Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку  Зеркало:      
chechenpress.com

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "ВАШИ ПУБЛИКАЦИИ" 

Нахи в духовной миссии Кавказа

Кто хотел одолеть мир,
был одолен миром.
Нахская пословица

Часть 1
ХАОС


Казнь на публике является подтверждением искаженного сознания общества. Правда заключается в том, что казнящий в итоге оказывается на месте казнимого, как в не меньшей степени и пассивный соучастник такого суда или самосуда, что, по сути, одно и то же. Если человека казнь устрашает, то страшен ему будет и враг, угрожающий его жизни. Не логичнее или не правильнее ли, естественно в духовной ипостаси, когда человек или верующий не боится ни смерти, ни врага, ни казни?! Такой человек просто не позволит себе преступление, за которым следует наказание, ведь его душа уже в обители Божьей. Другое дело страна, где он проживает: построена ли она на сознании или насилии? Этот вопрос и является краеугольным камнем нашей темы.

В нахском обществе, которое мы рассмотрим изнутри, исконно не было тюрем, в тюрьму народов оно попало лишь в новое время. Суд же вершил там Мехк-кхел (Совет страны). Обратите внимание, что дословный перевод Мехк-кхела - Суд страны, но правильнее будет Совет страны , так как у этого суда , олицетворяющего законодательную власть, не было, практически, власти исполнительной. Однако неисполнение, как правило, единогласного решения лучших из лучших, представленных в Мехк-кхеле, влекло несмываемый позор на осужденных, который был страшнее, как говорят нахи, адского пламени . Самым же большим наказанием было изгнание из общины, так же без физического насилия. Таковой бывал всеми проклят, и, по поверью, у него должно было исчезнуть все потомство.

Таким образом у нахов сама свобода от закона уже являлась наказанием. Обратите внимание, что в нахском языке имеется два определения независимости: маршо (свобода) и мукъалла (бездельничанье). Поэтому убывающему гостю и изгнаннику говорят совершенно разные напутствия, первому: марша гIойла (иди свободным), т.е. ты под покровительством установлений Бога, а второму мукъ ву хьо (ты свободен), т.е. ты нарушил заповедь и выходишь из под закона.

С каких же пор в общине нахов исконный закон сменился, по сути, беззаконием, под влиянием имперского судилища? Если посмотреть на Кавказ, с точки зрения географической школы, в его новой истории, то он напоминает физиологический тип человека. Его голова находится на месте Ростовской области, верхняя часть туловища, а по сути плечи - это Северный Кавказ. Две руки - Дагестан и Адыгея, сердце - Чечня. Живот - Грузия и две ноги - Азербайджан и Армения.

Обратите внимание, как Россия завоевала Кавказ вначале XIX века: использовав голову она опустошила живот, затем сбила с ног. Остались действовать только руки, подпитываемые импульсом сердца. Однако сердце, обманутое головой, перестало биться, тут же обвисли и обе руки. Как же воскрес бездыханный Кавказ в конце XX века? Нога не может ужиться с ногой, желудок пуст, руки болтаются, плечи повисли, голова не думает. Но вдруг учащенно забилось сердце, и появилась надежда к жизни. Сердце старается заключить союз с головой, склонив его на свою сторону. Сердце пытается оживить организм.

Если осмыслить новую историю Кавказа, то видно, как кавказцы по велению сердца выигрывают войны с Россией, но затем Россия через доверчивый ум их, брала свое. Вот поэтому воинственность Кавказа преподносится Россией как дикость, пытаясь закрыть глаза ее жителям на жупел свирепствующих там войн, где беззащитный человек отдает себя на поругание. Пока наука полемология пытается рассчитать и остановить войны на земле, север России старается укатать юг, а граждане сей необъятной страны, уподобившись овцам, упорно молчат. Вот она, поистине, гармония молчания ягнят .

