РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Докка Умаров в американском «списке террористов»: анализ и прогнозы

 

Внесение правительством США Докки Умарова, провозгласившего себя амиром Северного Кавказа, в список террористов, является закономерным этапом усилий российских спецслужб по дискредитации национально-освободительного движения чеченского народа конца XX – начала XXI столетий. Однако усилия самого Докки Умарова и стоящей за ним группировки во главе с братьями М.Удуговым и И.Умаровым, предпринятые в этом направлении, не менее значительны. Через 2,5 года со дня провозглашения ИК можно со всей определенностью сказать: предупреждения Ахмеда Закаева и других чеченских политиков и общественных деятелей об истинной цели этой провокации, досконально подтвердились реальным развитием дальнейших событий. Как известно, Председатель Правительства ЧРИ А.Закаев на момент провозглашения ИК занимал пост главы МИД ЧРИ. Узнав заблаговременно о провокационном проекте «Северо-Кавказский Эмират» («Имарат Кавказ»), в котором были задействованы братья М.Удугов и И.Умаров, а также ряд других лиц, А.Закаев выступил с заявлением, в котором, в частности, указал:

«Ни отделение от республики ее ингушской части в 1991 г., ни последовавшие террористические вылазки до начала войны 1994-96 гг., ни убийства легитимных лидеров, ни оккупация значительной территории с последовавшими этническими чистками не смогли помочь России расправиться с волей чеченцев к свободе и их государственностью, которая базируется на положениях Конституции ЧРИ от 12 марта 1992 г.

На этот раз план преступного режима Кремля заключается в том, чтобы через своих агентов влияния, спекулирующими религиозной риторикой, убедить Президента ЧРИ провозгласить себя эмиром Северо-Кавказского Эмирата и от имени мусульман Кавказа объявить войну всему миру

Такого рода шаг со стороны Докки Умарова, по замыслу Москвы, призван положить конец существованию Чеченской Республики Ичкерия. С одной стороны, это должно увести российское руководство от уголовной ответственности за военные преступления против чеченского народа, а с другой, из-за отсутствия самого субъекта снять неудобную чеченскую тему для неизбежных дипломатических и политических дискуссий с Западом по поводу предстоящего после решения косовского вопроса присоединения Россией к себе Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.

Само провозглашение Эмирата, пусть и голословное, поможет российскому руководству мобилизовать еще больше сил для геноцида народов Северного Кавказа, все более активно выступающих за свои национальные и религиозные права. «Северокавказский Эмират» призван сыграть провокационную роль, которую сыграл в свое время Конгресс народов Чечни и Дагестана, способствовавший вторичному вторжению российских войск в Чечню. В подготовке операции «Эмират» с чеченской стороны задействованы те же лица, которые учреждали этот Конгресс.

Провозглашение «Эмирата» и наступающая необходимость борьбы с ним одновременно во всех республиках Северного Кавказа должны также значительно облегчить задачу Кремля по укрупнению регионов, формируя соответствующую политическую подоплеку. Данная провокация будет использована еще в контексте т.н. думских и президентских выборов в России, призванных обеспечить преемственность преступного режима.

В международном плане операция «Эмират» в лишний раз позволит Москве запланированное убийство народов Северного Кавказа подвести под глобальную войну с Аль-Каидой, заглушая тем самым возможные голоса критики и сострадания со стороны международного сообщества. Очередной всплеск насилия на Северном Кавказе и сопутствующий этому ввод дополнительных войск органично вписываются в план России окончательно отказаться от ДОВСЕ».

