Империя,
или когда закон восстает против закономерности
Империя - это когда одна нация распространяет свое господство
на территорию другой нации (или других наций) и подчиняет
ее своей воле. Воля господствующей нации облекается в форму
законов имперского государства. Исполнение законов имперского
государства обеспечивается его правоохранительными и силовыми
структурами посредством карательных мер, насилия.
Таким образом, генезис империи протекает в следующей последовательности:
сначала один народ военным путем захватывает территорию другого
народа, затем издаются законы, предающие этому захвату в одностороннем
порядке правовую легитимность, после чего стремление завоеванного
народа вернуть себе независимость подавляется силой "на
законном основании".
По сути, здесь происходит то, что в проекции на бытовую ситуацию
выглядело бы так: к вам в дом врывается вооруженная банда,
убивает часть вашей семьи, а затем принимает "закон",
в соответствии с которым остатки вашей семьи и ваше имущество
объявляются собственностью банды. И если вы захотите в будущем
освободиться от хозяйничающей в вашем доме банды, вас самого
объявят бандитом, нарушителем принятого в свое время бандой
"закона" и обрушат на вас репрессии.
Ситуация становится особенно любопытной, если в вашей семье
обнаруживаются домочадцы, которые, присоединившись к бандитам,
стали обвинять вас в "нарушении закона", в "преступном
намерении" освободить принадлежащий вам дом от хозяйничающих
в нем захватчиков и насильников. И, пока вы пытаетесь освободить
свой дом, ваши домочадцы, переметнувшиеся к бандитам, совместно
с последними принуждают оставшихся дома членов вашей семьи
"проголосовать" за принятие очередного, но уже "внутрисемейного
закона", в соответствии с которым ваша семья "добровольно"
признает себя и свое достояние собственностью бандитов. Причем,
банда захватчиков, хозяйничающая в вашем доме, тоже принимает
участие в этом "голосовании" на том основании, что
в данный момент она, эта банда, находится в вашем доме.
Таковы в своем историческом и в современном состоянии российско-чеченские
отношения. Когда-то, в XIX-ом столетии, Россия через прямое
военное вторжение и в итоге 50-летней ожесточенной войны захватила
чеченскую территорию. Она объявила эту территорию своей собственностью,
а чеченцев - своими подданными. Естественно, сделано это было
в одностороннем порядке, по закону, так сказать, военной добычи.
"Мы господствуем над вами по праву сильного" - таким
было единственное внятное объяснение, которое считала нужным
давать империя завоеванным.
Позднее появились большевики, которые провозгласили, что
намерены разрушить "тюрьму народов" - Российскую
империю, и дать свободу всем завоеванным народам. Естественно,
чеченцы оказались среди тех, кто поддержал большевиков. Причем,
большевики приобрели такого союзника, о котором не смели и
мечтать. Чеченцы стянули на себя до половины самой великолепной
армии, которую смогла выставить погибающая царская Россия
- добровольческого корпуса Деникина. Если одна половина деникинских
войск увязла в кровопролитных, "чудовищных", по
выражению самого Деникина боях в Чечне, то другая половина
этой армии очистила от большевиков Крым, значительную часть
Украины и дошла до Белгорода. Залпы деникинской артиллерии
были уже хорошо слышны в самой Москве. Однако в последний
момент казаки, нарвавшись на склады награбленного большевиками
золота и иных ценностей, нагрузили телеги добычей и вернулись
на Дон и Кубань, бросив Деникина с его мечтами "о преодолении
смуты" на произвол судьбы. Деникин был разбит и в Чечне,
и в России. Все остальное - не более чем второстепенные эпизоды
Гражданской войны.
Разумеется, коммунисты за эту поддержку сказали чеченцам
свое пламенное большевистское "спасибо". Начали,
как водится, с людей ученых, пользующихся влиянием в народе.
Были расстреляны или загнаны в Сибирь не только все шейхи,
алимы и их последователи и ученики: за любой текст, написанный
по-арабски или просто арабской графикой, найденный в доме
или при человеке, его немедленно арестовывали с последующим
бесследным исчезновением в недрах чекистских подвалов.
Чеченцы восстали. Об этом мало пишут даже сегодня, но Чечня
была единственной местностью на карте СССР, где в 20-е годы
применялось боевая авиация, не говоря уже о наземных частях,
сведенных в целые общевойсковые дивизии. На этом фоне началась
"коллективизация", что отнюдь не прибавило в Чечне
любви к новой власти "трудового народа". Восстания
следовали одно за другим, причем, во главе этих восстаний
стояли уже не имамы, а светски образованные лидеры, литераторы
и юристы.