Если на протяжении последнего столетия подавленный исламский мир терпит поражение, то сегодня Чечня - это Ноев ковчег Кавказа во всемирном потопе грязной политики. Вообще нельзя объединить религией Кавказ, а Кавказом мир, пока в мире не одна религия. Еще в начале XX века у Кавказа была уникальная возможность объединить Кавказ на ценностях духа Кавказа, но, как и в веке XIX теократическая власть, а затем уже закономерно власть российская водрузилась, на этом мессианском перешейке Евразии.

Кавказ смотрит на мир как на детей своей земли и если в этом мире вера разнится, то это отражается и на нем самом. Подобно сказанному - схема: Дикость-Варварство-Цивилизация, если и имеет действие на Кавказе, как и у остальных , в виде многовековых исторических периодов, то все-таки в своей сути, Кавказ сохраняет первозданное патриархальное ядро и в этом есть спасение общего мира. Поэтому исповедующим исламскую веру нужно искать истинный путь под сенью ислама, а не подгонять под ислам все и вся. Не нужно опережать время и бессмысленно пытаться его вернуть. Духовность Кавказа не приемлет мировоззрение ни Запада, ни Востока. Не следует равнять мироощущение кавказцев с генофондом других мировых культур. Протекавшая в недавнем прошлом бурными всплесками полемика в Чечне между сторонниками парламентской и шариатской формой правлениями являлась, по сути, перетягиванием каната между Западом и Востоком. Кавказ - это мост между противостоящими цивилизациями разделенного мира и если политики играют на нем в войну, как на полигоне, то на самом деле они играют с огнем, потому что с мостом никто не шутит, если верит, что он пройдет по последнему мосту в рай.

Обычаи и традиции, существующие в нахском народе, как адат, вне сомнения идут из веков пророчеств, которыми наделена духовность этого народа. Со временем все это обозначилось как культура. Однако культуру тоже нужно различать, ведь в ней есть маргинальные наслоения. Конечно, кто пытается возродить культуру и построить все на культуре, глубоко заблуждается. Культура не должна опережать дух, дух мировой религии. Просто культура в этнопсихологии тесно связана с духовной миссией, которая с Кавказа должна проникнуть во все сердца человечества, не разделяя их.

Любое учение, наука и философия должны претворяться в действие с учетом религиозных откровений, где последние служат доминантой человеческого общежития. Иначе учение рано или поздно превысит свои полномочия и, в конце концов, взгромоздится на Олимп власти, диктуя свое. Все мы являемся свидетелями как марксистско-ленинская философия, возвысив науку над религией, в итоге же коммунистическую идею свела на нет. Чтобы не уводить общество в сатанинские дебри, нужно ведущую силу не спускать с небес на землю, как это очень лаконично замечено в средние века: Философия - служанка богословия. Здесь или нет, этот философский камень, но уж точно вся суть философии сей.

Если и есть в философии двух истин теория, то это только теория, правда представленная и на практике. Подобно тому, как данный спор напоминает противоречия науки и религии, то он опять же сводится к Западу, отстаивающему опыт и Востоку, провозгласившему веру. Вера духовно объемлет человека, потому что ее скрижали напоминают ему о начале и конце мира. Но порою, верующие от этого бросаются в крайности, пропуская нынешний судьбоносный день. С другой же стороны сторонники опыта меняют свои опыты день за днем, а мир испокон веков движется по тому же руслу, правда дважды не пуская в ту же реку.

Запад в упоении свободой нарушает рамки божественного закона, на Востоке же этот закон застыл в мертвой букве священных писаний. Нежелание догонять научно-технический прогресс Запада, порою выдают за отсталость Востока, хотя на самом деле, - это разные мировоззренческие предпосылки, образы жизни. Восток в бессилии топчется на месте. Тем временем на Западе, словно циркачи, дрессирующие питомцев, рекламные огни, через виртуальный мир материализма, уподобляют человека животному. Не зря сказано, что Западу и Востоку не сойтись, ведь даже христианская церковь в XI веке, по этому разделу, раскололась на католическую и православную. И, наверное, не случайно, что в один 1492 год была открыта Америка Старым Светом и там же в Испании пал последний оплот Арабского Халифата - Гранада.