Разбирая это заявление, мы можем сказать, что каждый его пункт впоследствии полностью реализовался. Во-первых, была предпринята кардинальная попытка вывести из политического обсуждения само понятие «Чеченская Республика Ичкерия», и только решительные действия чеченских политиков во главе с А.Закаевым не позволили довести этот преступный замысел до конца; Во-вторых, репрессии и террор российских спецслужб и вооруженных пособников оккупационного режима в республиках Северного Кавказа приобрели не только массовость, но и небывалый доселе цинизм, «оправдываемый» тем, что они ведутся не против национально-освободительных сил, а против «террористов» и «религиозных экстремистов». Следует при этом особо отметить, что этому в значительной степени способствует целенаправленная идеологическая, информационная и терминологическая направленность на сайтах М.Удугова, полностью подтверждающая пропагандистские установки Кремля. В-третьих, резко усилив – под предлогом «борьбы с терроризмом» – свою оккупационную группировку на Северном Кавказе, Россия в августе 2008 года вторглась в Грузию и аннексировала часть ее территории. В-четвертых, оправдался и прогноз относительно «укрупнения регионов» – в январе текущего года указом российского президента был учрежден «Северокавказский федеральный округ» с включением в его состав всех «проблемных» с точки зрения Кремля республик Северного Кавказа. И, наконец, официальное внесение Докки Умарова в список террористов в Вашингтоне, общепризнанной столице западного мира, поставило точку и в «международном имидже» ИК, который теперь рассматривается Западом как часть «глобальной террористической сети Аль-Каиды».

Если провозглашение «Северокавказского Эмирата» («Имарат Кавказ») способствовало реализации как тактических, так и долговременных целей России на Кавказе (включая и его южную часть), то вполне обоснованным и, более того, единственно допустимым выглядит убежденность А.Закаева в том, что ИК является совместным проектом ФСБ России и некоторых подконтрольных ей группировок, до сих пор позиционирующих себя как «врагов России». Именно эту убежденность недвусмысленно высказал А.Закаев в одном из своих интервью на «Радио Свободы»:

«Российское государство всегда стремилось к тому, чтобы мы отошли от политических и правовых позиций и перевели противостояние на позиции чисто религиозные. Делается это для того, чтобы, используя религиозный фактор с сопутствующими ему разногласиями и разобщением, заменить им политику и тем самым выбить фундамент нашей государственности.

То, что мы обнаруживаем и наблюдаем сегодня, – это стремление, используя спекуляции на религии, заставить чеченский народ свернуть с выбранного им пути к свободе. В нашей стране существовали различные силы, по опыту деятельности которых мы можем привести ряд примеров. Например, с так называемым «ваххабитским движением» в Чечне. Впервые это идеологию в Чечню принес Дениев Адам, который позже, сидя в Москве на телепередаче на НТВ, которую и я видел, заявлял, что он полковник ФСБ и что он этим званием очень гордится. Я это говорю к тому, чтобы напомнить, откуда идут попытки разрушить единство чеченского народа, используя религиозную демагогию.

Сегодня, в сделанном мною заявлении речь идет об очередной специально разработанной операции под название «Эмират». Главная цель это операции – добиться того, чтобы руками Президента сражающегося народа Докки Умарова ликвидировать фундамент независимости нашего государства и изменить его форму. Их устраивает любое изменение формы нашей государственности, лишь бы мы ушли с правовых позиций…

Обстановка вокруг Докки Умарова сегодня такова, что на него пытаются оказать влияние определенные люди. Эти люди заявляют, что если он не сделает так, то молодежь, вливающаяся в ряды Сопротивления, будет считать его чуть ли не отклонившимся от Ислама. Но я хочу снова обратить внимание, что в реальности речь идет не о создании Эмирата или Халифата. Сегодня России очень нужно создать такую ситуацию, чтобы появилась возможность для удушения народов, двигающихся на пути к свободе.

Для российской стороны появится возможность уничтожать любого человека, совершающего молитву, стремящегося к свободе или  думающего о свободе, потому что в запланированной операции провозглашение Кавказского Эмирата должно сопровождаться и объявлением войны всему миру, в том числе и совместно с организацией Аль-Каида, преследуемой во всем мире. После  реализации этого сценария, у Путина будет возможность открыто заявить претензии к тем, кто добивается урегулирования на Кавказе. Он может сказать им, мол, «что вы от меня хотите, поддержки Эмиратов или Халифата от моря до моря…? Халифата, который объявил войну в том числе и Западу?». И после этого Кремль сможет заткнуть любой критический голос, раздающийся с Запада».

