Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 8 февраля 2003 г.

«Деньги вообще не покидают пределов Садового кольца»

В российский Минфин, куда Алексей Кудрин пригласил для разговора главу чеченской администрации и премьера республики, Ахмад Кадыров не явился. Конфликт вокруг назначения министра финансов Чечни в итоге пригашен, но не исчерпан. Михаил Бабич ушел в отпуск. Оттуда у него лишь два пути: либо в отставку, либо обратно в свой кабинет, но - с соответствующим мандатом. Как утверждают люди из окружения премьера, отвечать за расходование финансов в республике, не имея реального контроля над ними, Бабич не хочет. Кадыров вернулся из поездки по Ближнему Востоку и по-прежнему мелькает на телеэкранах. Но оба чеченских руководителя старательно избегают комментариев. Видимо, получили приказ не вступать в публичную полемику.
Чечню называют "черной дырой", куда год за годом бесследно проваливаются миллиарды. Этим ярлыком - "черная дыра", - сообщающим происходящему метафизический смысл, представители власти охотно пользуются. Однако в том, как исчезают деньги, направляемые на восстановление чеченской экономики, нет ничего таинственного и непостижимого.
Чиновник в российском правительстве, к которому я обратился за консультацией, сначала категорически отказался беседовать. После длительных уговоров с моей стороны и мучительных колебаний - с его он все же сдался: "Ладно, давайте попробуем. В конце концов никаких особых секретов моя информация не содержит. Бюджет Чечни - открытый документ. Схемы увода денег тоже известны многим моим коллегам. В детали я не посвящен. Могу лишь рассказать, как это в принципе делается".
ДЕЛИТЬСЯ НАДО
Именовать бюджет "чеченским" можно лишь очень условно. В 2002 году доля республики составляла в нем около 1 миллиарда рублей, а федеральная часть - 6,3 миллиарда. В этом году из 9,3 миллиарда республиканский взнос не превышает 1,5.
Кроме того, Чечня финансируется по федеральной целевой программе. В нынешнем году на ее воплощение предусмотрено 3,5 миллиарда рублей. Заказчиками выступают 29 центральных ведомств. Есть и еще один заказчик - федеральное казенное предприятие "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской республике". Поскольку Минздрав, к примеру, и еще ряд министерств не имеют своих подрядных организаций, служб технадзора и т.п., они поручают эту работу либо дирекции казенного предприятия, либо коммерческим структурам. И в том, и в другом случае половина запланированных средств в Чечню не отправляется. Как утверждал мой собеседник, скорее всего, эти деньги вообще не покидают пределов Садового кольца. Их, списав на строительство, делят между собой заказчики и подрядчики.
Вторая половина суммы, как правило, добирается до места назначения. Там 25 - 30 процентов с нее снимают исполнители работ путем завышения смет и прочих ухищрений. На реальное восстановление объектов экономики и социальной сферы идет хорошо если четверть отпущенного. Но и дальше все движется тем же порядком. Вместо 5 - 6 месяцев, как положено по нормативам, школа строится 3 - 4 года. Она становится "переходящим объектом". И каждый год на нее вновь выделяются деньги. Только этим и объясняется чеченский долгострой.
Выдав первую порцию сведений, мой собеседник заметил: "Эти способы... злоупотреблений, скажем так, вполне невинные, едва ли не узаконенные. Их порождает сам механизм финансирования Чечни. Но есть и другие..."
ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Перечень объектов, подлежащих восстановлению, а значит, и требующих средств, по мере налаживания в Чечне мирной жизни почему-то не сокращается, а расширяется. Нередко в нем фигурирует одна и та же хлебопекарня, одна и та же поликлиника... По официальным сводкам, их то взрывают, то поджигают, то они терпят ущерб от природной стихии. Чаще всего эти объекты располагаются в горной части республики, куда никакая проверяющая комиссия никогда не доберется. Если же ревизорам достанет отваги и терпения подняться в горы, им можно предъявить любой завалившийся на бок сарай и сказать: "Этот дворец культуры дважды пострадал от паводков, и трижды его взрывали". Тому ненормальному, кто вдруг захочет убедиться в достоверности представленной информации, не станут чинить никаких препятствий. Предложат задержаться здесь еще на несколько часов, а то и остаться на ночь. После этого со словами "нет, уж лучше вы к нам" высокие гости кинутся к машинам...
СВОИМИ РУКАМИ
Чтобы снимать навар с федеральной казны, вовсе не обязательно заниматься "восстановлением" того, что разрушению и не подвергалось. В Чечне полно зданий, действительно требующих капитальных затрат на ремонт. Это и основательно поврежденные дома местных жителей, и порядком изувеченная недвижимость владельцев магазинов, шашлычных, автомастерских и т.п. Нередко хозяева, не дожидаясь помощи, на собственные средства приводят в порядок свои жилища или заведения, и вот когда все готово, к ним является представитель генподрядчика: "Я вижу, вы тут сами... Молодцы. А у меня этот объект в плане значится. Давайте так. Двадцать процентов от суммы, что выделена, устроит вас?"
