Нет тела — нет проблемы?
04.12.2010
«Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна: тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого».
Екклесиаст
Издание «Русский репортер» опубликовало серию статей о трагедии, произошедшей на Северном Кавказе в станице Кущевской. Там погибло много людей из-за бандитского беспредела. Журналистское расследование выявило, что не только эти зверские убийства были элементом запугивания, но в станице и вокруг нее имела место следующая практика: также с целью запугивания родственников людей, погибших от рук мафии, взрывались, сжигались или иным способом уничтожались могилы погибших.
«Русский репортер» делает печальные выводы: такая атмосфера запугивания является не частным случаем, а системным явлением.
Я, однако, хотел бы остановиться на неуважении к телам умерших людей. Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в прошлом был задокументирован случай пожилого петербуржца, г-на Ильичева, которого сын поместил по совету психиатров в психоневрологический интернат. Об этом писало Интернет-издание «Ичкерия.инфо», случай освещался различными телеканалами. Вскоре после помещения в психоневрологический интернат тот пожилой человек умер, хотя, как утверждал сын умершего, этот пожилой мужчина пришёл в психинтернат «на своих ногах».
Сыну сообщили о смерти его отца, он своевременно приехал забирать тело вместе с родственниками. В морге психоневрологического интерната ему выдали тело, обглоданное крысами. Сын возмутился, обратился с жалобой в соответствующий комитет Администрации Санкт-Петербурга. Там провели проверку и вынесли лишь взыскание директору психоневрологического интерната. Но директор психинтерната так и остался работать на своем посту. Уголовное дело по факту небрежного обращения с телом умершего петербуржца так и не было возбуждено.
Известный историк Анатолий Прокопенко в своей книге «Безумная психиатрия», основанной на архивных документах, описал становление первой психиатрической клиники в СССР, в которой стала широко применяться «карательная психиатрия».Это была Казанская тюремная (лагерного типа) психиатрическая больница. Курировали ее только высшие чины Народного комиссариата внутренних дел и Прокуратуры СССР. В начале 40-х годов там умерло много людей. В соответствии с инструкциями тела умерших не выдавались родственникам.
В Ленинградской области у Санкт-Петербургской городской психиатрической больницы № 1 имени Кащенко было свое собственное кладбище в прошлом, где хоронили пациентов этой психлечебницы. Большинство пациентов были похоронены под деревянными табличками с номерами, без фамилий и имён. Ситуация изменилась только после многочисленных протестов правозащитников и после показа кладбища в 2005 году телеканалом НТВ в программе «Максимум».
Оппозиционные веб-издания неоднократно сообщали, что семья Масхадовых требует выдать тело Аслана Масхадова, Президента республики Ичкерия. Его родственники заявляли, что с момента убийства прошло много лет. Однако руководство Российской Федерации так и не выдало им тела Аслана Масхадова для захоронения. Напомню, что Аслан Масхадов был убит представителями российских силовых структур 8 марта 2005 года в чеченском селении Дойкур-Эвл. Об этом сообщали различные веб-издания.
А.В. Литвиненко, убитый в Великобритании, также не мог быть похоронен родственниками в соответствии с его просьбой. Он принял перед смертью Ислам и просил похоронить его тело по мусульманскому обряду. Требование А.В. Литвиненко не было выполнено, т.к. труп,как зараженный радиоактивным веществом, был похоронен в специальном контейнере.
Современная биологическая психиатрия приучила миллионы людей смотреть на человека, как на тело, как на «кусок мяса», признав Душу - человеческой иллюзией. Разумеется, если смотреть с такой точки зрения, то к умершему телу и нужно относиться небрежно. Но если тело — это, образно выражаясь, «сосуд для души», то к нему нужно относиться уважительно.
Неуважение к телам умерших является вопиющим нарушением прав человека...
Его следует рассматривать, как унижающее достоинство обращение в отношении родственников умерших, нарушающее статью 3 Европейской Конвенции о защите основных прав и свобод человека.
Я давно поднимаю тему, которую обсуждаю в данной статье, и глубоко уверен, что правозащитная общественность России должна требовать от властей уважительного отношения к телам умерших в тюрьмах, психиатрических больницах, психоневрологических интернатах и к телам погибших в результате боевых действий. Их тела должны выдаваться родственникам. Не делать этого означает презреть все писанные и неписанные религиозные православные или мусульманские каноны.
Иван Маркелов
|