В исламе, когда называют имя пророка, добавляют мир ему , потому что сам ислам - это мир. Вообще человек всегда ностальгически вспоминает о мире во время войн. Однако мир без справедливости - это не мир, а война или пролегомены к новой войне. Как бы ни была справедлива война и ужасен мир, в людях изначально заложен код в стремлении к высшей справедливости - истине. Поэтому рассматривая нахов в духовной миссии Кавказа, нам не обойтись без истины ислама, аккумулирующему первозданность творения, в последующем его радужном рассеянии, в виде различных конфессий. Нам необходима точка опоры, откуда появится новое видение мира.

Свободный Кавказ в святом обличье - последняя надежда человечества.

Часть 2
СТИХИЯ

Стол как бы ни был осторожно накрыт, все равно, что-нибудь да валится оттуда на пол. Точно так же ни одна великая империя в этом тленном мире не выстояла, хотя каждый народ до сих пор гордится своей, потому что разум для всех един, но сердца у народов разнятся, а значит и выражают духовную миссию. Человечество, таким образом, исчерпало свой умственный потенциал, подойдя к XX веку. Век этот вошел чудовищной поступью аморальности, прикрывшись маской миролюбия. Коммунизм и демократия - вот его девиз, капитализм и большевизм - здесь она действительность. Человечество не может найти общий язык с тех пор, как праязык людей раздробился, обособившись в единую мозаику наций. В центре же Евразии есть в миниатюре микромир этой расшатанной гармонии единства. Как и непостоянный мир, Кавказ раздираем на части. В сердце же Кавказа есть община, так же искусственно расколотая, зеркально отображая воплощение рода человеческого. Это нахи в духовной миссии Кавказа.

Нахи символически отражают этот мир, имея лучших внутри своего общества, но с другой стороны они предстают и образцом равенства в жизненной ротации ее членов. В самом же важном вопросе, вопросе веры, у них, как и во всей ауре Кавказа, вообще нет раздвоений. Для нахов вопрос стать мусульманином или быть кавказцем не разное, а одно и то же. Исповедывать религию, будучи набожным или чувствовать себя кавказцем, все равно, что быть человеком или верующим человеком. Небо - зеркало земли и между ними нет пропасти, она иллюзорна. Поэтому единый Кавказ или осознание его автохтонами кавказскости или кавкасионства, не отодвигает в душе Кавказа религию на второй план, а лишь спаивает ее, а точнее вбирает в себя, синтезируя и сакрализуя в одно целое. Ведь в древности на Кавказе была одна религия, вера, истина.

Из этого закономерно вытекает, как и есть на самом деле, что верования нахов походят на синкретизм всех религий. Единство и неделимость ислама в этом едином и делимом мире, имеет в его проповеди с гор Кавказа особенные черты, сближая людей, но, не растворяя их. Недаром в XIX веке на Кавказе существовал имамат, где господствовал шариат, вынудивший, однако избранного имама сделать для нахов тысячу уступок . Даже мечети со средних веков строились у них с учетом строений местной специфики или даже боевые башни перестраивались в мечеть.

Порою, экстремисты от ислама пытаются искоренить все национальное на Кавказе, но с другой стороны хотят подчеркнуть исключительность его бесстрашной героики. Все это противоречит духу Кавказа. Сила Кавказа в конгениальности, нивелировавшись, он потеряет свое лицо, душу, веру. В этом мире все равны, но исключительность Кавказа в том, что на него всегда направлены острия мечей этого мира, но мир наступит в мире лишь, когда Кавказ выразит из своего сердца духовную миссию.

Чистота религии лежит через чистоту этноса, потому что ни один народ не признает над собой правителя из другого народа. Точно так же попытки сделать Кавказ придатком Севера, Юга, Запада или Востока обречены на провал, ибо Кавказ ни перед кем не в долгу. Восстание сердца Кавказа показало и доказало, что этот перешеек между Каспийским и Черным морями не анклав в геополитической игре, а остров обетованной земли или остов указующий мессианский путь.

