Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 29 января 2003 г.

Чечня: зона беззакония

Отчет о работе Комиссии по обследованию положения перемещенных внутри страны лиц из Чечни в палаточных лагерях Ингушетии

Состав Комиссии: Э. Памфилова, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ; Л. Алексеева, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ; С. Ганнушкина, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ; М. Лесков, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В работе Комиссии принимали участие: С. Ильясов, министр по восстановлению социально-экономической сферы Чеченской Республики; И. Юнаш, замруководителя Федеральной миграционной службы МВД.
Комиссия посетила места расселения перемещенных внутри страны лиц (ВПЛ) в Чеченской Республике и Республике Ингушетия: в г. Грозный пункт временного размещения (ПВР) по ул. Маяковского, 119, готовящийся к сдаче ПВР в доме 111 по той же улице и ПВР по ул. Новаторов, 17; в Ингушетии поселок Аки-Юрт, где располагался лагерь "Иман", лагерь "Барт" в Карабулаке, лагеря "Спутник" и "Белла", а также места расселения ВПЛ на заводе соков "Дар" и в Жилпромбазе. В настоящее время в лагерях Ингушетии проживает около 18 тысяч ВПЛ.
Члены Комиссии осматривали помещения, в которых живут ВПЛ, разговаривали с людьми, проживающими в них и частном секторе, встречались с представителями общественных организаций. Членам Комиссии по правам человека при Президенте РФ было вручено более ста заявлений ВПЛ, некоторые из которых были подписаны десятками людей.
В большинстве заявлений ВПЛ обращаются в Комиссию с просьбой не допустить их принудительного возвращения в Чеченскую Республику до тех пор, пока там не будут обеспечены безопасные условия существования. Пункт 20 "Плана мероприятий по завершению работы по возвращению в Чеченскую Республику внутриперемещенных лиц с территории Республики Ингушетия" от 29 мая 2002 г. предполагал проведение мероприятий по обеспечению безопасных условий проживания возвращающихся лиц из Чеченской Республики (ЧР). На сегодняшний день очевидно, что все проводимые мероприятия неэффективны.
В нескольких общих заявлениях ВПЛ жалуются на то, что были вычеркнуты из списков проживающих в лагере и сняты с обеспечения продуктами.
Кроме того, есть обращения по поводу бесследного исчезновения родственников, задержанных в Чечне при проведении спецопераций. В первую очередь это касается молодых мужчин и юношей, возвратившихся из Ингушетии в Чечню после окончания школы для продолжения образования.
Проведенное обследование показало следующее:
1. Возвращение ВПЛ в Чеченскую Республику из лагеря "Иман" (пос. Аки-Юрт Ингушетии) нельзя называть добровольным. Во время ликвидации лагеря в конце ноября - начале декабря этого года не использовалось прямое физическое насилие, но было применено сильнейшее психологическое давление, основным агентом которого является Комитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев Правительства ЧР - структура, решающая задачу возвращения ВПЛ. Это давление заключалось в разного рода угрозах: снести палатки бульдозером, устроить "зачистки" в лагере, полностью прекратить обеспечение газом и электричеством. Назывались критические сроки, после которых для выезда не будет предоставляться транспорт, по палаткам ходили люди, не представлявшиеся жителям и запугивавшие их. Кроме того, вычеркивались из списков реально живущие в лагере люди: так были вычеркнуты почти все учителя постоянно действующей в лагере школы. За два дня до выезда Комиссии в лагерь были пригнаны бульдозеры для сноса оставшихся там саманных домиков, что удалось предотвратить только звонком из Москвы.
2. По рассказам жильцов ПВР, ликвидация палаточных лагерей "Северный" и "Южный" летом 2002 г. в пос. Знаменское спокойного Надтеречного района Чечни и возвращение ВПЛ в г. Грозный также не происходило добровольно. Жители ПВР говорили, что постоянно обеспокоены судьбой тех, кто находится вне стен ПВР, куда только в самое последнее время прекратили врываться по ночам военные. Еще более опасным остается положение людей в частном секторе.