Затем - война с Германией, затем - депортация со всеми ее,
подробно описанными зверствами советских частей в Чечне, среди
которых вечным символом в памяти чеченцев сохранится Хайбах
с сотнями сожженных заживо людей, младшему среди которых не
было и месяца, а старшему - более ста лет. Затем - эпоха Хрущева
с возвращением чеченцев из Центральной Азии и амнистией тем
бойцам Сопротивления, которые все эти годы сражались с захватчиками
своей страны. Я в детстве еще застал этих людей - с обмороженными
ногами, со шрамами на лицах. Последний из тех, кто не принял
амнистию - Хасухан Магомадов - погиб в возрасте 73-х лет,
в неравном бою, окружив себя трупами врагов-чекистов. Произошло
это в 1975 году.
Примерно в этот же период СССР, все более нуждаясь в кредитах
и хлебных поставках с Запада, стал заигрывать с демократией.
Последовал "Хельсинский процесс", в империи появились
правозащитники и диссиденты. Спохватившись, что нет ни одного
закона, даже закона, принятого в одностороннем порядке, который
бы легитимизировал включение Чечни в "братскую семью
народов", имперская пропаганда стала исподволь проводить
в "массы" концепцию о "добровольном вхождении"
чеченцев в Россию. Лживость и весь кощунственный - на фоне
многовекового вооруженного сопротивления чеченцев империи
- цинизм этой концепции были настолько очевидными, что ее
не приняли даже послушные любому взмаху бровей из Москвы чеченские
партийные функционеры. Так она и канула в забвение, эта концепция,
как мертворожденное дитя.
Теперь уже Путин решил наверстать это историческое упущение
- отсутствие закона, в соответствии с которым Чечня могла
бы считаться частью России. Правда, в российской конституции
записано, что Чечня - субъект РФ. Но если российская конституция
принята в 1993 году, то еще раньше - в 1992 году, чеченцы
приняли свою собственную конституцию, по которой они являются
не "россиянами", а гражданами независимого государства.
Это тот самый юридический узел, который в России решили не
развязывать, а разрубить танковыми и пехотными дивизиями,
то есть, решить проблему в соответствии с древним "правом
сильного".
Но в современном мире это право, хоть и широко применяется,
тем не менее, не пользуется чрезмерной популярностью, особенно
на Западе, где люди с детства воспитываются на иных принципах.
Беда в том, что Запад нужен России больше, чем Россия - Западу.
Вот и приходится натягивать на имперскую образину маску демократа,
приверженца международного права. С Востоком, где сидят пожизненные
президенты, готовые за небольшой политический бакшиш признать
и приветствовать все, что путинской душе угодно, таких проблем
нет. Но и толку от них тоже особого нет. Вот и пришла в кремлевскую
маковку мысль вытащить из забвения концепцию "добровольного
вхождения" и, подретушировав ее в духе времени, облечь
в форму "всенародного референдума" в Чечне.
Надо признать, однако, что время для этого выбрано неудачное.
Несмотря на актерский талант, с которым Путин, Кадыров, Вешняков
и К? играют в "изумление" по поводу такой возросшей
вдруг, после двух кровопролитных, опустошительных войн, "всенародной
любви чеченцев к России" (96 процентов!), в последнюю
мало кто верит. Не верят даже в самой России, не говоря уже
о Западе. А горячая вера в эти итоги восточных правителей
мало что значит в политическом раскладе. Банда, ворвавшаяся
в чужой дом, даже с помощью местных иудушек не смогла доказать
публике, что обитатели захваченного, разоренного дома, стены
которой забрызганы кровью убитых и замученных его жильцов,
"дружно и радостно" проголосовали за то, чтобы этот
дом на веки вечные стал собственностью бесчинствующей в нем
банды.
Мы говорили о законах и закономерностях. Есть законы - продукт
человеческого разума, несущие в себе все те качества, которые
присущи человеческой натуре. Законами можно легализовать любое
из этих качеств, в том числе и самые низменные, такие как
алчность, чванство, желание подавлять тех, кто кажется слабее,
стремление сделать своей собственностью чужое достояние. Есть
закономерности - то, что не зависит от человеческих измышлений
и прихотей, некий поток взаимообусловленных событий, запушенный
Высшей Волей. Закономерностью является стремление к свободе,
присущее любому человеческому существу, сохраняющему в себе
человеческое, и любому народу, остающемуся народом не по имени,
а, по сути, по коллективному своему духу. И когда измышленные
людьми законы восстают против закономерностей, то высшая легитимность
принадлежит закономерностям. Им и нужно следовать.
И поэтому нет и не может быть сомнений в том, что чеченский
народ продолжит свою борьбу за свободу, за право быть хозяином
на земле отцов. И никакие бумаги, сколько бы их не писали
в Кремле или в кабинетах пророссийской администрации, не изменят
закономерного потока событий, ведущего чеченский народ к освобождению
от империи.
Идрис Маигов
|