
на котором стоит планета. Если ребенок болен - надеждами,
что будет обязательно здоров. Если оступился - что выправится.
Если пропал - что найдется. Такова и Зайнап.
- Люди говорят, если через 5-7 дней не выбросили труп, значит,
хорошо... - передает Зайнап один из устойчивых мифов сегодняшней
Чечни. - Значит, он выдержал пытки первых дней и его отправили
в Ханкалу. Он - крепкий. Только мне снится, что он стоять
не может, били сильно... Таких, как мы, родителей, сегодня
много по Чечне. Сотни, тысячи... Мы часто теперь стоим до
комендантского часа на Ханкалинском повороте - оттуда дорога
прямо к военной базе.
- Зачем вы там стоите? Что ожидаете?
- Информацию о своих. Иногда оттуда, от офицеров, подъезжают
к нам посредники, объявляют цену на тех, кто еще содержится...
Или кто уже мертв - на трупы.
Так проходят световые дни Зайнап и Адлана Джанбековых. А
по ночам родители Имрана перебирают, как ночами то же самое
делают в тысячах других чеченских бессонных домов, пытаясь
понять: что они сами сделали не так, в чем не угодили федералам,
в чем мог быть виновен их сын?..
Джанбековы находят лишь одно: Имран хорошо знал турецкий
язык, два года отучился в стамбульском колледже. И может быть,
кто-то донес об этом.
- Но знать язык - хорошо?.. Это - достоинство.
- У вас - да. Но не у нас. Федералы могли подумать, что в
Турции он набрался чего-то плохого, - объясняют родители.
- Когда я поняла про турецкий язык Имрана, то везде, куда
хожу на его поиски, стала объяснять, что тогда в Турцию наших
ребят отправляли учиться по решению российского правительства!
Сам вице-премьер Лобов курировал этот обмен! И Имран, ему
было лет 15-16 тогда, не может сейчас за это отвечать! Но
нам некому это рассказать. Никто ни слушает. Сколько ни перебираю
жизнь сына, ничего больше опасного не нахожу. Я в этом уверена,
потому что он все время был при нас.
КАКОВЫ ПРАВИЛА ИГРЫ?
...Наступает вечер и в другом гойтинском доме. Сюда недавно
"выдали" труп тоже похищенного военными человека.
А говорим мы с 20-летним Саламбеком, племянником погибшего,
- о том, что делать дальше, о смысле всего происходящего,
о том, что думают об этом молодые чеченцы...
Жизнь приучила его молчать. Всегда и при любых обстоятельствах.
И он немногословен, как многолетний заключенный концлагеря.
- Что сегодня вообще делать молодежи в Гойтах? Кроме как
прятаться от федералов? Ведь не последний вопрос... Не могут
же в самом деле 18-25-летние парни три года подряд, изо дня
в день, сидеть дома, чтобы только все знали, что они не воевали?..
Вот ответ Саламбека:
- Что нам делать? Помирать.
Надеетесь, Саламбек в силу возраста смеется? Ерничает? Иронизирует?..
Ничего подобного. Молодые тут вообще редко смеются - отвыкли,
вон сколько свежих могил на гойтинском кладбище. Столько же
похоронных процессий, которые должен посетить. Саламбек совершенно
серьезен: на его бесстрастном малоподвижном лице - гримаса
мучительной безысходности, хотя крупные глаза над широкими
застывшими скулами смотрят упрямо и с укором.
Большинство выживших к этому моменту людей в Чечне чувствуют
сегодня отчаяние - полное, кромешное, как пасмурная беззвездная
ночь. Это и есть главный результат тотального правового беспредела,
примененного к населению в ходе войны. Из села выходить -
опасно для жизни, заберут, по селу гулять - опасно для жизни,
заберут... Молодых эта федеральная метла вычищает ежесуточно.
Урус-Мартан навестить - тем более нельзя. По пути, на дороге,
полно блокпостов, и каждый может стать самым последним в жизни
- примеров чему тьма. Да и в самом Урус-Мартане повелось хватать
всех без разбору, и нет никаких гарантий, что сможешь объяснить,
почему ты не дома сидел, а очутился в собственном своем райцентре.
Если, конечно, раньше не скончаешься под пытками "на
третьем этаже". Так в районе называют райотдел ФСБ -
он располагается на третьем этаже здания военной комендатуры.
А в самих Гойтах? До войны тут жили примерно 40 тысяч человек,
теперь же - не более 15. Все, кто только мог, уехали, спасая
детей. А для оставшихся тут нет ничего, кроме известного чеченского
набора: набегов федералов, ночных "зачисток", мародерства,
утренних обсуждений, кого "взяли" на этот раз и
что при этом прихватили, регулярных похорон да рассказов,
кого как пытали из тех, кто выжил, и кого в каком виде возвратили
трупом... Ни библиотеки, ни кинотеатра, хотя здание и сохранилось.
- Когда у вас крутили кино в последний раз?
- Когда я еще был маленьким. До первой войны.
...Измученная мама Имрана Джанбекова с остатками былой решительности,
еще поддерживающими ритм ее опустошенного горем сердца, выплескивает:
- Россия делает нас быдлом. Почему? Россия гонит нашу молодежь
в объятия тех, кто первым придет и скажет: "Будь с нами".
Почему?
- Не знаю так же, как и вы.
- Я даже думаю теперь так: пусть бы "бородатые"
палками били нас за водку. Палка - все равно лучше, чем убивать...
Мы хотим понимать: кто из нас вам не нравится? И по каким
признакам? За что конкретно нас полагается пытать? За что
конкретно приказано убивать? Похищать? Сейчас же - ничего
непонятно, и уничтожают просто всех подряд: и того, кто был
с ваххабитами, и того, кто был против них. А больше других
- "серединных", кто был ни с кем. Как наш Имран.
Ответить нечего. Потому что "Чечня времен Путина"
- это годы молчания о главном или одинокие вопли страдающих
граждан, которые тут же утопают в песнях и оргиях тех, кто
делает вид, до какой степени им все это нравится.
Новая газета, 20 мая 2002 г.
|