То, что в отношении действий России в Чечне и на всем Северном Кавказе Запад, в целом, занимал критическую позицию, являлось для России большой политической проблемой. Критикуя Россию и не признавая тех мероприятий, которые Кремль проводил для легитимизации своей геноцидной войны в Чечне (имитации всякого рода «выборов», «референдумов» и т.д.), Запад был вынужден применять в отношении чеченского и позже северокавказского Сопротивления такие определения как «борцы за независимость», «повстанцы», «партизаны» и т.д. Политические обозначения тех или иных сил очень важны в практике международных отношений, поскольку звучание термина в устах того или иного политика или политической группы есть ясный сигнал, показывающий их отношение к тем, кого обозначают данным термином. Одно дело, если чеченских бойцов и их лидеров в Вашингтоне или Брюсселе называют «борцами за свободу» и совершенно другое, когда их называют «террористами». В последнем случае не приходится рассчитывать на политическую или информационную поддержку. Более того, такую поддержку со стороны Запада будет получать та страна, которая декларирует «борьбу с терроризмом», то есть Россия. Это и являлось одной из главных целей Москвы в разработанной российскими спецслужбами проекте «Эмират». Поэтому с политических позиций занесение Докки Умарова в США в список террористов является не просто «пустой декларацией», как пытаются представить удуговские сайты, а очень важным моментом для судеб чеченского народа и его многовековой борьбы за национальное освобождение.

Именно это и подразумевал А.Закаев, когда он решительно отмежевалсяот от проекта «Эмират» и объяснил свое заявление таким предупреждением:

«Я сделал это заявление потому, что дело, которое затеяно с целью провозгласит Исламское государство, с одной стороны, не согласовано ни со стремлением народа, ни с положением в мире, ни с соображением реальной пользы для наших бойцов. С другой стороны,  оно способно обернуться для нашего дела большим, очень большим злом.

По этому поводу с моей стороны были обращения к Докке, с предупреждениями о том, что это может случиться, и что, возможно, будут предприняты попытки реализовать данный сценарий. После поступления к нам данной информации, обнаружилось, что автором подобной концепции с таким же названием «Кавказский Эмират» был Мовлади Удугов. Его брат, Умаров Иса, после подготовки этой концепции, работал над тем, чтобы настоять на ее озвучивании Доккой.

Подозрения, возникшие ранее, нашли свое подтверждение, потому что этими людьми, перед началом Второй войны, была создана структура «Конгресс народов Чечни и Дагестана», в которой, хитростью, для ширмы, используя во главе Шамиля Басаева, действиями этих людей были реализованы цели России, то есть были созданы условия и дан повод для начала Второй войны.

Поэтому и возникает сегодня вопрос: почему ни одно из дел этих людей, как бы они красиво не говорили про Ислам, не идет на пользу мусульманам? Их пятнадцатилетние эксперименты над народом в первую очередь шли на пользу тем, кто хотел разрушить Государство чеченского народа. Далее это продолжаться не может и не допустимо...

Более того, это попытка лишить перспектив, отрезать от мира и кавказских народов участников военного Сопротивления, которые несут на себе самые большие тяготы и лишения вооруженной борьбы, представив их каким-то абреками, ведущими войну без ясных намерений и целей. Бесцельная война не совместима с Исламом. В любом деле должны быть намерения. По моему мнению, это вероломство по отношению к нашим бойцам, и выступить против него – мой долг и долг любого, кто участвует в нашем общем деле. Данные обстоятельства послужили причиной сделанного мною заявления».

Чеченский правозащитник и публицист Майрбек Тарамов приводит интересный документ, составленный российскими аналитиками и показывающий, что провозглашение Имарата Кавказ с одновременной декларацией об упразднении Чеченской Республики Ичкерия имеет, по крайней мере, десятилетнюю историю.  Вот что пишет по этому поводу Майрбек Тарамов:

О существовании кремлевско-лубянского проекта «Эмират» чеченцам было известно давно, более десяти лет назад. Тогда, в 1997 году, на собрании в офисе «Исламский порядок» Мовлади Удугов – руководитель этой организации, изгнанный с поста министра иностранных дел ЧРИ, самолично зачитал конфиденциальный документ ФСБ под названием «СПЕЦМЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОЧАГОВ СЕПАРАТИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ».

