Рожденные эволюцией
Он всем своим видом демонстрировал уверенность в себе и в своих принципах.
Стильно одетый, модно постриженный, приятно пахнущий. Только все это не вязалось
с его вынужденной миссией. Вместе с группой земляков-чеченцев он пришел в московский
Институт развития прессы жаловаться на произвол российских властей.
Это
были представители чеченских диаспор из нескольких регионов России - от Москвы
до самых до окраин. Он был из Москвы. Не стоит называть его имя и фамилию. Ибо
вряд ли нужно омрачать ему и без того нелегкую жизнь на чужбине.
Он оказался
самым говорливым из всех пришедших. Досталось и российским СМИ, и ментам, и обывателям.
Досталось, впрочем, за дело. За ксенофобию, за расизм, за злые языки и за руки
загребущие. Но главное, за человеческие унижения и за несправедливые попреки в
адрес целого народа.
Но вот настал черед вопросов. Один из западных коллег
прямо спросил у него, как он относится к чеченской государственности. После секундной
паузы наш герой разразился пламенной речью, суть которой можно свести к нескольким
тезисам. Что независимость - понятие относительное. Что даже Америка не может
считать себя независимой. Что не важно, какой флаг реет над тобой, а гораздо важнее,
каковы твои отношения с соседями по лестничной площадке, и что твои дети живы,
здоровы и учатся в школе. "Хватит нам этих спекуляций о независимости! Нас
втравили в эту войну и пытаются уничтожить народ. Главное, это личная свобода!"
- заключил он.
Смесь непререкаемых истин с довольно сомнительными умозаключениями,
эдакая словесная слоенка из разных начинок, предлагаемая в качестве резюме, давно
получила название эклектики. Наш московский чеченец, впрочем, даже сам не заметил,
как запутался в мыслях, увлекшись ораторским искусством. Иначе, будучи лично свободным,
грех жаловаться на милицию, надоедающую с всевозможными проверками. А уж тем более
нечего жаловаться на российские СМИ, употребляющие слова "чеченец" и
"бандит" в качестве синонимов. Раз ты лично свободен - не замечай! Если
независимость, по твоим словам, понятие относительное, то сделай последний шаг
на этом пути и признай, что и чеченец - понятие тоже относительное, и раз живешь
в России - стань россиянином…
Не знаю, как кому, а мне на этой пресс-конференции
почему-то вспомнился школьный курс биологии с дарвиновской теорией эволюции. "Выживают
наиболее приспособленные" - твердила наша учительница. Ящерица готова пожертвовать
хвостом в минуты опасности, у бабочки на крыльях узор из больших глаз, чтобы ее
боялись и не склевали птицы, камбала замирает на дне и почти сливается с песком.
Приспособленческие
мотивы "личной свободы" московского чеченца показались мне явлением
из этого же ряда примеров. Неважно, какой флаг развевается над головой, ну ее,
эту независимость, главное, слиться с окружающей средой, чтобы враги не сожрали.
Правильная
логика. Животная. Подсознательная. Когда она забирается в человеческое сознание
- это конец эволюции. Человеческой эволюции. Это моральная смерть.
Если
твой народ не свободен, ты никогда не почувствуешь личной свободы. Ощущая себя
частицей этого народа. Одно из двух - либо ты врешь сам себе, либо уже перешел
в животное состояние. Третьего в этом случае не дано.
С. Спасокукоцкий,
"Чеченпресс", 30.04.03 г.
|