Кубань
РЕЙХнулась
Расцвет национальной нетерпимости в субтропиках Краснодарского
края
"На хрена мне сдалось твое "Мать-героиня",
это там у себя ты героиня, а у нас в крае твое удостоверение
не действует! Пошла быстро за билетом!" - кричит контролерша.
Женщина средних лет в оранжевой помаде и свалявшемся парике
отправляется за билетом. Кто-то из пассажиров автобуса говорит:
"Была бы русская, всё бы действовало". "Икарус"
подъезжает к Краснодару.
Руки прочь от Ткачева
В столице Кубани внешне все спокойно. Но на окраинах и возле
технических училищ можно увидеть подростков с подозрительно
короткой стрижкой. На стенах и заборах часто встречается черная
звезда Давида в круге, перечеркнутая белым крестом, еще -
надпись "Белый ветер". У "кавказской"
темы своя терминология. На языке скинхедов эти художества
означают одно: смерть нацменам.
Власти и правоохранительные органы утверждают, что в регионе
скинхедов нет.
- По подозрению в участии в погроме армянских могил на Славянском
кладбище задержаны 5 человек от 13 до 17 лет, - говорит Борис
Глебов, замначальника УВД Краснодарского края. - Это болельщики,
которым не понравилась игра одного из футболистов краевой
команды, армянина. У ребят не было орудий разрушения. Они
просто валили надгробные камни ногами, и те разбивались.
Штаб Кубанского казачьего войска в Краснодаре. Прихожу к
назначенному времени. Нужно подождать: в зале проходит заседание
правительства. У казаков свое госустройство, со всеми институтами
власти.
В комнатушке собрались атаманы из районов края: кто в камуфляже,
кто в черкеске и папахе, а кто в форме царского офицера. Но,
пожалуй, самая колоритная фигура - молодой человек за компьютером.
Представьте картину: джинсы, кроссовки, лысая голова с длинным
чубом на макушке и пышные усы на мальчишеском лице.
В ожидании правительства атаманы дружно спорят о том, что
такое на самом деле абхазская чача - самогон или вытяжка из
вина и какого цвета она должна быть.
Наконец заседание закончилось, и меня ведут к атаману Владимиру
Громову.
- Мы традиционно сохраняем добрососедские отношения с горскими
народами, но присутствия здесь турков, курдов и ассирийцев
казачество категорически не приемлет. Правозащитники не тех
защищают! Я председатель краевой призывной комиссии, преподаю
в университете. И что вижу: в строю только русские, а студенчество
"чернеет" на глазах. Армянская проблема стоит не
менее остро. У них есть независимое государство Армения, кто
мешает им там жить и трудиться? Общество настроено против
армян. Люди уже открыто спрашивают: "Когда гнать будем?"
Нашу позицию разделяют в Центральной России, ее понимают в
Кремле, ее поддерживает наш губернатор. Если кто-то попытается
сместить Ткачева, мы сумеем его отстоять.
Ребята с автоматами
В редакции газеты армян Юга России "Еркрамас" тоже
настроены решительно, но - против губернатора. Главный редактор
Тигран Тавадьян рассказывает:
- Если у прежней администрации был клич: "Бей жидов
и турок", то у новой круг врагов расширился, теперь акцент
делается на армянское население. Поэтому мы будем добиваться
отстранения Ткачева с поста губернатора. Погром на кладбище
носит националистический характер. Люди потрясены, и очень
трудно удержать их от ответных действий.
Об этом же говорил на митинге на Славянском кладбище священник
Тер-Даниил:
- Сожаления Александра Ткачева об акции вандалов на кладбище
прозвучали фальшиво. Гораздо искреннее в его устах были выпады
в адрес "цыганвы" и других "черных" преступников.
На автовокзале в Анапе становлюсь свидетелем разговора водителей.
Молодой таксист Алик - самый темпераментный.
- Это в больших городах бритоголовые такие сильные. А где
нацменов много - туда не поедут. В нашем селе все ребята сидят
с автоматами. Те, кто недавно приехал, говорят, что, если
что-то начнется, уедут. А большинство здесь живут по 20-50
лет. Им куда ехать? Говорят, уйдем в леса и будем защищаться.
Черный список
"Жидовка!" - слышу сзади уже привычное шипение.
На этот раз двое: молодые, коротко стриженные, в кожаных куртках.
