РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Обращение экс-министра по правам человекa в Чехии к Председателю Правительства Словацкой Республики госпоже Ivete Radicovoi

19.11.2010

   
Уважаемая госпожа Премьер-министр,
в первую очередь позвольте Вас поздравить с вступлением в должность, в рамках которой Вы можете хотя бы частично реализовывать замыслы со времен "Бархатной революции" и сделать для Словакии много хорошего. Я также рад тому, что Ваша политическая репрезентация является для нас хорошим примером, и Вы стали первой женщиной премьером, в то время как в  новом правительстве Чехии нет ни одной женщины. Искренно желаю Вам успехов, хотя знаю, что в нынешнее, довольно изменчивое экономическое и правозащитное время это Baм будет даваться с трудом.

Госпожа Премьер, обращаюсь к Вам по факту экстрадиции из-за обвинения в совершении уголовного преступления в странe происхождения Али Ибрагимова и Анзора Чентиева, граждан Российской Федерации, чеченской национальности. На данный момент оба находятся под стражей. Дело было передано в Европейский Суд по Правам Человека, номер заявления: 21022/08  и 519464/5, постановление по делу принято 23 октября 2010. В дело в последствии вмешались международные авторитетные деятели из области прав человечекa и заявили о своем протесте, чеченцев нельзя выдавать России.

В первой неделе ноября ко мне по этому делу обратились Имран Эжиев и Хана Деметерова. Я встретился с ними, после встречи с ними мы вместе посетили город Братиславу, где во-время дискуссии с дисидентами Наталией Горбаневской и Виктором Файнбергом мы решительно высказались против выдачи чеченцев Российской Федерации. На протежении всего этого визита и в последствии я говорил с вице-премьером  Словацкого Правительства Rudolfom Khmelom, министром юстиции Luciei Zhitnianskoi, госсекретарем министерства юстиции Mariei Kolikovoi и другими. Я нашел полное понимание и огромное желание с их стороны решить этот сложный вопрос как можно быстро и корректно. Я связался также с адвокатом, который представляет интересы чеченцев Martinom Shkamloi.
Результатом этой поездки было принятое решение незамедлительно заявить в Европейский Суд по правам человека на принятие скорейших мер,  так как появились новые факты, на  основaнии которых Европейский Суд по Правам Человека беспрецедентно изменил свое решение по поводу отказа в жалобе. 15 ноября 2010, Европейский Суд по Правам Человека  принял предварительные меры, номер заявления: 65916/10, которыми обязывает Словацкую Республику не выдавать Али Ибрагимова и Анзора Чентиева в Российскuiu Федерацию, до последующих действий.

К новым обстоятельствам относятся множественное подтверждение o повышенном риске и угроза убийства этих чеченцев после возвращения в страну происхожедния. Серьезные процессуальные ошибки во-время их защиты в Словакии, незаконный срок пребывания в заключении под стражей, и плохое состояние здоровья обоих задержанных. Господин Чентиев потерял левый глаз в результате бомбежки в Чечне в 2000 году, в голове и руках у него остались осколки, которые невозможно было прооперировать в тех условиях. У господина Ибрагимовa больше чем 15 лет открытая язва  в желудке. К этому во время 4,5 годичного заключения в Кошице и Леопольдове  добавились и другие медицинские проблемы, связанные с огромным психическим давлением длительного заключения и разными результатами судебных процессов, которые решали его судьбу в смысле „выдавать или не выдавать“.

Из приведенных мною выше фактов и следует моё предложение присвоить  этим пострадавшим господам гуманитарное убежище.

Я понимаю, что полностью ответственным за эти ошибки является прошлое правительство и Вам досталось это дело «по наследству». Теперь судьбу этих господ будет решать Ваше Правительство. Присвоением гуманитарного убежища  этот проблематичный случай был бы решен таким способом, который с моей точки зрения был бы приемлемым и высоко оценим международным правозащитным сообществом.

Госпожа Премьер-министр, позвольте мне коротко высказаться  о нынешней ситуации в России, используя опыт, который я получил в последние годы в качестве министра по правам человека в обоих правительствах, а также во время чешского председательства в ЕС.

