Александр
Герцен: "Между русскими и чеченцами никогда не было вражды,
если не путать русский народ с русским правительством"
Содоклад председателя исполкома Евразийской партии России"
Саламбека Сайдиевича Маигова
Меньше года прошло с того дня, как в Министерстве юстиции
была зарегистрирована Евразийская партия России, созданная
по инициативе семи общественно-политических организаций: "Рефах",
"Православное единство", "Чеченская солидарность",
"Конгресс буддистских народов", "Патриоты Санкт-Петербурга",
"Молодая Москва" и "Партия справедливости и
порядка", с целью наладить реальные интеграционные процессы
внутри России, прежде всего в плоскости межнациональных и
меж конфессиональных взаимоотношений.
Меньше года! Но сколько судьбоносных событий, увы, большей
частью трагических, произошло как в самой России, так и в
мире в целом.
Трагедия 11 сентября стала катализатором окончательного становления
нового миропорядка. Последовавшая вслед за террактами антиисламская
истерия, в том числе, и в России обнажила годами накопившиеся
проблемы межнационального и межконфессионального сосуществования,
заставила переосмыслить суть происходящих в нашем обществе
процессов.
Создание и активная деятельность Евразийской партии России
оказалось как никогда актуально на фоне разворачивающихся
событий. Мощный всплеск межнациональной нетерпимости вылился
в Царинский погром, унесший жизни четверых ни в чем не повинных
людей. Национал-фашисты, устроившие этот погром, не остановились
на этом, убийства и преследование людей по национальному признаку
продолжаются. Нет сомнения, что в случае продолжения подобных
акций со стороны национал-фашистов, могут последовать ответные
действия со стороны "нацменьшинств".
По сути, гражданская война стучится в наши двери. И наша
задача, в том числе, собравшихся здесь, выработать действенные
механизмы для недопущения подобных сценариев, но прежде необходимо
проанализировать, выявить первопричину подобных процессов,
чуждых нашим гражданам, десятилетиями живших бок о бок, воспитанных
в духе интернационализма, положивших миллионы жизней на алтарь
победы над фашизмом.
Возмутительно, что в преддверии Дня Победы, у нас в стране
массово отмечают день рождения Гитлера, а новоявленные "фюреры"
и боевики дают интервью о своих планах реализации "общероссийской
зачистки" от кавказцев и мусульман вообще. Понятно, что
реализация их планов опирается на насилие и только на насилие.
Всплеск национал-фашизма в России, поставленного во всем
цивилизованном мире вне закона - это лишь видимая часть накопившихся
проблем, в основе которых нежелание правящей элиты осознать,
что Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна,
что в ней живут не только русские, но и тюрки, и кавказцы,
что Россия - не только православное, но и исламское государство.
Именно власть в лице правоохранительных органов ввела в оборот
понятие "лицо кавказской национальности"; именно
кавказцы первыми стали подвергаться дискриминации со стороны
правоохранительных органов.
Ежечасно во всей России сотни кавказцев - аварцев, даргинцев,
чеченцев, карачаевцев, черкесов и многих других, подвергаются
насилию и оскорблению национальных и религиозных чувств. С
одной стороны, им создаются невыносимые условия жизни, с другой
- им отказано иметь свою государственность. Яркий пример тому
- война в Чечне. Извечные вопросы "Что делать?"
и "Как жить дальше?" актуальны, как никогда. Коран
гласит: "Любовь к Родине - это часть твоей веры...".
Мусульмане России - татары, кавказцы и другие задаются сегодня
одним вопросом: что для них Россия - Родина или мачеха. Ведь
чувство Родины у человека может быть только в том случае,
если он чувствует себя комфортно на своей земле. А у нас все
наоборот, - земля его предков нужна России, а он сам - нет.
Но особую тревогу у нас вызывает война в Чечне. Кроме того,
что эта бессмысленная бойня уносит и калечит тысячи жизней,
как чеченцев так и русских, она несет угрозу всей многонациональной
России. Нет сомнения в том, что тотальное уничтожение инфраструктуры,
да и самой среды обитания чеченского этноса стало следствием
существующих в российском обществе антикавказских, антиисламских
настроений. Вот лишь два факта; за один год при "зачистках",
именуемых официально "адресные спецмероприятия",
погибло более 90 детей, 58 из них были дошкольного возраста,
я уж не говорю о тысячах пропавших без вести чеченских юношах
после задержаний в ходе этих "зачисток". А вот другой
факт: по информации российских военных экспертов 25% лесного
массива Чечни уничтожено в результате ракетно-бомбовых ударов.
Разве можно себе представить подобные действия, которые иначе,
как геноцидом не назовешь, где-нибудь на Дону или в Рязанской
области...
