Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 13 мая 2002 г.

НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯНЕОБЪЯВЛЕННАЯ ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В деле о взрыве в Каспийске есть подозреваемые, но нет достоверных версий

В минувшую субботу в одной из дагестанских больниц скончался 42-й человек, ставший жертвой теракта в Каспийске 9 мая. 17 из 42 погибших - дети. Около 90 человек остаются в больницах. Таким образом, День Победы навсегда останется в Дагестане, да и, наверное, во всей стране, как день памяти жертв чудовищного теракта, без которых, к сожалению, в этой северокавказской республике не обходится практически ни один год, не говоря уже о менее крупных и намного более частых проявлениях террора. В Каспийске это уже второй с момента взрыва в 1996 году жилого дома семей пограничников теракт, унесший десятки человеческих жизней.

В эти дни во многих регионах России и даже в соседней Белоруссии прощаются с жертвами каспийского теракта. В Дагестан из субъектов РФ, а в Москву из многих стран мира поступают телеграммы соболезнования. Правительство Дагестана приняло решение предоставить материальную помощь в размере 1 млн. рублей семьям погибших военнослужащих, по 20 тыс. рублей будет передано семьям погибших гражданских лиц.

Шок и потрясение воцарились в эти дни в Дагестане. На этом фоне достаточно трудно достоверно проанализировать версии и последствия теракта. Тем не менее некоторые источники "НГ", согласившиеся попытаться сделать это, с определенной долей уверенности отвергли предположения о "ваххабитской" подоплеке теракта. По их мнению, если бы эта акция действительно планировалась религиозными экстремистами, то местом ее проведения была бы выбрана Махачкала. Кстати, на уровне дагестанских спецслужб в преддверии каспийской трагедии выражались опасения относительно готовящегося теракта, но ни места, ни времени его проведения установить было невозможно.

Примерно с такой же долей уверенности наблюдатели отвергают "чеченский след" и версию, связанную с предстоящими летом этого года выборами Госсовета Дагестана. Единственное более или менее обоснованное предположение связано с продолжающимся противостоянием браконьеров и пограничников, развернувшимся за водные ресурсы Каспия. Об этом говорит место проведения теракта - именно в Каспийске расположены основные силы пограничников, осуществляющих надзор за биоресурсами, а также то, что эта же версия была одной из основных после взрыва жилого дома в 1996 году. Масштабность же акции вполне адекватна вращающимся в этой сфере средствам.

Лидеры чеченских сепаратистов, о которых сразу после теракта просто не могли не заговорить, похоже, сами испытали потрясение. Информструктуры Аслана Масхадова выступили с осуждением террора и выражением соболезнований родственникам погибших. Наиболее радикальная часть сепаратистов вообще не смогла сформировать какую-либо внятную позицию. Информационные каналы последних на этот раз в отличие от предыдущих терактов даже не решились сказать что-нибудь об "освободительной борьбе дагестанских моджахедов", хотя очевидно, что взрыв в Каспийске был направлен в первую очередь против российских военнослужащих.

Что касается официальной позиции властей и спецслужб, а также их заявлений о ходе расследования теракта, то в них в эти дни не было недостатка. Постоянный представитель Дагестана при президенте РФ Рамазан Магомедов заявил, что взрыв в Каспийске - дело рук международных экстремистов, которые находятся на территории Чечни. Но, по его словам, возможно, что исполнителями были дагестанцы - приверженцы ваххабизма. Директор ФСБ Николай Патрушев считает, что это преступление "может быть следствием событий, происходящих на территории Чечни". Заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников заявил, что правоохранительные органы располагают достаточно обширной информацией о механизме и методах совершения теракта. По его мнению, цель заказчиков этого преступления, которые базируются не только в Чечне, но и за рубежом, - дестабилизировать обстановку, посеять панику и хаос, взорвать ситуацию в Дагестане. Другой заместитель генпрокурора Сергей Фридинский заявил, что следствие по делу о взрыве в Каспийске близко к раскрытию теракта, выявлены лица, которые, возможно, причастны к этому преступлению. По его словам, подозреваемые скорее всего относятся к той же преступной группе, которая причастна к совершению теракта в Махачкале, в результате которого 18 января была подорвана автомашина с военнослужащими.

Говоря о задержанных, Фридинский сказал об аресте подозреваемых в Санкт-Петербурге. Как сообщил корреспондент "НГ" в Северной столице Святослав Тимченко, сотрудники УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области задержали троих выходцев из Дагестана, подозреваемых в причастности к совершению теракта. Они были доставлены в Махачкалу и переданы местным следственным органам. По версии следствия, задержанные входят в состав банды Раппани Халилова, исповедующей идеи ваххабизма. Эта банда подозревается в совершении на территории Дагестана серии терактов, в частности взрывов милицейских автомашин, железной дороги, нефтепровода, а также взрыва 18 января автомашины с военнослужащими, когда погибли 7 солдат. В настоящее время в активном розыске по данному преступлению находятся еще 4 человека.

Однако представленные вчера журналистам в Махачкале задержанные в Санкт-Петербурге братья Артур и Заур Мамаевы, а также их однофамилец Шамиль Мамаев отрицали свою причастность к взрывам, унесшим человеческие жизни. Правоохранительные органы утверждают, что эти люди проходили в Чечне террористическую подготовку. В то же время Артур Мамаев взял на себя ответственность за теракт, в которых люди не пострадали, - взрыв автомобиля "УАЗ" в конце февраля этого года у здания военной прокуратуры в Махачкале. Тем не менее отец полевого командира Раппани Халилова отрекся от своего сына. По сообщению РИА "Новости", Абдулла Халилов заявил: "Раппани, я твой первый враг. Если тебя поймают, я тебя живым сожгу". Министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров готов лично возглавить операцию по задержанию Халилова, скрывающегося в Ножай-Юртовском районе Чечни.

Между тем, как сообщил корреспондент "НГ" в Ростове-на-Дону Александр Шаповалов, в Северо-Кавказский окружной военный госпиталь были доставлены 35 морских пехотинцев, пострадавших от теракта. По словам главного хирурга госпиталя Сергея Татарина, пятеро из них находятся в тяжелом состоянии. Всем пострадавшим уже провели сложные операции, и сейчас у них начался период послеоперационного осложнения. Бригада хирургов Ростовского госпиталя вылетела в Дагестан в первые же часы после трагедии. По словам Татарина, увиденная в Каспийске картина поразила всех врачей, даже тех, кто уже не раз сталкивался со смертью в Чечне. Особенно больно было смотреть на покалеченных взрывом детей.

Специалисты считают, что источником взрыва могла быть противопехотная мина направленного действий мощностью от 3 до 5 кг в тротиловом эквиваленте. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по ст. 205 УК РФ "Терроризм". В Каспийске работает оперативно-следственная группа Управления Генпрокуратуры РФ на Северном Кавказе, а сам город блокирован правоохранительными органами и военнослужащими.

Эхо каспийского взрыва докатилось и до самого западного региона России. Как сообщил корреспондент "НГ" Александр Рябушев, в Калининграде начался сбор крови для раненых в Каспийске, которая будет доставлена в Ростовский военный госпиталь и на махачкалинскую станцию переливания крови. На Калининградскую областную станцию переливания крови пришли много людей. Пожалуй, больше всего среди них курсантов военных училищ, моряков, пограничников, милиционеров, а также морских пехотинцев Балтийского флота. Ведь среди пострадавших немало их боевых товарищей.

Независимая газета, 13 мая 2002 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com