3. Возвратившимся жителям лагерей "Северный" и "Южный" было обещано, что их разместят в ПВР г. Грозный. Но мест там для всех недостает. В ПВР по ул. Маяковского, 119 числятся и получают продукты 1700 человек, но мест хватило только на 800 человек. Остальные ютятся по родным и знакомым и ждут ввода второго ПВР. Около 140 семей бывших жителей лагеря "Северный" подали заявления в администрацию с просьбой предоставить им места в ПВР. С учетом числа членов семьи для их удовлетворения требуется 700 мест. Приблизительно то же число мест необходимо для бывших жителей лагеря "Южный". Таким образом, на новые ПВР в г. Грозный уже есть претенденты, которым эти места были обещаны при выселении из лагерей. Однако администрация показывала Комиссии почти готовый ПВР по ул. Маяковского, 111 как место для расселения ВПЛ из лагерей Ингушетии. ПВР был окружен рабочими, которые заявили Комиссии, что не пустят в дом жильцов, пока не получат задержанную зарплату за 5 месяцев.
4. Посещение бывшего лагеря "Иман" в Аки-Юрте (теперь это так называемое компактное поселение) показало, что далеко не все люди вернулись в Чечню. Многие постарались задержаться в частном секторе и неприспособленных для жилья помещениях (в ларьке, в работающей весовой). Продолжается жизнь в саманных домиках. Начата сборка щитовых домиков, предоставляемых Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Несколько семей, выехавших в ЧР, возвратились в лагерь. Руководство миграционных органов обещало восстановить в списках возвратившихся и вычеркнутых. Новый комендант уже начал этот процесс, восстановив в списках 300 человек. Во время посещения лагеря Комиссией в нем были газ и свет, которые накануне отсутствовали.
В помещении завода "Дар" есть 11 комнат, где можно разместить ВПЛ из уничтоженных палаток. Таким образом, есть возможность возвращения ВПЛ в лагерь "Иман", которые были принудительно возвращены в ЧР и хотели бы снова поселиться в Ингушетии.
5. Посещения лагерей "Барт", "Спутник" и "Белла" показали, что там используется тот же механизм побуждения к возвращению в ЧР, что был применен в Аки-Юрте. ВПЛ исключаются из списка проживающих в соответствии с некими "спускаемыми" сверху цифрами, по палаткам ходят не представляющиеся лица в штатском или в камуфляже и угрожают ВПЛ карами и насилием, вручаются уведомления о сроках ликвидации лагеря, прекращается выдача продуктов. Дополнительным фактором давления стало размещение около этих лагерей армейских подразделений. Уже произошло несколько эксцессов между ВПЛ и военными, которые, к сожалению, не настроены на сотрудничество с мирным населением. За день до приезда Комиссии в результате внутренних проблем в части, стоящей около лагеря "Белла", возникла перестрелка через палатки, вызвавшая панику среди жителей лагеря.
Однако можно отметить, что в самое последнее время нажим на ВПЛ с целью их возвращения снизился.
6. Уведомления о прекращении финансирования получали владельцы арендуемых помещений, в частности руководитель предприятия "НАТ" в Назрани был предупрежден о том, что с 21 декабря 2002 г. прекращается финансирование проживания ВПЛ на его территории, и приглашен для внесения изменений в договор аренды.
7. В настоящее время на одном из предприятий (Жилпромбазе) ВПЛ из лагеря "Барт" сами собирают блоки для своего проживания, что одновременно обеспечивает их работой и более приспособленным к жизни жильем.
8. В числе важнейших проблем ВПЛ называли отказ органов Паспортно-визовой службы МВД в выдаче и обмене паспортов жителей Чечни на других территориях РФ, включая Ингушетию. Надо отметить, что в Ингушетии все же предпринимаются действия для решения этой проблемы, тогда как в других регионах России она полностью блокирована.
