РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Коранический подход к межрелигиозному диалогу

 

Всплеск международного терроризма и религиозно­го экстремизма, рост этнической самоидентификации, а также активизация агрессивных сепаратистских движе­ний на фоне ослабления национального государства подо­рвали в последние годы веру в миф о "конце истории". Многочисленные попытки унификации культур, тенден­ции повсеместного распространения рыночных отноше­ний и ценностей открытого общества западного образца встретили серьезное препятствие в лице ценностей тради­ционных, порой невольно вступающих в острое противо­речие с принципами самой демократии и либерализма.

Российский исследователь М.Г. Делягин назвал этот западный проект "имплантацией мировосприятия", способствующей формированию относительной безответст­венности, безотчетности и раскованности мышления и поступков, что в конечном счете ведет к тотальной все­дозволенности.

Навязывание либеральных ценностей развивающим­ся странам не только не способствовало сокращению дис­танции между богатым и бедным полюсами, но и углуби­ло процесс поляризации. Народы, оказавшиеся на разных концах этого глобального разрыва, разделяло не только научно-технологическое превосходство индустриально развитого Севера, но и глубокие различия в отношении к труду и самой жизни вообще. Помимо этого, перспекти­ва безраздельного владычества после распада социалисти­ческого блока оказалась для "сильных мира сего" слиш­ком заманчивой.

По мнению многих экспертов, объективные процес­сы глобализации были поставлены на службу интересам транснациональной элиты, объединенной космополитиче­скими идеалами, что еще более обострило биосоциальные проблемы и усложнило их решение. Экологические, демо­графические и социальные процессы приобрели по вине политиков и политтехнологов трудно предсказуемый ха­рактер, не оставив человечеству выбора: преодоление на­растающего кризиса стало возможным лишь в условиях тесного сотрудничества всех членов мирового сообщества.

В настоящее время серьезным препятствием на этом пути является недостаточность глобального мышления, мешающая каждому индивиду на практике осознать цело­стность и невиданную доселе взаимозависимость состав­ляющих современного мира. Позитивную роль в форми­ровании такого мыслительного процесса могут и должны сыграть мировые религии, располагающие огромным ар­сеналом жизненных ценностей и частично осуществлен­ных идеалов, определяющих характер человеческой дея­тельности и необходимых для полноценного бытия.

Конечно, находятся исследователи, обвиняющие ре­лигию в межцивилизационном расколе, что, безусловно, может стать предметом отдельного разговора. Тем не ме­нее, на наш взгляд, религиозная сфера обладает значи­тельным потенциалом, столь необходимым для осмысле­ния нынешнего цивилизационного кризиса.

Однако реализация этого потенциала возможна только в том случае, если религиозное сознание масс бу­дет больше нацелено на созидание и диалог, нежели на разрушение и конфронтацию. В этом аспекте особую значимость приобретает не только распространение и преподавание культуры диалога, но и само религиозное просветительство как таковое. Хотя история межрели­гиозного диалога насчитывает сотни и даже тысячи лет, его нынешняя "вынужденная" активная фаза является от­носительно новым явлением, берущим свое начало при­близительно с конца 80-х годов прошлого столетия.

Одной из главных причин трансформации сущности и характера межрелигиозного диалога стали изменение международного порядка, а также появление новых куль­турных, этнических и исторических реалий, во многом связанных с религиозным наследием человечества в целом.

Следует заметить, что диалог между религиями, не­смотря на всю его сложность и неоднозначность, может стать умиротворением, некой надеждой и, если угодно, утешением для многих народов. В свете изменчивости су­ществующих глобальных угроз он приобретает еще боль­шее значение. Сегодня это понимают многие последова­тели разных религий и верований, которые находят клю­чи к построению новых межцивилизационных "мостов" в своих трудах и учениях, оставляя вне рамок этого диало­га принципиальные и кардинальные противоречия между религиями.

Последовательное изучение религиозных текстов показывает, что почти во всех религиях имеются положе­ния, позволяющие ведение диалога. Ислам в этом отно­шении не является исключением, и на страницах Свя­щенного Корана особое место уделяется воспитанию терпимости к лицам, придерживающимся иных религиоз­ных взглядов и мировоззренческих позиций. Призыв к тер­пимости по отношению к инакомыслию выражается в Коране в разных формах. В одних аятах подчеркивается, что религия носит добровольный характер и не признает принуждения: "Нет принуждения в религии" (Коран, 2:256); "Скажи: "истина - от вашего Господа. Кто хо­чет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует" (Ко­ран, 18:29).

В других аятах упоминается о том, что мусульмане будут подвергаться обидам от последователей других ре­лигий, но эти обиды следует великодушно прощать: "По­сле того, как прояснилась им истина, многие из людей писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и будьте великодушны" (Коран, 2:109).