Тот, что постарше, похоже, не в себе: мутные глаза, ватные
ноги. Водкой не пахнет - значит, наркотики. Младший забегает
вперед и явно ждет ответной реакции. "Скоро мы вас всех..."
Стараюсь не показать страха. Неожиданно для себя останавливаюсь
и смотрю мальчику прямо в глаза. Он осекается на очередной
порции мата, разворачивается и уходит, таща за собой ничего
не соображающего товарища.
С последним состоялась еще одна встреча, спустя день. Он
подсел за мой столик в кафе, куда я зашла пообедать. "У
вас ведь есть, наверное, дети. Купите им маркеры, очень дешево,
всего 6 рублей за штуку". Умоляюще заглядывает в лицо
и, конечно же, не узнает.
Когда какой-то спец в очередной раз "распознает"
во мне еврейку - становится даже весело. Но нет желания возразить,
что я черкешенка. Для "шипящих" это одно и то же
- один черный список.
Турецкий вопрос
На базарчике женщины торгуют зеленью, редиской, соленьями.
Турчанок видно сразу.
- Раньше мы выращивали овощи, - говорит одна из них, Наргиз,
- но в этом году землю у нас отняли. Теперь продаем остатки.
Ходят люди из налоговой, из милиции, казаки - устраивают облавы.
Если увидят, что торгует турчанка, требуют справку из сельсовета
на владение приусадебным участком. Сельсовет такие справки
выдавать отказывается, говорит, что без прописки нельзя. Прописку
не дает паспортная служба. Когда все это рассказываешь, патрули
не слушают, сразу штрафуют. Если не можешь заплатить, приходят
судебные приставы и забирают из дома самое ценное. Вот недавно
Саида попалась, торговала алычей, оштрафовали на 1,5 тысячи,
приставы забрали телевизор, а она без мужа растит двоих детей.
Поэтому все стараются убежать, когда начинается облава. А
за нашим товаром присматривают русские женщины.
Идите вы к начальнику
В городке Крымске всего одна гостиница. Там у меня назначена
встреча с активистами движения турок-месхетинцев "Ватан".
Утром стучит в дверь мужчина средних лет, представляется -
Мурат Чукадзе. В ответ на приглашение войти советует собрать
вещи и покинуть гостиницу. Не спрашиваю почему, но слушаюсь.
- Нас обвиняют в уклонении от налогов, - рассказывает Мурат,
- вот мои квитанции об уплате налогов за все время работы
здесь. Если в прошлые годы аренда одного гектара стоила 2
- 5 тысяч рублей, то теперь доходит до 12 тысяч. Мы готовы
пойти и на это, но власть запретила муниципальным образованиям
сдавать землю туркам и в аренду, и в субаренду. Отбираются
и приусадебные участки. Мы покупали дома крымских татар, уезжавших
в Крым, теперь на нас заводятся дела о самозахвате. Если ничего
не изменится, скоро среди нас начнется голод, потому что у
турок нет других источников существования, кроме земли.
После разговора с Муратом направляюсь в местную паспортно-визовую
службу, чтобы показать кипу решений суда, датированных еще
1994 годом и обязывающих прописать турок-месхетинцев по месту
постоянного жительства.
Одна из сотрудниц приказывает милиционерам прочесать гостиницу:
проверить у всех регистрацию и командировочные документы.
Ни первого, ни второго у меня нет. Что могло случиться, если
бы я не ушла из гостиницы вовремя, знаю по опыту многочасовой
проверки в Москве на 26-градусном морозе во дворе милицейского
участка.
- Идите отсюда, мы уже закрылись! - раздраженно бросает она
с порога, не глядя на наши папки с судебными решениями.
Без слов кладу на стол журналистское удостоверение.
Женщина меняется в лице:
- Никаких комментариев! Только к начальнику!
Корреспондент приехал
Хутор Новоукраинский - одно из мест, где русские и турки
живут рядом.
Алачина Шугаева на хуторе знают все. Он один из немногих
сумел добиться через суд гражданства и прописки. Любопытна
мотивировка суда: Шугаев имеет право на признание его гражданином
РФ, потому что является не турком-месхетинцем, а азербайджанцем.
Алачин рассказывает о родителях, которые всю жизнь пахали
в колхозах, вырастили семь сыновей, каждый из которых отслужил
в Советской Армии.