Обе наши республики имеют исторический опыт с Россией как со страной, которая продвигает свои политические и экономические интересы, часто используя силу власти. Русские считают себя частью Европы, на этом и построены все важные политические встречи российских политиков с представителями западных стран. Русская культура безусловно близка нам, но было бы неправильным считать Россию однородной страной и забывать культурные и общественные особенности других представителей ne по-русски  говорящих жителей этой огромной и стратегически важной страны. Результатом диаметральных отличий национальных культур стало  длительноe подавление народного идентитета в Царской России, Советском Союзе и сейчас к сожалению, в истории Российской Федерации.¨

Право народов на самоопределение, политические права населения, свобода религии, право не быть дискриминированным из за своих принципов и этнического происхождения, свобода слова, и прежде всего право на человеческое достоинство, которое является излучающим ядром цивилизации и социального прогресса, от которого и исходят все права, - и которым они измеряются -это все предпосылки, формирующие демократическое государство 21 века. Если мы говорим о модернизации России, то она поставленa на прагматичном и часто на пренебрежительном отношении к народным меньшинствам. Центральные органы пытаются навести порядок в таких областях как Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия с помощью усиления полномочий местной власти. Пока этот подход не будет осуществлен в строгих, четких  демократических и прозрачных условиях, а  лучше всего под наблюдением международных обозревателей, нависает опасность злоупотребления власти и воцарения местного деспотизма, которые полностью выйдут из под контроля центральной власти.

Конкретно, в Чечне, к сожалению, это случилось. Поддерживаемый Москвой  президент Кадыров установил настоящую тиранию в отношении местного населения, которое постоянно находится в страхе от вооруженных групп, приученных малейшее проявления несогласия с режимом Кадырова подавлять жестокими репрессиями. Стало это после того, когда военный конфликт в Чечне закончился и Россия приступила к так называемой нормализации обстановки. Несмотря на провозглашенные амнистии все чаще доходит к очевидному нарушению человеческих прав, в особенности к похищению мирного населения, пыткам, изнасилованиям, нечеловеческому и унижающему обращению со стороны государственных и негосударственных силовых структур, а также к намеренно жестоким убийствам. Пока  политическое руководство Российской Федерации окончательно не распрощается с тактикой жестокого правления Кадырова и элементами царско-большевистской империальной политики, оно не должно иметь место в 21 веке в современной демократии. Если не будет запланировано экономическое развитие Северо-Кавказского региона, в совокупности с развитием в области человеческих прав и установлением элементарной гражданской уверенности, это не принесет желаемых результатов.

В начале мая 2010 года меня в Праге посетила госпожа Светлана Ганнушкина,  обратившись ко мне с просьбой, чтобы наша республика неукоснительно и мгновенно прекратила  как депортацию, так и выдачу этнических чеченцев в Россию, учитывая беспрецедентное нарушение человеческих прав со стороны государственных органов в Чеченской Республике. Она рассказала мне о шокирующих фактах, которые стали будничной реальностью современной Чечни и после  возвращения в Москву мне написала  письмо о дальнейших перспективах, которые бы по её мнению ждали чеченцев после принудительного возвращения домой из Чешской Республики в Российскую Федерацию.

Такие, а иногда еще и более бесчеловечные факты и свидетельства о катастрофе в области прав человека  на Северном Кавказе находят свое подтверждение в докладах министерства иностранных дел США, УВКБ, независимыми журналистами, многими известными правозащитными организациями как Мемориал, Амнести Интернашионал США, Американская Ассоциация Евреев из постсоветского пространства, и конечно же Советом Европы. Нынешний министр иностранных дел Карел Шварценберг, отметил что ситуация на Кавказе намного серьёзнее чем многие предполагают. Шварценберг апеллировал тем, что "если в 1948, 1968 годах многим из наших людей помогли и предоставили убежище в других странах, где они смогли создать безопасное существование, так и мы должны сейчас помогать".

Поэтому я  решил немедленно созвать Комитет по правам иностранцев и Правительственном совете по правам человека и начать исполнительный процесс, который привел к предложению постановления правительствa Чешской Республики, которым поручается "министру внутренних дел обеспечить, чтобы заявители на убежище  из Чечни или чеченского происхождения, которым в заявление было отказано, так как и другие представители национальных меньшинств из Чечни или чеченского происхождения, могли быть возвращены в Российскую Федерацию  строго только на добровольной основе".

Поддержку в пользу моего подхода выразили председатель подкомитета по правам человека Европейского парламента госпожа Хейди Хаутала, представители Совета Европы, Норвежского Хельсинкского комитета, организации "Мемориал", чеченские правозащитники  и многие другие.
 
Уважаемая госпожа Премьер-министр,  разрешите переслать Вам в приложении документы, которые детально разъясняют ситуацию и надеюсь что Вы поддержите мою инициативу о присвоение гуманитарного убежища этим господам.
 
С уважением,
Михаил Коцаб
Экс-министр по правам человекa в Чехии