В некоторых местах писания перечисляются отдель­ные похвальные качества последователей других религий: "Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим являются те, которые говорят: "Мы ­христиане". Это потому, что среди них есть священни­ки и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия" (Коран, 5:82); "Среди людей писания есть та­кой, который вернет тебе целый кантар, если ты дове­ришь его ему" (Коран, 3:75).

Помимо этого, Коран предписывает мусульманам не отказывать в убежище тем, кто ищет его у них, если да­же они не исповедуют ислам: "Если же какой-либо мно­гобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха" (Ко­ран, 9:6).

Наконец, одним из проявлений веротерпимости в исламе является дозволение жениться на иудейках и христианках, а также употреблять в пищу мясо живот­ных, зарезанных "людьми писания": "Сегодня вам доз­волена благая пища. Еда людей писания также дозво­лена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам доз­волены целомудренные женщины из числа уверовав­ших и целомудренные женщины из числа тех, кому писание было даровано до вас" (Коран, 5:5).

Мусульманские ученые отмечают, что ислам запре­щает несправедливо наносить обиду в любой форме тем, кто не исповедует ислам, в том числе - покушаться на их достоинство, имущество или жизнь. Предписания, содер­жащиеся в Коране и Сунне, целиком направлены на обес­печение мира и согласия в обществе, установление диа­лога и взаимопонимания между различными культурами и цивилизациями, а также устранение любых факторов, дестабилизирующих ситуацию в социуме любого уровня. Согласно кораническому учению, диалог между нациями и культурами является одной из главных целей сотворе­ния различных народов и племен: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга" (Коран, 49:13).

Последовательное изучение религиозных текстов приводит нас к пониманию некоторых принципов, на ко­торые должен опираться диалог между религиями и куль­турами.

Во-первых, признавая свободу собственного выбора, мы должны признать и свободу других индивидуумов, ведь ислам порицает принуждение в любых его проявлениях.

Во-вторых, отношения между участниками диало­га должны складываться на основе принципа справедли­вости: "Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ" (Коран, 60:8).
В-третьих, ислам призывает уважать собеседника во всем своеобразии его личности. Уважительное отношение к чужой точке зрения является одним из проявлений уни­версализма коранического учения (Коран, 16:125).

В-четвертых, для осуществления конструктивного диалога религии должны вступить в социальные отноше­ния, доступные обоюдному осмыслению (Коран, 49:13). Достижение взаимопонимания возможно только тогда, когда стороны правильно определяют ценностную ори­ентацию оппонентов, и чем больше чужие ценности от­личаются от наших собственных, важнейших для нас ценностей, тем труднее нам осмыслить их силой вообра­жения.

И, наконец, в-пятых, для достижения позитивных результатов диалог между религиями должен быть направ­лен на разрешение насущных проблем, стоящих перед че­ловечеством. Бессмысленно и даже опасно объявлять це­лями диалога нивелирование различий между культурами или объединение религий.

По мнению мусульманского исследователя И. Ибра­хима, суть диалога должна заключаться в том, чтобы его участники помогали друг другу в противостоянии повсе­местно проявляющимся преступлениям и порокам. К их числу автор относит социальную несправедливость, раз­нузданный материализм и моральное разложение, воен­ный, политический, экономический и культурный коло­ниализм, столкновения между расами и нациями, граж­данские войны и геноциды, отсталость, болезни, прене­брежение правами человека, загрязнение окружающей среды, терроризм, экстремизм и т.п.

Соперничество между религиями, как отмечает про­фессор Р.Я. Алиев, должно базироваться на стремлении указать людям более правильный путь, ведущий к всесто­роннему совершенствованию личности и ее духовному прогрессу, свободному от страха перед темными силами; на том, что приближает людей к Богу.

Выработка концептуальных основ межрелигиозного диалога - сложный и длительный процесс. В некоторой степени он осложняется быстро меняющейся социально­-политической картиной мира и новыми цивилизационны­ми вызовами. В таких условиях большое значение приоб­ретает опыт регионов, имеющих богатые традиции веро­терпимости и сотрудничества между различными религи­ями. Эти регионы, одним из которых является Азербайд­жан, испокон веков находящийся на стыке цивилизаций, культур и религий, могут служить ориентиром для даль­нейшей теоретической разработки и практического при­менения основ диалога, от успешной реализации которо­го во многом зависят сохранение культурного многообра­зия планеты и будущее мировой цивилизации.

Эльмир Кулиев, переводчик Корана.
Материал предоставлен центром исламоведческих исследователей "Иршад"
Азербайджан, Баку