РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Кровавые трагедии - как способ защиты «российских интересов»

CHECHENPRESS. 25.04.2010 г.

 

Трагедия за трагедией преследуют Россию в последние две недели... Сердце противится холодному препарированию событий, сопряженных с бессчетными смертями и увечьями. Но выводы «ума холодных наблюдений» еще более неутешительны...

Особенно — о московской трагедии и о событиях, ее окружавших.

 

Ковер-самолет Доку Умарова

Из официальных источников известно, что 29 марта две террористки-смертницы подорвали себя на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» (специально выбирали обе станции для вящего символизма?). Имя одной было названо на следующий день — 17-летняя Дженнет Абдурахманова, «вдова лидера дагестанских боевиков Умалата Магомедова (Аль-Бара), уничтоженного в ходе спецоперации 31 декабря 2009 года»

(http://www.kasparov.ru/material.php?id=4BBEB7F7D2145 ).

Имя второй официальные каналы новостей назвали лишь спустя неделю: Марьям Шарипова. Обе — уроженки Дагестана.

Об обеих пишет подробно российская «Новая газета» (та самая, где работала Анна Политковская и был замглавного редактора Юрий Щекочихин). Абдурахманова — дочь «женщины со странностями». По словам соседей, ее мать «могла выскочить на улицу раздетой или пуститься в пляс посреди базара, где торговала семечками»; отец оставил семью, когда Джанет была совсем маленькой. Брат матери пил. Джанет окончила медресе и больше года назад вышла замуж за Умалата Магомедова. Его убили 31 декабря 2009. «После его ликвидации Джанет вызывали, допрашивали, фотографировали. Потом она пропала. Следствие утверждает, что она приехала в Москву на автобусе, и даже вроде бы водитель ее опознал. А в селение, где она жила, никого не пропускают. Соседям и немногочисленным родственникам пригрозили: будете общаться с журналистами — наживете себе проблемы». По словам соседей, 2 апреля у матери взяли анализ ДНК, а потом «приехали люди, сказали, из Москвы, и увезли на опознание. Уже неделю ее (мать) никто не видел». http://www.novgaz.ru/data/2010/038/14.html

О Шариповой «Новая» сообщила еще более разительные вещи.

Еще до официального объявления имени второй смертницы «Новая» поместила корреспондентский репортаж: на фотографии одной из «предполагаемых смертниц» житель селения Балахани Республики Дагестан Расул Магомедов, который уже 35 лет преподает в местной школе русский, узнал свою дочь, 28-летнюю Марьям Шарипову. Она окончила с отличием в 2005 Махачкалинский пединститут по двум специальностям: математика и психология; вернулась в родное селение и преподавала в той же школе; соавтор трех научных работ.

Как только знакомые Магомедова прислали ему на мобильник фотографию, он сам стал искать выходы на московскую прессу.

«Когда моя жена видела нашу дочь в последний раз, на ней был тот же красный платок, что на фотографии. Уже несколько дней мы не знаем, где она. Как она могла оказаться в Москве?!».

Магомедов рассказал, что 28 марта днем Марьям с матерью поехали в Махачкалу. А взрыв произошел в 9 утра 29 марта. Каким образом мог ее отправить из Махачкалы в Москву менее чем за сутки Доку Умаров, взявший на себя ответственность за теракты? На ковре-самолете, что ли? «Балахани — высокогорное селение на севере Дагестана. Туда не ходят рейсовые автобусы и маршрутные такси. Можно добраться только на попутке. Три часа езды по трассе, еще час — по грунтовой дороге».

И как мог после взрыва уцелеть «красный платок»?!

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/034/29.html

А вот продолжение, записанное со слов матери Марьям, Патимат, корреспондентом «Новой», Ириной Гордиенко, посетившей Магомедовых-Шериповых в дни их траура по дочери.