Государственные СМИ развернули полномасштабную античеченскую
истерию, в телеэфире художественные киносериалы, сменяя друг
друга, повествуют о том, как "бравый" русский убивает
"плохого" чеченца. Как жить чеченцам, волею судьбы
насильственно присоединенных в свое время к Российской империи,
и хотят ли вообще чеченцы оставаться в такой России?
Немного статистики: информационно-аналитическим центром Совета
муфтиев России совместно со специалистами Российской академии
наук был организован опрос мусульман Москвы с целью выявить
подлинную картину жизни мусульман. При опросе был определен
в том числе и этнический состав мусульманской Уммы Москвы.
Из нескольких вопросов анкеты наиболее сложный - о Чечне.
Так вот, процент московских чеченцев, желающих видеть Чечню
независимым государством, примерно 65%, и лишь 24% хотят жить
в составе России, остальные затруднились с ответом. Нетрудно
себе представить, каков процент желающих видеть Чечню независимым
государством в самой Чечне.
Неужели интересы России и Чечни так различны, что должны
были привести к войне? Анализ политических процессов толкает
нас к мысли, что причины, положившие начало российско-чеченскому
конфликту, созданы искусственно. Мы совершим смертельную ошибку,
если будем считать, что это конфликт между чеченским и русским
народами. Еще Александр Герцен говорил - "Между русскими
и чеченцами никогда не было вражды, если не путать русский
народ с русским правительством".
Месть, ненависть, карательные мероприятия - это путь в никуда,
так нельзя решать межнациональные и международные проблемы,
это уже не раз доказано в истории человечества. Это приносит
горе, страдания, огромные лишения для обоих народов, и самое
главное - порождает еще большую озлобленность и ненависть
друг к другу.
Нашим народам нужен диалог. Наше историческое, территориальное
положение обязывает нас искать компромиссные решения. Кровавая
история этих взаимоотношений - лучшее доказательство тому,
что сегодняшний путь неверен. Необходимо незамедлительно остановить
эту братоубийственную войну и решать накопившиеся проблемы
за столом переговоров, в том числе и проблемы бандитизма и
терроризма. Нет неразрешимых проблем, было бы желание и добрая
воля.
Несомненно, межнациональные и межконфессиональные отношения
чувствительны ко всему, что происходит за пределами России.
К сожалению, двусмысленная и аморфная, с элементами популизма
внешняя политика России не способствует стабильности. Создается
впечатление, что важнейшие внешнеполитические решения в отношении
государств исламского мира принимаются узким кругом без консультаций
с экспертами. Если Россия уйдет из исламского мира или потеряет
возможность влиять на происходящие в нем процессы, это может
обернуться для нее весьма серьезными последствиями. Наличие
огромной мусульманской Уммы в России, по разным экспертным
оценкам, от 20 до 25 миллионов, вынуждает Россию вести взвешенный
диалог с их единоверцами за рубежом. Усиление силового давления
стран Запада на исламские страны и гибель вследствие этого
большого числа мусульман не может не вызывать чувства политической
солидарности у их российских единоверцев, не может не привести
к усилению политической напряженности внутри самой России.
Подход руководства России к военно-политическому союзу с США
должен быть предельно осторожным. В тех регионах исламского
мира, где интересы мусульман не совпадают с интересами исключительно
террористов, у России должен быть собственный, отличный от
американского подход. Иного выхода нет. Это касается прежде
всего, позиции России по израильско-палестинскому конфликту.
Руководство страны заняло невнятную позицию, теряя свой авторитет
в исламском мире и вызывая недоумение в том числе, и у российских
мусульман.
Другим, не менее серьезным элементом стабильности в России
является ее политика на Кавказе. Необходимо осознание того,
что кавказские народы вне зависимости от религиозной принадлежности,
объединены общностью истории, обычаев и менталитета. Северный
и Южный Кавказ исторически взаимосвязанные и взаимозависимые
неотъемлемые части единого Кавказского субконтинента. Объединительные,
центростремительные процессы на Кавказе неизбежны, кавказцы
осознают, что их размежевание ведет к дестабилизации и социально-экономическому
спаду в регионе. К сожаленью политика Кремля неконструктивна,
Россия по сути превращается в инструмент дестабилизации на
Кавказе. Особенно это проявляется в отношении Грузии, с одной
стороны Кремль огнем и мечом пытается подавить сепаратизм
в Чечне, не считаясь ни с какими жертвами, а другой всячески
поддерживает сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии. Только
через осознание необходимости вести конструктивный диалог,
Россия сможет сохранить свое величие и влияние на Кавказе.
Мы, собравшиеся здесь, вероятно, по-разному оцениваем причины
войны в Чечне, причины размежевания по национальному и религиозному
признаку и степень вины её участников, по-разному оцениваем
внешнеполитический курс России. Стоит нам сейчас начать полемику
по этому поводу - и наш форум потеряет всякий смысл. Перед
нами стоит один, главный вопрос: как прекратить насилие, как
остановить войну, как не допустить межнациональное и межрелигиозное
противостояние в стране, что противопоставить национал-фашизму
и экстремизму.