Отказа не бывает - только "откат". Иначе можно вообще не получить ни копейки. Если даже сумеешь выбить сполна все, что причитается, на тебя тотчас "наедут" бандиты, и этих денег ты все равно не увидишь. А так - полная взаимная выгода. Хозяину дома или уличной забегаловки удается хотя бы частично компенсировать расходы на ремонт. Генподрядчик же кладет в карман 80 процентов денег, "затраченных" им на восстановление объекта, и получает расписку, что работа выполнена, претензий нет.
О СПОРТ, ТЫ МИФ !
В этом году министр спорта Чечни Алханов запросил на развитие физической культуры в республике 265 миллионов рублей. В прошлом спортивном сезоне на эти же цели ушло 110 миллионов. Для сравнения: сопоставимая с Чечней по численности населения область Центральной России (скажем, Тульская или Костромская) тратит на спорт примерно 7 миллионов в год.
Министр обосновал предстоящие траты: футбольный клуб "Терек" вошел в первую лигу, давайте ему помогать. Из денег, полученных в прошлом году, 75 миллионов и так уже канули в "Терек". Мало, надо еще.
Футбольный клуб должен располагать инфраструктурой: свой стадион, тренировочная база, юношеская команда, детская спортивная школа, лечебный центр... Ничего этого "Терек" как не имел, так и не имеет. Стадион арендуется в Кисловодске, все игры проводятся на выезде, ни одного собственного игрока команда не воспитала - одни лишь легионеры, причем вряд ли дороже Сычева...
Министр печати Гантамиров требует на развитие республиканских СМИ 266 миллионов рублей. Для сравнения: Кострома или Тула тут обходятся 12 миллионами. Куда же столько-то Чечне, где от силы пяток захудалых изданий, выходящих нерегулярно, и отсутствует - по причине полнейшей ненадобности - система распространения? Гантамиров отвечает: надо увеличивать тиражи.
На образование Чечня просит 2 миллиарда. Для сравнения: Тула или Кострома на то же тратят в год 650 миллионов. По официальной статистике, в Чечне 60 тысяч студентов. На самом же деле их не более 20 тысяч. А сколько действительно учатся, вам точно никто не скажет. Значит, и суммы, необходимые на учебники и стипендии, далеки от реальности.
Существенно завышена численность пенсионеров, вместе с ней - и запрос на пенсии и пособия. Кстати уж... В республике проживает не 1 миллион человек, как лукаво показала прошедшая перепись, а максимум 700 тысяч. Так что сравнение Чечни с Тульской и Костромской областями, пожалуй, не вполне корректно. В любом регионе Центральной России население больше, чем в Чечне. А бюджетных ассигнований на социальную сферу там меньше в десятки раз.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Инвестиции, предназначенные на восстановление нефтегазового комплекса Чечни, - еще один способ украсть. Тут схема такая. Компания "Роснефть" и чеченская администрация учредили ЗАО "Грознефтегаз". Добываемая им нефть идет на экспорт. Согласно распоряжению федерального правительства, выручка должна поступать на счета Минэнерго РФ. Оттуда часть ее следует направлять на возмещение "Грознефтегазу" его накладных расходов, а остальное - на инвестиции в восстановление нефтегазового комплекса республики. Но "Роснефть" отняла у "Грознефтегаза" право добычи, сделав его оператором. Выручка поступает на счета самой "Роснефти". Она же и решает, сколько денег инвестировать. Крупных вложений в нефтегазовые предприятия нет. Есть только крупные списания несуществующих затрат.
БОЕВИКИ СНИМАЮТ КАССУ
Редкое убийство главы районной администрации, редкое покушение на представителя власти в Чечне является политическим. Кто-то взбунтовался против денежной подати, регулярно взимаемой... Кто-то не поделился наворованным... Басаев и его люди облагают данью каждого здешнего чиновника, своим назначением обязанного зачастую им же. И те редко когда противятся. По-другому система власти в Чечне сегодня функционировать неспособна. Так что подлинными подрядчиками на "восстановительных" работах выступают полевые командиры. А "откат" в Чечне отличается от "отката" в Костроме или Туле тем, что бюджетные деньги идут на закупку оружия для басаевцев и на подкуп наших военных. Никакая "Аль-Каида" и никакой бен Ладен столько не вложили в чеченских бандитов, сколько подарила им российская казна.
По некоторым сведениям, в конце прошлого года три силовых министра направили президенту совместную докладную как раз на эту тему. В ней отмечается, что боевики уже не испытывают проблем с финансированием. Если раньше они налаживали переправку денег из-за рубежа, то теперь им вполне хватает средств из российского бюджета.
Сегодня Кремль поставлен перед выбором: либо вернуть себе финансовые рычаги в Чечне, либо навсегда смириться с "черной дырой".

Валерий Выжутович, «Московские новости», №4, 2003

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com