28 марта в 6 утра из Махачкалы позвонил отец Мариам (он уехал туда двумя днями раньше по делам): он находился в махачкалинском доме у главы администрации селения Балахани, и туда нагрянула милиция. Патимат и Мариам, забеспокоившись, выехали к нему. Пока добрались, Расул позвонил еще раз: всё в порядке, они все находятся в РОВД. Патимат и Мариам на маршрутке поехали в центр Махачкалы сделать кое-какие покупки. Мариам отлучилась в магазин напротив, попросив маму подождать пару минут. «Я осталась ждать. А через десять минут зазвонил мой телефон. Марьям сказала: 'Мама, я зайду к подруге, возвращайся домой сама, я вернусь позже', и разговор прервался. Я удивилась — номер был незнакомый. У Марьям не было мобильника, она пользовалась моим. Я начала звонить на этот номер, он был недоступен. Стала беспокоиться, походила вокруг еще около получаса, думала, дочь вернется. Начала обзванивать ее подруг, которые жили в Махачкале — никто не знал, где она. И только к вечеру я вернулась в селение. Каким образом Марьям могла оказаться в Москве, я не могу представить».

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/036/32.html

Ее двоюродная сестра рассказала, что «весь дом держался на Марьям. Она готовила, убирала, стирала на всю семью. И с матерью была в буквальном смысле неразлучна. Не могу поверить, что Марьям так просто могла бросить мать посреди Махачкалы».

Магомедов рассказал также, что в мае 2008 «дагестанские силовики» задержали одного из его сыновей, Ильяса. «Сначала его обвинили в хранении гранаты, потом в похищении человека, затем — в причастности к незаконным вооруженным формированиям. Около 8 месяцев велось следствие. Всё время он находился в СИЗО Махачкалы, где, по словам родственников, подвергался жестокому психологическому давлению и пыткам. Несколько экспертиз зафиксировали побои. Однако следствие так и не сумело ничего доказать. И районный суд оправдал его по всем статьям, кроме хранения гранаты, которую, по его словам, ему подбросили при задержании». Верховный суд Дагестана подтвердил это решение. «С тех пор мы постоянно под наблюдением, - цитирует газета показания Магомедова. Расула Магомедова много раз вызывали на допросы. А 4 марта заместитель начальника УФСБ Анвар Шамхалов лично приехал за Расулом Магомедовым в Балахани: якобы «есть информация, что его дочь Марьям — жена лидера джамаата Магомедали Вагабова».

Расул Магомедов сам подал в местную прокуратуру заявление об исчезновении дочери, «чтобы все дальнейшие действия проходили публично».

«Новая» дает сведения и о втором брате Мариам, Анваре, также названном «сообщником». С ним, «подавшимся в бега», связалась Ирина Гордиенко.

«Новая» сообщает, что Анвар Шарипов некоторое время действительно был связан с «радикальной исламистской группой из села Гимры», которую создал уроженец этого села Газимамед Магомедов. «С одной стороны, он участник первой чеченской», а с другой - «депутат Заксобрания и агент ФСБ». «Личной преданности от ваххабитов он добивался своеобразными методами: сначала выдавал человека силовикам, и те нещадно мучили его, а затем вмешивался в ситуацию и освобождал полумертвого парня. Освобожденный не знал, кто его сдал, но знал, кто его спас. Именно так произошло с Анваром в 2005. Его похитили в Махачкале сотрудники силовых структур, всю ночь жестоко пытали, подвесив за ногу к потолку. Наутро выбросили в лесу. А дальше произошел сбой. Анвар выяснил, кто стоял за его похищением, и порвал с джамаатом». В 2006 его амнистировали. И в 2007 он с семьей перебрался в Москву. Его жена даже платка не носит. (Газимамеда за его «фокусы убили его же лесные сподвижники»).