Нет сомнения, что лишь объединенная воля народов - может
уберечь нас от ужасов гражданского противостояния, радикально
стабилизировать обстановку в стране.
Создание Евразийской партии России - это, по сути, попытка
создания некой политической лаборатории, где представители
различных национальностей и вероисповеданий в режиме реальной
политики могли бы вырабатывать взаимоприемлемые варианты разрешения
накопившихся проблем. Такого рода политический процесс несомненно
будет вести к укреплению взаимного доверия, сплочению и единению,
обретению национальной идеи. Поиски и выработка объединительной
идеи для всех народов - вот что должно стать приоритетной
задачей наряду с реформированием национальной экономики. Дальнейшее
игнорирование этих реалий будет оборачиваться все большим
числом жертв.
Необходимо осознание того, что тяжелая экономическая ситуация
в стране является, в том числе, и следствием отсутствия национальной
идеи, которая сплачивала бы народы. Дискриминация бизнесменов-
кавказцев со стороны правоохранительных органов явно не способствует
этому. Никакие заумные научно-обоснованные экономические программы
не выведут нас из экономического тупика, если мы не обретем
общенациональную идею. "Никакая экономическая ситуация
не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля
и честный труд всего народа не смогли справиться с ней"
- эти слова выдающегося экономиста и политика, автора послевоенного
немецкого экономического чуда Людвига Эрхарда, говорят сами
за себя. Где взять нам эту веру в честность, если правящая
элита большой частью коррумпирована, если честно вести бизнес
в России пока еще невыгодно, а порой и просто невозможно.
Попытки президента России исправить положение дел в этой области
пока не увенчались успехом. Каждый человек должен знать, зачем
и во имя чего он трудится, быть уверенным, что трудится он
не напрасно. Если же этого нет, если экономический курс политического
руководства ведет в никуда, если само правительство шарахается
из стороны в сторону и руководит страной по принципу "иди
туда - не знаю куда, ищи то, не знаю что", то всякий
труд превращается в сизифов, в конечном же счете у людей и
вовсе пропадает желание работать. Что может и чего не может
государство? Чем оно должно и чем не должно заниматься? Что
есть правильно понятая социальная справедливость и как она
сопряжена с экономической эффективностью? Какие функции выполняет
свободная конкуренция и рыночное ценообразование? Чем опасен
монополизм? Все эти и многие вопросы постоянно должны быть
в поле зрения в ходе осуществления экономических реформ.
Программа Евразийской партии нацелена на реализацию целого
комплекса мер, которые должны если не разрешить накопившиеся
проблемы, то, по крайней мере, поставить перед обществом,
властью конкретные вопросы. Будучи в режиме реальной политики,
мы намерены предложить обществу свое видение, свою методологию
разрешения как политических, так и социально-экономических
проблем.
В нашей партии консолидируются представители самых разных
социальных слоев общества, нацеленные на созидание, мир и
стабильность. Евразийская партия России - реальный посредник
между интересами широких социальных слоев страны, инструмент
перевода евразийской проблематики в сферу практической, эффективной
политики, нацеленной на разработку комплексных государственных
проектов. Евразийская партия - единственная в России политическая
организация, провозглашающая и последовательно защищающая
интересы всех национальных меньшинств, их равное участие в
политической жизни страны.
Хочу заметить, что накануне Съезда были внесены поправки
и дополнения в Программу партии. Большинство из них заслуживает
внимания и проработки. Членам Политсовета, руководителям региональных
отделений партии и членам наблюдательного Совета роздан последний
вариант программы. Те, кто хочет ознакомиться с последним
вариантом программы могут посетить сайт нашей партии в интернете.
В заключение своего выступления хотел бы сказать несколько
слов об Уставе партии. Вы, наверное, обратили внимание на
то, что в нем есть положение о лидере партии. Этот пост сегодня
вакантен. По моему убеждению, его должен и может занять патриот
своей страны, евразиец по духу. Ибо, именно евразийство обладает
объединительным потенциалом. Убежден, что у нас не будет принципиальных
разногласий в контексте совместной работы, более того, мы
преподнесем обществу пример межнационального сосуществования
и веротерпимости. Мы никому не позволим нас более стравливать.
Будущее России - в союзе народов, в евразийстве. Евразийская
же партия России, объединяющая русских и чеченцев, татар и
дагестанцев, тувинцев и башкир, торит дорогу в завтрашний
день, в будущее. Если не мы за себя, то кто за нас? Если не
сейчас, то когда?
Да поможет нам Всевышний!
Пресс-служба Евразийской партии России.
|