Следовало ли вводить войска?
Вопрос, сформулированный социологами "Левада-Центра" и прозвучавший по поводу 11-й годовщины начала второй войны в Чечне, надо сказать, некорректный (зато, очень дипломатичный, не чета вопросу "Стоило ли нападать на Чечню?") Некорректный он с точки зрения морали. Особенно, если его задавать людям, которые из-за беспредела российской военщины в Чечне потеряли семьи, друзей, близких..., а таких в Республике каждый первый. Некорректным он показался бы и семьям российских воееннослужащих, погибших, во имя до сих пор непонятных целей.
Чтобы ответить на него, невольно надо задаться другими вопросами. Чего добивались и чего добились? Зачем это было нужно? Ответы можно найти в том же социологическом опросе. Левада-Центр выявил, что ситуация на Северном Кавказе, по мнению большинства, особо не стабилизировалась, что война нужна была для наживы Российского руководства и генералитета ("те, кто хотел "поживиться" на этой войне - формулировка "Левада-Центр" ), что улучшений в ближайшем будущем не предвидится.
Пессимистично. Но зато правда. Повод для пессимизма есть. Достаточно проехать на любом виде транспорта от Грозного до Москвы или погулять по столице России, чтобы понять, что Чечня в глазах рядовых россиян так и не стала частью РФ. Чеченцы - это самые настоящие иностранцы в самом плохом смысле этого слова.
Иностранец - это вообще почти ругательное слово в России. Для примера попытаемся вспомнить страну к которой Россия относится дружественно. Армения разве, и та под вопросом, потому как быть "хачиком" в России, значит быть в группе риска.
Меньше рискуют прибывшие в страну чудес из дальнего зарубежья. Их хоть и не любят, но чаще оставляют в покое. Они белые, богатые и к тому же под защитой Её Величества или "дяди Сэма". Правда с них дерут втридорога за посещение музеев и галерей... Хоть что-то надо ведь сделать на зло.
Граждане России чеченской национальности тоже платят, но в других местах. Например, отдают свои деньги чиновникам за регистрацию или за получение паспорта. Служащим доблестной милиции платят за то, что он потрудился махнуть полосатой палочкой, среагировав на номерной знак с цифрами 95. А что приходится пройти тем, кто пытается наладить свой бизнес...
Если чеченец и обойдется обойдется без взятки, то без словесной перепалки с чиновниками (служащими, просто бабой Тоней) или молчиливой демонстрации их неприязни никак. Есть явный настрой и разделение на "ваших" и "наших". Вспомните недавние события в летнем лагере для детей, вспомните стычку в Кондопоге.
Словом, или иностранцы или граждане второго сорта, что, учитывая отношение к иностранцам, в принципе, одно и то же.
Однако, вернемся к изначальному вопросу. Задавали его россиянам. Живущим в Чечне, скорее всего, на него отвечать не пришлось. Поэтому далекое от чужой боли большинство (цифры, в зависимости от времени проведения опроса колеблются между 30 и 50 проц.) высказалось за то, что война была необходима. Примерно такой же процент удовлетворился бы "просто закрытой границей". Но высказавшихся и за то, и за это можно, и даже нужно, обьединить. Так как смысл их ответа примерно тот же - для обывателя России мы чужие. Говоря словами Борисa Ельцинa, хорошие чеченцы - мертвые... или за стеной. Отсюда пессимизм, который не исчезнет пока в головах россиян не произойдет существенных перемен. Пока они не научатся жить в мире и согласии с соседями, и сами с собой. Более научным языком - пока не произойдет становление гражданского общества, которое разделяет демократические ценности, а не подчиняется Кремлёвскими технологами выдуманной концепции "у нас свой путь и своя, особaя, демократия".
Руслан Алиев для Чеченпресс
|