«Причастность братьев Шариповых к московским терактам вызывает сомнения и у некоторых сотрудников правоохранительных органов Дагестана. Все они подтверждают, что братья стояли на спецучете как приверженцы ваххабизма, но 'масштаб московских взрывов не их уровень'. Также они полагают, что 'их могли попросить отвезти сумку, а потом взорвать при помощи мобильного телефона. Ведь взрывы произошли именно на станциях, а не в туннелях, где не работает мобильная связь. А если основным мотивом у смертниц была месть, то для этого не надо ехать так далеко'”.

http://www.novgaz.ru/data/2010/038/14.html

Насчет Доку Умарова, взявшего ответственность за теракт, тоже большие сомнения. Журналисты указывают, что на фоне, на котором он выступает, трава слишком густая для этого времени года в горах. Кроме того, за полсуток до этой записи, прошедшей едва ли не по всем главным мировым СМИ (почему-то внимание этих СМИ к сайту кавказских «моджахедов» приковано только когда передают подобные признания, но никогда не показывают сообщений на этом же сайте о зверских расправах российских сил над мирными жителями кавказских республик!), была другая, показанная только по Первому Кавказскому телеканалу в Тбилиси. На ней представитель «эмирата Кавказ» заявляет о непричастности к теракту и о том, что это, скорее всего, дело российских спецслужб. Косвенно намекнул на эту же версию и представитель пророссийского парламента Чечни Дукваха Абдурахманов, заявив, что если российские силовики сразу, когда еще ничего не выяснено, взяли «кавказский след», обвинив весь народ в «терроризме», то он утверждает, что это сделали российские спецслужбы. По его словам, то, что террористам удалось пронести взрывные устройства в метро, свидетельствует об "абсолютной халатности соответствующих служб", а также "содействии работников правоохранительных органов" преступникам, виновным в произошедшем.

http://www.kasparov.ru/material.php?id=4BB2F53430804

После этого заявления тон российских официальных сообщений сразу изменился: вместо прямого указания на «Кавказ» стало звучать, что «террористы не имеют национальности».

Сомнения в официальной версии высказывает также известный политолог Вадим Белоцерковский, сделавший детальный анализ официальной версии. «Откуда у дознавателей информация о том, что именно эти женщины и производили взрывы? По посмертным снимкам голов шахидок? А как они могли узнать, какие головы кому принадлежали? Ведь в вагонах подземки могли сработать, например, подброшенные туда бомбы, дистанционно управляемые. От пресловутых поясов смертников не могло остаться никакого следа, а если бы их и нашли, то как можно было установить, что принадлежали они женщинам-террористкам с Кавказа? Причем именно тем, которые попали в объектив камер наблюдения».

http://www.kasparov.ru/material.php?id=4BB319471E988

 

Почему именно сейчас?

Сообщая о теракте, большинство не только иностранных СМИ, но даже многие российские, почти единогласно ставят диагноз: российская политика усмирения Кавказа - провалилась. Жестокость по отношению к мирным жителям, безысходность их существования, порождают ответную жестокость, выливающуюся в подобные трагедии, - отмечают New York Times, The Times (London), The Financial Times http://www.utro.ru/articles/2010/03/30/884216.shtml

Правда, далеко не все СМИ отличают просто «жестокость» от вопиющего беззакония, творимого российскими «органами» на Кавказе. Светлана Ганнушкина, член Президентского совета по правам человека РФ, в январе обратилась с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву, описав лишь один случай из повседневной кавказской реальности:

«Все обстоятельства дела не оставляют сомнений в том, что Алихан Маркуев (амнистированный бывший ополченец) был похищен и убит сотрудниками силовых структур. Более того, его убийство было использовано для того, чтобы отчитаться в очередной победе над вооруженным подпольем. Такое преступление, совершенное представителями государства, стоит в одном ряду с самыми опасными террористическими актами, потому что разрушает общество, подрывая веру в закон.
Уже в который раз первое лицо государства дает силовым структурам ясный сигнал, что о соблюдении закона можно не беспокоиться и следует отчитываться числом уничтоженных, не утруждая себя разъяснениями, как без суда и следствия можно правого отличить от виноватого. Нам надо отдавать себе отчет: пока правоохранительные органы не перестанут ежедневно пренебрегать законом, и пока население не перестанет видеть в них постоянный источник опасности, ни на Северном Кавказе, ни во всей России не наступит стабильность».