Если рассмотреть наш вопрос с другой стороны медали, то нахов на Кавказе, да и сам Кавказ нельзя отрывать от остального мира. Этот путь изоляции так же приведет в тупик. Показательно, что в бушующей на Кавказе вечной войне против России, добровольцы, рвущиеся на помощь освободителям, задерживаются силами собственных правительств. В этом своя символика: восставший Кавказ в авангарде, вбирает в свои ряды всю человеческую семью наций, которым противостоят представители властей этого всеобщего сообщества.

Склонить горы для Кавказа противоестественно. Нет разницы для кавказца между свободой и покорностью Богу, потому что гармония неба и земли, подобна духу и плоти в человеке. Человек от этого порою страдает, но в страдании для него жизнь и поиск правды. Правда же восторжествует, когда спасший человечество и подаривший людям огонь Кавказ, воцарится над миром, где, наконец, появится координирующий духовный центр, излучающий свет истины.

Чтобы не было заката Кавказа, как это в истории происходило в других очагах культур, с периодами подъема, расцвета и упадка, следует заложить фундамент, камни и крышу, словно вековечные башни в его горах, не поддающиеся тлену времени. Но самая главная твердыня - это крепость духа, и прерогативой для кавказца должно быть исконное рыцарство, а не жалкое торгашество. Вообще нахское общество, в отличие даже от остальных кавказцев, отличается отсутствием классовости, где не было и нет сословной иерархии. Тот самый идеал демократии и коммунистического братства был формой жизни этой общины. Именно здесь на Кавказе таится философский камень, объединяющий Восток и Запад, в устремлениях человечества в поиске абсолютных ценностей мироустройства мироздания. Духовный центр будет иметь законодателей, получающих откровения свыше, которые затем станут передаваться воинам миротворческих сил, как исполнителей державы Кавказа. Таким образом, суд станет исходить свыше, от самого Творца.

Кавказский духовный центр - вот та самая форма единого правительства, которая обеспечит справедливость всем страждущим людям мира. Человечество - это одна семья, подобно семье под крышей одного дома, где старший самим Всевышним наказан быть старшим. Поэтому мир в этом мире наступит лишь, когда старший будет во главе в человеческой семье наций, над общим домом - Земля.

Часть 3
МИССИЯ

Нахская пословица гласит: Даже у круглого стола есть почетное место . Точно так же, как бы ни был закруглен наш земной шар и не являлся точкой во Вселенной, все в нем имеет начало и конец. Ведь известно из откровений монотеизма, что человек создан в последний день творения. Даже у священного Корана есть свое сердце - это 36 сура Ясин. И мы не случайно обозначили нахов и землю Нахчимохк сердцем Кавказа, откуда мир получит новое или второе дыхание.

В ночь предопределения месяца Рамадан, был ниспослан аль-Коран. Так же нахи родились ночью, когда светит серп луны, согласно их героической песне из времен борьбы вольных горцев с феодалами, переложенной на национальный гимн, где в полноте передается вожделение духа этого народа: Народу, Родине и Богу мы верны.

Последние 300 лет истории нахского народа - это 300 лет плача Адама, искупающего свой грех после его изгнания на землю из рая. Потому нахи, как сирота Адам, испытывают невероятные муки на земле, так как их истинный дом в раю. Остальные же родились на земле, словно в своеобразном микромире мира - Кавказе, с сочетанием языков, этносов, конфессий.

Вот где исток истины, почему кавказцы обладают несгибаемой жизненной энергией, так как Адам рожден молодым. Однако вечная обитель мира - рай, сменилась адом войн и Кавказу пришлось обрести воинственный ореол, ибо по другому невозможно отстоять на земле слово Господа. Нахи главные виновники страдания человечества, так как несут ответственность за всех, с последующим и равноценным вознаграждением, ибо, как гласят откровения ислама, когда Адама вводили в рай, все человечество было на его спине.

Как раз здесь таится причина воинского духа нахов, так как этим образом отдав тела земле, они возвращают свои души на историческую родину. Недаром про погибшего нахи говорят: декъала хилла , что можно перевести, как: он приветствуем (на небесах).