Другой проблемой для всех ВПЛ является отсутствие постановления об адресной компенсации жителям Чечни утраченного жилья и имущества. О таком постановлении ставится вопрос с сентября 1995 г., когда был издан Указ Президента РФ № 898. Выплата компенсации помогла бы ВПЛ устроиться самостоятельно там, где они смогли бы приобрести жилье и найти работу.
Ни в одном из лагерей Комиссия не встретила ВПЛ, которые были бы готовы при сегодняшнем уровне опасности для жизни возвратиться домой. Это не противоречит их страстному желанию вернуться на Родину, как только там наступит мир, и восстанавливать разрушенное своими руками. Основным требованием, просьбой, мольбой ВПЛ было восстановление мира в Чечне. Приходится констатировать, что на сегодняшний день нам нечем ответить на этот призыв. Мир и безопасность в Чечне не обеспечены ни с какой стороны. Продолжаются похищения и исчезновения людей, бессудные казни, пытки и вымогательство со стороны военнослужащих. При этом террористический акт в доме правительства ЧР, происшедший 27 декабря в буквальном смысле на глазах членов Комиссии, показывает, что не соблюдаются элементарные правила безопасности.
В связи с изложенным Комиссия предлагает следующее:
1. Признать, что возвращение ВПЛ в Чечню несвоевременно, условия безопасности не обеспечены, поэтому всякий нажим на людей с целью их возвращения должен быть исключен. Признать также, что ликвидация лагеря "Иман" и примененные там методы влияния на ВПЛ были безусловной ошибкой, которая не должна повторяться.
2. Обеспечить жизнедеятельность лагерей для ВПЛ, постепенно и исключительно добровольно расселяя их в более приспособленные для жизни помещения в безопасной зоне.
3. Интенсифицировать сборку щитовых домиков в лагере "Иман" для проживающих в недопустимых условиях людей. Предоставить возможность возвращения тем, кто покинул лагерь в принудительном порядке или принял решение возвратиться из Чечни.
4. Предложить Правительству РФ увеличить финансирование проживания ВПЛ в Ингушетии.
5. Предложить Правительству РФ самым срочным образом вернуться к разработке постановления об адресной компенсации утраченного жителями Чечни жилья и имущества, независимо от места их проживания на сегодняшний день.
6. Обратиться в Минобороны РФ с просьбой изменить дислокацию частей в Ингушетии и убрать их от лагерей, как травмирующий фактор.
7. Обратиться в международные организации с просьбой об оказании ВПЛ в Ингушетии помощи в организации быта и рабочих мест, как это сделано на Жилпромбазе.
Комиссия отмечает беспрецедентный в истории подвиг ингушского народа, взявшего на себя тяжелую ношу заботы о братском народе Чечни. Ни от руководства Республики Ингушетия, ни от ее населения членам Комиссии не приходилось слышать жалоб на ВПЛ, живущих на их земле. Несмотря на федеральный долг по оплате содержания лагерей, руководство Ингушетии не выступало и не выступает за немедленное возвращение ВПЛ в Чечню. Инициатива исходит от Администрации Чечни и федеральных ведомств, которые не должны были бы стремиться к увеличению численности населения на территории, где проводится антитеррористическая операция. Их заинтересованность в противоположном вызывает удивление.
Члены Комиссии глубоко благодарны за радушный прием и помощь в работе, оказанные нам руководством Республики Ингушетия.
Мы глубоко тронуты заботой, которой нас окружило руководство Чеченской Республики после происшедшего в Грозном террористического акта. Особенно нам хочется поблагодарить руководителя Миграционной службы ЧР Асу Дударкаева, приютившего нас в собственном доме.

Л.Алексеева, С.Ганнушкина, ХРОНИКА МОСКОВСКОЙ ХЕЛЬСИНКСКОЙ ГРУППЫ
ежемесячный информационный бюллетень
N 1 (97), январь 2003 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com