Hro.org  11.01.2010 г.

Как видим, ни президент, ни другие официальные лица РФ не вняли доводам письма. Вот выдержки из речи Медведева, юриста по образованию, на встрече с руководителями фракций Думы :

«Я считаю, что при совершении таких преступлений никакого снисхождения в зависимости от распределения ролей, кто там бегает с берданкой какой-нибудь, а кто суп варит, быть не должно...

...террористы во всем мире – это зачастую далеко не самые бедные, не самые сирые и убогие люди, они зачастую богатые, абсолютно самодостаточные...

...вопрос о смертной казни – это отдельная тема, по которой у нас есть свои обязательства. Я вам могу сказать прямо: если бы я здесь работал в 90-е годы, решения были бы другими. Что нам сейчас говорить об этом? Но тот, кто совершил эти чудовищные злодеяния, ответит за это своей жизнью, даже несмотря на отсутствие смертной казни”.

http://kremlin.ru/transcripts/7316

 

Похоже, что кавказская «нестабильность» выгодна власть предержащим.

Но зачем именно сейчас понадобилось угробить сорок ни в чем не повинных москвичей и гостей столицы, разрушив к тому же, как минимум две дагестанские семьи?

В поисках ответа на этот вопрос СМИ приводят политический контекст. Прежде всего, указывают на недавнее образование 8-го федерального округа — Северо-Кавказского, с назначением спецпредставителем А. Хлопонина («прославившегося» на своем прежнем посту, в Красноярском крае, «укрупнением» нескольких округов, в которых большинство составляли буряты). Это, - указывают СМИ, - вызвало если не конфликт, то трения, с кадыровской абсолютной сталинщиной: Хлопонина считают приверженцем более умеренной линии с упором на экономику, а не на жестокое подавление всех и вся. Указывают и на то, что Хлопонин — ставленник больше медведевской, чем путинской, команды, и теракт даст Путину, как некогда в 1999-м, вернуться на свои позиции, которые уже начали медленно уплывать из-под его ног. Действительно, многие СМИ говорят об усилении выступлений оппозиции и народных протестов по всей России; по интернету пущено воззвание об отставке Путина:

http://www.putinavotstavku.ru/

«Граждане России! Осознание того, что наша страна волею правящей верхушки оказалась в историческом тупике, побудило нас обнародовать это обращение.

Вручение искавшей гарантий своей безопасности Семьёй практически неограниченной власти над Россией человеку с сомнительной репутацией, не отличавшемуся ни талантами, ни необходимым жизненным и профессиональным опытом, предопределило резкую деградацию всех институтов государственного управления... Очевидно, что Путин никогда добровольно не откажется от власти в России. Его твёрдая решимость править пожизненно движима уже не столько жаждой самой власти, сколько страхом ответственности за содеянное. Для российского народа унизительно, а для страны смертельно опасно иметь такого правителя, как Путин. Этот крест Россия дальше нести не сможет...”. На сегодня собрано более 32 тыс. подписей.

Примечателен и внешнеполитический контекст.

20 — 21 марта в Тбилисском госуниверситете состоялась обширная международная конференция «Народы Кавказа — между прошлым и будущим», под эгидой университета и Национального фонда развития демократии (США). В ней приняли участие кавказоведы из Азербайджана, США, России, Израиля, Турции, ЕС; участвовали сын Аслана Масхадова Анзор, глава организации «Голос Беслана» Элла Кесаева, известная журналистка Фатима Тлисова...

В фокусе конференции была трагическая судьба черкесов — группы родственных народов: собственно черкесов, а также абхазов и убыхов. Черкесы и убыхи подверглись почти полному уничтожению и депортации в ходе Кавказской войны XIX века; в результате, черкесская диаспора рассеяна по всему миру. Черкешенка Фатима Тлисова, в частности, в своем докладе выразила сожаление, что о трагедии ее народа так мало информирован мир. Она сама, журналистка российских СМИ и «Свободы», подверглась жестокому преследованию: ей прижигали пальцы сигаретой, попытались отравить... В 2007 она была вынуждена уехать с сыном в США. Сейчас она работает над обширным проектом «Кавказские журналисты — жертвы политических преследований», цель которого — собрать как можно больше сведений о кавказских журналистах, убитых за годы нынешней Кавказской войны, а также — о судьбах кавказских журналистов, оказавшихся за границей России.