Империи, завоевав чужие земли, решали судьбы народов и, повелевая ими, властвовали. Кавказ же, этот седобородый мудрец, никогда себе подобного не позволял, так как его дети при ущемлении чьих-либо прав, приходят на помощь, и, выполнив долг перед Всевышним, возвращаются домой. В этом заключено высочайшее сознание этого древнего края и потому взоры человечества устремлены сюда с надеждой. И это не случайно. Ведь по тому, с каким отвращением воспринимают нахи извращения с внутренними органами людей (даже в медицинских целях) видно, что им неведомо издевательство над человеческим существом в виде насилия.

Символ жизненной энергии человека - вода и хлеб. Именно на Кавказе богатейший вид зерновых культур и целительных вод с оздоровляющими родниками. Это так же одно из подтверждений того, что Кавказ, претерпевающий неимоверные муки и страдания в бесконечных войнах, все таки никогда не испытывает голода, подтверждая тем, что готовится Всевышним к великому джихаду.

У нахов есть чувство времени, и они его осознают и даже могут предсказать, и глубоко заблуждается тот, кто думает, что остановит потенцию нахского народа к свободе, под покровом Божьих заповедей. Пока этот мир раздираем противостоянием, нахи не распрощаются с оружием, и будут иметь воинственный вид, до наступления мира истины. До тех же пор, они идут против нынешнего мира, потому что войной творят в мире мир.

Мы не случайно порою растворяем нахов в кавказцах, а ислам в религиях, потому что эта символическая патриархальность и кажущаяся молодость, взаимодополняют друг друга, как смыкающийся конец начала. Вообще последние став первыми, не только объединят этнические границы стран, но искоренят и конфессиональный раскол. Вера в душах потомков Адама не случайные реминисценции, а память Кавказа или свет, в их ожидании будущего светопреставления.

Коран в действии. Так можно охарактеризовать флуктуацию генофонда сынов Кавказа. У нахов юноша, достигший пятнадцатилетнего возраста, считается полноправным мужчиной, а ведь в исламе указывается, что до пятнадцати лет человек связуем с раем, как с пуповиной матери. Вообще считающиеся коренными кавказцами, нахи, когда слышат имя, связанное с исламом или что нибудь подобное этому, они подсознательно начинают чувствовать аромат родного, а при упоминании пророка Мухаммеда (мир ему) встают, проявляя должную почесть. Более того, весьма показательно, что нахи о знатоке Корана говорят: Къуранш деша хаа цунна (Он умеет читать Кораны).

Обратите внимание, что Коран один, но в нахском языке при указании на знающего чтеца, книга Коран передается во множественном числе. Здесь, в сознании нахов, просвечивается нить к предыдущим пророкам, которым также давались священные писания, начиная с патриарха Адама, наученного Аллахом именам и получившего затем десять страниц. Ислам стал духовным миром нахов и именно с Кавказа должен исходить божественный светоч, проникая в людские сердца. Уникальность же ислама на Кавказе в том, что он выражен через величайший идеал человечества о непротивлении злу, который, конечно же, остался в памяти всех отпрысков Адама, от райской обители, где все в изобилии и все в братском единстве не противятся ближнему, уступая, друг другу. Все возвращается на круги своя и золотой век не за горами, когда с гор Кавказа райские лучи сойдут на землю и восстановят на ней гармонию и справедливость.

В заключение же прольем свет на наши чернила, от божественного Корана: Не одинаковы они, - среди обладателей писания есть община стойкая: они читают знамения Аллаха в часы ночи, совершая поклонение. Они веруют в Аллаха и последний день, приказывают одобряемое и удерживают от неодобряемого. Они спешат друг перед другом в совершении благого; они - праведники. Что бы вы ни сделали доброго, никогда его не будут отрицать за вами. Поистине, Аллах знает богобоязненных! (3: 113-115) Халифат, утвердившийся с кончиной последнего пророка, в итоге рухнул, а община от первых пророков, несмотря ни на что, сохранилась. Так, где же истина?

Ахьмад Хьачароевский, для Чеченпресс, 21.01.04г.

Обсудить на форуме

 

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com