А вот и сам документ:

«Геополитические процессы, охватившие огромные куски территории мира, все отчетливее обозначают линию противостояния двух цивилизаций – христианской и мусульманской. Кавказ находится на переднем крае этого мирового разлома и в 21 веке ему отведено место важнейших политических и военных сражений. Объективная реальность подталкивает католическо-протестантский мир к союзничеству с Россией перед исламской угрозой, которая все активнее проявляется в различных частях земного шара.

Наша проблема – Чечня. Мы должны сделать ее проблемой для наших потенциальных союзников. Наша задача состоит в том, чтобы разъяснить и продемонстрировать всю опасность исламско-террористического образования, которое претендует на собственную государственность. Понятно, что появление и укрепление такого государства, станет проблемой и для стран Запада, которые подвергли долларовой экспансии Закавказье и Среднюю Азию для последующего закрепления своего политического присутствия в этих регионах. Понятно также, что в нестабильный регион деньги не вкладывают. Следовательно, мы вправе ожидать от наших Западных союзников понимания и поддержки наших действий в Чечне по стабилизации ситуации и управлению процессами, проходящими на Северном Кавказе».

Тот же Удугов совместно со своим братом Исой Умаровым приложили огромные усилия для того, чтобы реализовать содержание процитированного документа. Теперь, после объявления в США Докки Умарова террористом, Россия действительно может рассчитывать от своих Западных союзников «понимания и поддержки наших действий в Чечне по стабилизации ситуации и управлению процессами, проходящими на Северном Кавказе».

Примечательно, что провозглашение ИК и подготовка к этой преступной акции проводилась ее инициаторами в тайне от рядовых бойцов и командиров среднего звена чеченского Сопротивления. Об этом убедительно свидетельствует признание одного из зачинщиков провозглашения ИК Анзора Астемирова  

«При первой же возможности я написал письмо амиру Абу Усману (Докку Умарову), в котором призвал его отречься от демократии и закона тагута, поднять только исламское знамя без примесей ширка. Я также написал ему, что для принятия такого решения не нужно собирать маджлис, т.к. ответственность за это полностью лежит только на нем. Он в первую очередь ответственен за свою душу и ее спасение в Судный день, а только потом — за жизни подчиненных и военное планирование. Ему самому придется отвечать за это перед Аллахом Всевышним».

Обильная религиозная риторика в этом отрывке не должна никого обманывать, потому что присягать правителю (амиру) мусульман без предварительного совета с общиной или, в нашем случае с муджахидами», недопустимо. Так, опровергая слухи о том, что халиф Абу-Бакр назначен правителем, сподвижник пророка (с.а.с.) и впоследствии халиф, Умар сказал: «Не следуйте за тем правителем, кому присягнули без совета с мусульманами, и не следуйте за тем, кто ему присягнул» (передал Бухари). Этот хадис имеет свое четкое обоснование в Коране: «И советуйся с ними о делах» (3:159). Поэтому самопровозглашение Доккой Умаровым себя «амиром мусульман Кавказа» с одновременным упразднением ЧРИ абсолютно нелегитимно ни с точки зрения исламских канонов, ни с точки зрения правовой базы Чеченского Государства.

Именно это дает нам твердую причину заявить, что Докка Умаров, как бы не сложилась его дальнейшая судьба в персональном плане, с 30 октября 2007 года, то есть со дня публичного провозглашения им Имарата Кавказ, теряет все основания для отождествления его с национально-освободительной борьбой чеченского народа. Все законно избранные чеченские лидеры приняли достойную смерть в борьбе с нашим вековым врагом, и личная судьба Докки Умарова не способна нарушить эту героическую традицию.

МИД ЧРИ.
Центр политического анализа и прогнозирования «Таллам»