Довольно подробное представление о конференции дает беседа с ее участниками, показанная по Первому Кавказскому.

http://www.1k-tv.com/index-3-videoinfo-502

 

Конференция приняла два обращения к грузинскому парламенту о признании двух массовых убийств кавказских народов геноцидами: черкесов в XIX и чеченцев в ХХ — XXI.

Главный вывод, к которому пришли участники, — о необходимости объединения народов Кавказа в некое сообщество на основе борьбы за независимость или удержания ее. «Эти узлы (между различными кавказскими народами — Н.Б.) были развязаны. Наша боль и трагедия объединила нас. Побольше бы таких встреч и контактов, а остального мы добьемся сами. Первый шаг сделан», - отметил Анзор Масхадов в интервью мне.

Анзор в своем выступлении на конференции напомнил «о невыдаче российским руководством тел убитых чеченцев, в их числе и моего отца. Дело пока еще находится в Страсбургском суде, уже пять лет как его рассматривают. Прошло пять лет, но российские власти не задумались над тем, какой бесчеловечный акт они совершили. Отец дал российским оккупантам справедливую оценку еще тогда, когда он увидел это варварство во время боев в Грозном. Он предлагал российским генералам собрать трупы своих солдат и похоронить их по-человечески. Генералы России, которые бьют себя в грудь и называют себя героями, отказывались от этого предложения. Отец считал их людьми без чести и достоинства... Кроме этого, нашей семье хотелось бы, чтобы российское руководство публично извинилось и ответило за оскорбление главы нашей семьи, совершаемое по сегодняшний день, на разных телеканалах и газетах». Между тем, многие российские комментаторы терактов сейчас с сожалением говорят, что если бы российское руководство пошло на переговоры с Масхадовым, то на Кавказе уже давно наступил бы мир.

Еще одно обстоятельство, на мой взгляд, самое важное, отметило интернет-издание «Газета»: «В России находится спецпредставитель ПАСЕ по Кавказу Дик Марти, он посетил Ингушетию и Чечню, где первые лица рассказывали ему об успехах северокавказского замирения. Марти предстоит подготовить новый доклад по Северному Кавказу».

http://www.gazeta.ru/comments/2010/03/29_e_3344255.shtml

На предшествующей должности Марти был спецпредставителем ЕС по выяснению условий содержания пленных в тюрьме Гуантанамо и прославился на весь мир своей принципиальностью по отношению к нарушениям прав заключенных. Так что ему есть с чем сравнить условия на Кавказе. Российские власти три раза отказывали Марти во въездной визе для ознакомления с кавказской ситуацией. Кроме того, с ним встречался Сайд-Эмин Ибрагимов, правозащитник из Страсбурга, проведший детальный правовой анализ обстоятельств начала чеченских войн ХХ — XXI и сегодняшнего положения на Сев. Кавказе. Он требует от депутатов ПАСЕ официально рассмотреть чеченскую ситуацию с позиций международного права, о чем разослал открытые письма каждому депутату ПАСЕ.

Однако есть надежда, что на сей раз любители решать все свои проблемы «чеченскими терактами» переиграли самих себя. Дика Марти на мякине не проведешь, а история со «смертницами» перешагнула границы «Новой газеты» (в частности, ее перепечатал World Street Journal). Ни одно серьезное издание не согласилось с настойчивыми указаниями российских властей на «международный характер» терактов — подчеркивается, что они так или иначе являются результатом политики российских властей на Кавказе.

Однако, к сожалению, всё это не меняет судьбы народов Сев. Кавказа. Сейчас, под предлогом «контртерроризма», их в полной мере вернули в 1937-й.

Надежда Банчик