Весть о том, что приехал корреспондент, разлетается мгновенно.
У дома Шугаева собираются люди. Приводят детей с дневниками,
те показывают оценки. Люди просят меня поговорить с их детьми
на русском языке, чтобы я могла убедиться, что они его знают.
Молодая женщина с дочерью на руках рассказывает:
- Мы отдали Наргюзель в детский сад и радовались тому, что
она может общаться с другими детьми, учить русский язык. Мы
не получали пособий на детей, как люди других национальностей,
но исправно платили за садик 128 рублей, дарили игрушки. В
конце ноября нашим детям сказали, чтобы они в сад больше не
приходили - таково распоряжение администрации поселка.
Учительница Татьяна Тарасова охотно отвечает на вопросы:
- Я веду выпускной турецкий класс. На прошлой неделе мы прошли
аттестацию на общих условиях. Ребята показали результаты не
хуже, чем в русских классах. Дети очень способные и воспитанные.
Все рассказы о том, что турки не знают русского языка и не
хотят общаться с русскими, - для нас, тех, кто живет рядом
с ними больше десяти лет, - оскорбление такое же, как для
них самих. Сейчас людей больше волнует, что подскочат цены
на сельхозпродукцию. Туркам не дают землю, значит, не будет
осенью урожая. А работать на земле никто, кроме турок, не
хочет.
Прерванный намаз
Неподалеку от Анапы есть хутор Школьный. Там мне советуют
найти Юсуфа Расулова.
- Мы собрались у меня дома, чтобы совершить намаз, - рассказывает
Юсуф. - На автобусе приехали человек двадцать казаков, ворвались
в дом. Мне сломали челюсть, били, пока не потерял сознание.
Лутфиева Асима затащили в автобус и тоже били. Дурсунову Халиту
выстрелили прямо в глаза из газового пистолета. Фазилова Бенташа
и Расулова Мухиддина увезли в сторону Анапы и избитых до полусмерти
бросили на обочине. У всех нас есть медицинские заключения,
есть свидетели. Мы подали заявления в милицию, многих из казаков
знаем лично, но никто не собирается их наказывать.
Явная угроза
О страхе и плохих предчувствиях говорят в Краснодарском крае
все. К примеру, профессор, политолог Михаил Савва пророчит
беспорядки и конфликты, если власть не предпримет решительных
мер - массового выдворения чуждых элементов за пределы Кубани.
По Савве, в категорию "чуждых" попадают все, кто
плохо владеет русским языком, отличается высокой рождаемостью
и не исповедует православие. А также армяне и грузины, потому
что их много. Стремление "инородцев" участвовать
в политической жизни Савва расценивает как опасный и конфликтный
фактор для "старожильческого" населения.
Есть в интеллектуальной среде Кубани и люди, которые высказывают
противоположные мысли. Высказывают, к сожалению, на условиях
анонимности. По их мнению, традиционный национализм коренного
населения Краснодарского края стал для властной элиты эффективным
инструментом сохранения и расширения ее сфер влияния. Чтобы
сохранить ресурсы, нужна силовая поддержка - поэтому и продолжается
сращивание казачества с властью. При главах муниципальных
образований специально для казачьих атаманов созданы должности
первых замов. Казаки используются как мобильная, радикально-националистическая,
вооруженная структура, обладающая зачастую большими карательными
функциями, чем милиция.
О турках, считают мои собеседники, скоро забудут, и примутся
за армян, которые по степени вооруженности стоят на втором
месте после казаков.
Любопытная мысль прозвучала в разговоре с депутатом Законодательного
собрания края Владимиром Козловым:
- Согласно последнему "Закону о пребывании и жительстве
на территории Краснодарского края" под категорию "иностранец"
независимо от гражданства подпадают - и могут быть выдворены
- все, кто не имеет регистрации. Тогда нужно вести речь о
статусе Краснодарского края по отношению к России!
Сомнительно, что Ткачев предпринимает столь радикальные шаги
без поддержки из Центра. Похоже, Москва начинает свою миграционную
политику на Северном Кавказе, а Краснодар выбран на роль полигона
для эксперимента.
Недавно ВЦИОМ анкетировал своих экспертов именно на эту тему.
Вот один из вопросов: "Как вы считаете, какой процент
населения России поддержит политику А. Ткачева?" Большинство
ответили - "90%".
Общая газета, 23 мая 2002 г.
|