Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 23 апреля 2002 г.

Интервью с сотрудником правозащитного центра "Мемориал" в Ингушетии Липхан БазаевойИнтервью с сотрудником правозащитного центра "Мемориал" в Ингушетии Липхан Базаевой

Кор.: Чем конкретно занимается ваш центр, можете ли Вы назвать цифры жертв, зарегистрированных вашим центром, нарушений прав человека?

Мы не ведем статистическую работу, потому что масштабы преступлений настолько велики, что наших сил на это просто не хватит. Хотя уже давно назрела необходимость ведение грамотной всеобъемлющей статистической работы на территории Чечни, нужно учитывать цифры погибших, раненых, без вести пропавших, сколько сирот, вдов на грани нищеты. Мы делаем так: пытаемся зарегистрировать, описать само преступление, параллельно составить списки пострадавших. Мы делаем накопление списков людей, погибших в ходе зачисток.

Кор.: Вы можете назвать цифру?

У нас нет общей цифры, но по нашим наблюдениям и по информации, которую мы получаем, в среднем от зачисток в республике погибает от 20 до 50 человек в месяц. Хочу пояснить, что это только наши подсчеты. Мы охватываем только несколько районов, доступных для наших мониторов - это Курчалоевский, Урус-Мартановский , Ачхой-Мартановский и Грозненский район, немного работаем в самом Грозном . Этого не достаточно, так как на территории Чечне около 500 населенных пунктов, и все они не однократно прошли через зачистки. А каждая зачистка заканчивается практически во всех случаях гибелью людей от 2-3 до 10-12 человек, или исчезновением людей, а точнее, похищением военными людей. Поэтому мы считаем, что нам удается охватить и зарегистрировать где-то 10% от всех происшествий на территории Чечни.

Кор.: Мне интересно узнать саму систему вашей работы. После того, как вы регистрируете очередное преступление, куда передается информация? Оказываете ли вы какое-нибудь воздействие на военных, чтоб хоть как-то сбить вал преступлений?

У нас нет таких полномочий. Напротив, государственные структуры пытаются ограничить наш мониторинг. Мы собираем информацию. Экстренную мы немедленно распространяем по всем мировым агентствам. Полученную информацию мы систематизируем. Скажем так, если это зачистка, мы ее объединяем по конкретному селу, собираем свидетельские показание с разными людьми с разных сторон. Это тоже очень важно, чтобы проверить достоверность факта. Затем редактируем, проверяем логичность, последовательность и после этого включаем в хронику. Мы не просто собираем и складываем информацию. Не раз делали запросы а Госдуму России по без вести пропавшим.

Кор.: Вы получали ответы на свои запросы?

Да, получали ответы на некоторые запросы, хотя приходится порой долго ждать, направлять повторные запросы. Нашей задачей является подтолкнуть прокуратуры к следственным работам, к поисковой работе заведением уголовного дела.

Кор.: В марте месяце Вы принимали участие в конференции в Париже, где выступили с докладом на тему о нарушениях прав человека в Чечне. Как Вы оценили работу конференции? Ваше отношение к данному форуму?

Такие форумы просто необходимы и над ними нужно работать дальше. Они дают возможность заинтересованным людям встретиться и обговорить ситуацию, коллективно подумать, проанализировать поиски позитивных путей мирного урегулирования этой войны. Я убедилась, что французская общественность озабоченна массовыми преступлениями в Чечне. Они крайне обеспокоены тем, что масштабы нарушение прав человека с каждым днем только возрастают. Дальнейшее молчаливое наблюдение является преступным.

Кор.: На мой взгляд, сейчас происходит переоценка ситуации - судя по высказываниям западных политиков. Чувствовалось ли это в общение с участниками конференции?

Однозначно, я это почувствовала, даже не приехав в Париж. Сдвиг в сознании уже произошел. На глаза общественности и даже правозащитников надели очки, через которые они на происходящее в Чечне должны смотреть как на терроризм. Общество устало уже от ложного восприятия действительности, творящегося в Чечне.

Кор.: Как Вы думаете, произошел ли сдвиг в сознании российской общественности?

Безусловно. Произошли резкие изменение в сознание людей. Российская общественность критикуют действия армии в Чечне.

Кор.: И в завершении нашей беседы, какова была Ваша цель, когда Вы приступали к своей работе в правозащитном центре?

Мне пришлось, как и многим гражданам Чечни, покинуть свой дом. Я считаю, что работать в правозащитном центре - это разумное и морально оправданное решение. Мне кажется, что в этой сфере я смогу помочь своему народу.

Анвар Мелхиев, ГИА ЧЕЧЕНПРЕСС,
23 апреля 2002 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com