РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
Владимир Кара-Мурза - об убийстве Юрия Буданова

CHECHENPRESS, 10.06.2011

   

Владимир Кара-Мурза
В "Гранях времени": журналисты Вадим Речкалов и Александр Мнацаканян и правозащитник Александр Черкасов.
В Москве в пятницу, 10 июня, на Комсомольском проспекте убит бывший полковник Юрий Буданов, осужденный в свое время на 10 лет заключения за убийство и износилование чеченской девушки Эльзы Кунгаевой и освобожденный условно-досрочно в начале 2009 года. 

 
 
Владимир Кара-Мурза: В центре Москвы в пятницу  застрелен бывший полковник российской армии Юрий Будановотсидевший срок за похищение и убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Стреляли в Буданова, предположительно, из пистолета Макарова, все это произошло на глазах у его супруги. Адвокатом семьи Кунгаевых был Станислав Маркелов, также застреленный среди бела дня в Москве. Убийца адвоката недавно получил пожизненный срок. По данным Следственного комитета, убийца подбежал к Буданову, когда тот выходил из нотариальной конторы,  и выпустил четыре пули из пистолета. Экс-полковник скончался на месте. Следственные органы предполагают, что убийство Юрия Буданова было профессионально спланировано и тщательно подготовлено.  За потерпевшим, возможно, следили. Правозащитники считают, что Юрий Буданов причастен к преступлениям против гражданского населения Чечни. Как отметил глава общества "Мемориал" Олег Орлов, есть предположение, что в месте дислокации полка Буданова в январе и в начале февраля 2000 года исчезли как минимум семь человек.
Как напомнил Орлов, в 2009 году Буданова привлекали в качестве подозреваемого по этому делу, но потом все обвинения были сняты. О том, кому выгодна смерть бывшего полковника Юрия Буданова, мы сегодня говорим с Вадимом Речкаловым, обозревателем газеты "Московский комсомолец", Александром Черкасовым, членом правления правозащитного общества "Мемориал"  и Александром Мнацаканяном, специальным корреспондентом "Общей газеты" во время первой чеченской войны. Как по-вашему, подтверждает ли сегодняшняя гибель экс-полковника Буданова сохраняющуюся остроту восприятия чеченской темы в российском обществе?
 
Вадим Речкалов:  Не совсем понял вопрос. Восприятие чеченской темы… Дело в том, что это убийство подтверждает то, что чеченцы ничего не забывают, ничего не прощают и действуют именно так или почти так, как им завещали отцы, деды, прадеды и так далее. Когда ты начинаешь войну с тем или иным народом, надо знать, во что это выльется и чем это чревато. И когда ты воюешь, тоже надо знать. Есть вещи, которые никак нельзя будет обойти. Когда полковника Буданова освободили по  условно-досрочному, я написал и  сегодня свою заметку поднял, там написано, что вот его убьют теперь. Но это же не было прозрением моим – это просто было очевидно.
 
Владимир Кара-Мурза: Можно напомнить, что это было под новый наступавший 2009 год. Почему отношение к фигуре Буданова периодически раскалывает российское общество, как вы считаете?
 
Александр Черкасов: Потому что Буданов один оказался там, где на самом деле должно было бы быть много разных персонажей. Посмотрите, у нас исчезнувших усилиями эскадронов смерти в Чечне тысячи человек, а сколько из них осуждены? Из российских силовиков только одни. Безнаказанность преступников каждого отдельного случайного попавшего в эту машину включает в луч проектора. Буданов отсидел за одно дело, ему, между прочим, не были предъявлены обвинения по другим делам, о чем говорил Орлов. В зоне действия его полка исчезли, как минимум, семь человек. И из них трое потом были обнаружены вне дислокации полка со следами жутких пыток, с руками, связанными проволокой. Как раз по этому делу Буданова в 9 году пытались привлекать как подозреваемого и, по-моему, как-то не очень обоснованно из под обвинения вывели. Извините, если в государстве не действует закон, то что действует в государстве? Это ведь не с Кавказа весть пришла. В свое время Станислав Маркелов, комментируя за несколько часов до гибели на пресс-конференции условно-досрочное освобождение Юрия Буданова, говорил, что УДО невыгодно Буданову, потому что это сигнал.  Сигнал, что в государстве нет закона, а стало быть, наверное, действует закон гор.
 
Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, то, о чем сказал Александр Черкасов, напомнив слова Станислава Маркелова, вступил в действие на Комсомольском проспекте закон гор?

Александр Мнацаканян: Я склонен согласиться с коллегой Черкасовым, что это даже не совсем закон гор. Мы так привыкли говорить: горцы, они такие, где-то диковатые, где-то не починяющиеся нашим правилам. Но на самом деле вот история с осетинским человеком, который убил авиадиспетчера, Валерий Калоев, по-моему, его фамилия. Осетина тоже можно считать горцем. Я припоминаю другие истории, когда люди, кто-то бьет сотрудников правоохранительных органов, где-то кого-то убивает. Это реакция любого нормального человека на отсутствие закона. Как мне кажется, общество в отсутствии государства, при развале государства, как бы оно ни выглядело прилично и богато за счет всяческих ресурсов и пиара, общество пытается любой ценой сохранить некие представления о справедливости. У каждого они свои, но так или иначе вырабатываются. Если мы не готовы, если нет общей системы нашей защиты в какой-то чрезвычайной ситуации, в частности, агрессия одного человека против другого, хорошо, мы не будем пользоваться этим способом, мы откатимся на более низкий способ. Поэтому я бы не назвал законом гор, я бы назвал попыткой восстановить хоть какую-то взаимосвязь между преступлением и наказанием.
 
Владимир Кара-Мурза: Ахмед Закаев, чеченский общественный деятель, отмечает единодушие чеченского общества в отношении поступка Буданова.
 
Ахмед Закаев: Конечно, нельзя исключать, что это кровная месть. На Кавказе кровную месть еще никто не отменял и существуют определенные правила. Я абсолютно точно знаю, что чеченцы были абсолютно все едины в своем возмущении, когда Буданова условно-досрочно освободили. И в вопросах, связанных с данным преступлением и с другими преступлениями, совершенными в Чечне, чеченцы как один едины во мнении. По-моему, это начало того, о чем предупреждал Джохар Дудаев еще в 90-е годы. Если все военные преступники, которые сегодня совершили преступления в Чечне, не будут привлечены к ответственности, в соответствии с хотя бы существующими законами России не будут наказаны, нельзя исключать такого рода действий. Государство если поощряют преступления, находятся те, которые по своему разумению пытаются, чтобы восторжествовала справедливость. А чеченцы, как ни один другой народ, любую несправедливость воспринимают как личное оскорбление.