ГРЕЧЕСКАЯ СВОБОДА СИЛЬНА РУССКИМИ РАБАМИ
Сегодня День независимости Греции. Парад, салют, радостные
улыбки. Это в России День независимости - нечто маловразумительное:
с тех пор, как наши великие князья плевать хотели на ярлык
монгольского хана, утекло немало воды, и мы привыкли к тому,
что наша страна свободна и независима. Иное дело греки. Нация,
которая более чем на 350 лет оказалась под пятой могущественной
Османской империи. Статус Греции как самостоятельного государства
был определен только в 1830 г., однако сами греки предпочитают
думать, что независимость пришла к ним девятью годами раньше.
Все дело в том, что восстание, поднятое в 1821 г. против Османской
империи, в состав которой Греция входила более 350 лет, оказалось
чертовски удачным. Вылилось оно, правда, в русско-турецкую
войну, окончившуюся лишь в 1829 г., но если речь идет о национальной
независимости, ставки могут быть любыми. И все же Лондонский
протокол, согласно которому определялся статус Греции, был
во многом работой нашей дипломатии, армии и флота.
Нет, право, история смеется. Восстание 25 марта 1821 г. возглавил
генерал-майор русской армии Александр Ипсиланти. Дружина его
представляла собой (не считая его братьев) 800 кавалеристов
и что-то около 4000 добровольцев, так что нет ничего удивительного
в стремительном провале восстания. И, тем не менее, оно умудрилось
перешагнуть государственные границы Османской империи и вовлечь
в ее внутренние дрязги Россию, Англию и Францию.
Это еще не самое интересное в истории греческой борьбы за
независимость и российско-греческих отношений. Как известно,
завершилась эта борьба установлением республики. А вот первым
ее президентом стал не кто иной, как министр иностранных дел
России в бессрочном отпуске Иоаннис Каподистрия, 170-ая годовщина
смерти которого отмечается в текущем году.
Не стоит думать, что я сейчас буду обвинять греков в неблагодарности.
Во-первых, всю возможную благодарность Греция нам за двести
без малого лет уже выразила. Пора бы нам и честь знать, наверное,
сколько можно-то, тем более что без Греции нам на Балканах
пришлось бы совсем не ура. Во-вторых, и Каподистрия, и Ипсиланти
были этническими греками, и все, чего им не хватало для служения
своему собственному, греческому, государству, - это отсутствие
такового. От подобной беды не то, что России, Малапупии служить
пойдешь. Однако выбор графа Иоанна Антоновича Каподистрии,
сделанный им в 23 года, говорит сам за себя: получив в Италии
медицинское образование, он, уроженец Корфу, нимало не сомневаясь,
становится главврачом русского военного госпиталя. И, между
прочим, поначалу весьма неодобрительно относится к начавшемуся
восстанию за независимость.
Александр же Ипсиланти, помимо того, что увековечил свое
имя в борьбе османскими оккупантами, был одним из героев Отечественной
войны 1812 года. Все мы прекрасно помним нашу собственную
историю, и декабрьское восстание на Сенатской тоже в школе
проходили. Приблизительно тем же путем пошел Ипсиланти, опередив
русских революционеров на 4 года: он тоже был одержим идеей
Свободы, только понимал ее по вполне понятным причинам по-своему,
по-гречески. Если русские декабристы стремились освободить
Россию от рабства крепостного ига, Ипсиланти был нацелен на
иго османское.
На уровне абстракции высокого порядка разница невелика. Но
речь не о философии. Коль скоро греки живут в независимой
стране, значит, это была все-таки их война и их революция
- в гораздо большей степени, чем наша, хотя и у нас были в
ней свои интересы.
Казалось бы, русские с греками - братья навек, живи и радуйся.
Но не все так просто в замечательной Греции, где по слухам
есть решительно все, включая даже независимость. В противном
случае греческое правительство не было бы сейчас озабочено
внесением поправок в закон о борьбе с работорговлей. Национальный
комитет по правам человека настаивает на ужесточении ответственности
за организацию торговли женщинами, детьми и бомжами, которая
стала крупнейшим сектором теневой экономики Греции. В частности,
предполагается, что наказание станет перспективой не только
работорговцев, но и их клиентов. А сотрудники правоохранительных
органов, сотрудничающих с торговцами двуногим говорящим товаром,
сядут на 10 лет. Кроме того, принятые возрастные границы детской
порнографии должны расшириться до 18 лет - с нынешних 15.
Может, конечно, и перебор: греческие дети не нашим чета -
созревают гораздо быстрее и своих потомков рожают уже в том
возрасте, когда у нас о браке думать еще не принято. Тем не
менее, это весьма существенный показатель болезненности темы
для греческого общества.
"Yтро" уже сообщало о том, насколько остро стоит
проблема работорговли в современном мире. Конвенция о рабстве
была принята еще в 1926 г., а через тридцать лет последовала
Дополнительная конвенция, но это, похоже, мало волнует и торговцев
людьми, и страны, участвующие в разветвленной сети этого бизнеса.
Что же касается Греции, то ездить туда опасно даже по туристической
путевке, а тем более без нее. Были случаи невозвращения туристов
(заметьте, россияне!), известно и вопиющее отношение к туристам
со стороны сотрудников правоохранительных органов. Так что
не стоит винить в пристрастности Национальный комитет по правам
человека.
Удивительно то, что происходит это на фоне неотделимости
Греческого государства от православной церкви. Казалось бы,
кто-кто, а клерикалы должны уделять самое пристальное внимание
проблемам нравственности и охраны прав человека. Но, похоже,
что у Церкви есть проблемы гораздо более существенные, нежели
какая-то виртуальная мораль, не сулящая к тому же никаких
выгод.
Тем более, что греческих граждан эта проблема касается куда
как мало по сравнению с многотысячной армией российских, грузинских,
казахских женщин и детей, исчезающих среди поэтичных пейзажей
древней земли, двести лет назад ставшей свободной. Для этих
людей - проституток, рабынь на плантациях и фабриках, моделей
в порнографических салонах - Греция никогда не будет связана
со свободой. Она останется символом рабства. Даже под национальным
флагом суверенной страны.
Утро.ру, март 2002 г.
|