РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Анзор Масхадов: «Мы можем выслушать и понять друг друга»

CHECHENPRESS, Отдел публикаций и СМИ. 24.03.2010 г.

 

Кавказ вновь в центре внимания. В Грузии прошла конференция по проблемам народов Кавказа – «Народы Северного Кавказа между прошлым и будущим». В ней принимал участие и сын бывшего президента Чеченской республики Ичкерия Аслана Масхадова Анзор. Предлагаем интервью агентства «Пирвели» с Анзором Масхадовым.

-После гибели отца вы заявили, что продолжите его политику и борьбу за независимость Чечни. Где сейчас Анзор Масхадов, и чем он сегодня занят?

-Да, я сделал такое заявление после того, как убили моего отца, однако российские СМИ неправильно интерпретировали эту информацию. Они писали, будто я хотел быть президентом, а это не соответствует истине. Я никогда не думал быть президентом, поскольку для меня эта должность связана с неимоверно большой ответственностью. Еще раз повторю заявление, сделанное мною после того, как были убиты Джохар Дудаев, Зелимхан Яндарбиев, Абдул Салим и мой отец: "Ничего не кончается, и наша борьба продолжается. Все вместе мы продолжим эту борьбу". Тем, что сейчас я нахожусь в Тбилиси, на своей, кавказской земле, и выступаю на конференции, где говорю только правду, я продолжаю политику моего отца. Несмотря на то, что наша правда России не нравится, и немало давления осуществлялось на нашу семью, я продолжу делать это со всех трибун. К сожалению, по понятным причинам мне пришлось покинуть Чечню и жить в Европе.

-Вы заявили, что со стороны России в адрес вашей семьи осуществлялись давление и угрозы. Насколько вы чувствуете себя безопасно в Европе?

-Я, разумеется, осторожен. Знаю, откуда может исходить опасность, но я привык ко всему этому. Была бы возможность, я бы жил в своем доме в Чечне. Как я уже сказал, было преследование нашей семьи и огромное давление, невзирая на то, в какой стране мы находились, в Турции или Азербайджане. Сейчас уже я не хочу возвращаться в Чечню, поскольку там все меня знают, и не хочу, чтобы кто-то меня в чем-то использовал. Ведь все политические режимы меняются?! Надеюсь, что и этот режим сменится, и смогу вернутся домой.

-Есть много версий о гибели Аслана Масхадова, и согласно одной из них, Масхадова убил родственник... Кто, по вашей информации, мог убить вашего отца?

-Да, распространяются разные версии убийства. Вы правильно отметили, говорят, что моего отца убил родственник. Также говорили и о том, что отец пошел на встречу с русскими и там его убили. Одно могу сказать достоверно: моего отца убили те, кто не хотел оформления с Россией соглашения о мире. Отец сначала сделал заявление о примирении, после чего Эмар Хамбиев должен был вести переговоры с российской стороной, и подготовить почву для встречи двух президентов, которая должна была произойти в нейтральной стране.

-Оглядываясь на пройденные годы, считаете ли вы, что были допущены значительные ошибки, в том числе и вашим отцом?

-Видите ли, я много об этом думал. После первой войны не было единства. Если бы оно было, все было бы иначе, и не сложилась бы та страшная картина, которую мы имеем в лице власти Кадырова. Тогда у всех появились свои интересы. После окончания войны русские чиновники и олигархи приехали в Чечню с полными долларов чемоданами, также приезжали эмиссары из арабских стран. В итоге в Чечне появились "легкие деньги". После этого русские военные задерживали людей и потом продавали, также торговали трупами. А чеченцы покупали у русских офицеров солдат, чтобы затем обменивать их на своих пленных родственников. Так начался в Чечне бизнес обмена пленными. Республику тянули в разные стороны. Когда Басаев не смог стать президентом, решил стать имамом Кавказа. Прийти к власти хотели и Ваха Арханов, и лидеры "Джаммаат". Так что, сегодняшнее положение результат того, что нет единства.

-Насколько известно, между представителем нынешней власти Чечни и представителем чеченской республики Ичкерии в изгнании Ахмедом Закаевым состоялась встреча, в результате которого Закаев заявил, что переговоры были продуктивными, и на данном этапе главная задача, попытка найти не военный, а политический выход из сложившейся на Северном Кавказе ситуации. Что вам известно об этой встрече и ее результатах?

-Лично я был против этой встречи. Ни Джохар Дудаев, ни Зелимхан Яндарбиев и другие, никогда не встречались с предателями. Они ведь играют кремлевскую игру?! Предатель всегда останется предателем, и встреча с ними просто не имеет смысла. Положение, которое на сегодня существует на Кавказе, является итогом политики именно этих людей. Лично я никогда им этого не прощу.

-По оценке российских экспертов, на Северном Кавказе нет такой силы, которая воюет за независимость Чечни, Дагестана, или Ингушетии, и, реально, идет разборка между кланами… Каково ваше мнение в связи с этим?

-У меня много знакомых в Чечне, которые и сегодня воюют против российской политики и армии. Был бы я в Чечне, и я бы присоединился к этой борьбе. Где бы я ни был, я поддерживаю освобождение Кавказа от российской армии. Есть силы, у которых более радикальная политика, однако их "радикальность" является результатом той политики Кремля, которую он проводит в отношении чеченского народа. Ведь то, что произошло в "Норд-осте" и Беслане было итогом необдуманной политики Кремля?! До тех пор, пока Кавказ будет оккупирован Россией, борьба против них будет продолжаться. Есть случаи, когда молодые, проживающие в Европе, вынуждены вернуться в свои дома для того, чтобы воевать с оружием в руках, так как каждый день они узнают, что их родственники и друзья уничтожаются Кремлем. Есть разные группы, но все борются за освобождение Кавказа.

-В беседе вы отметили, что существуют "более радикальные силы"… В этих силах вы подразумеваете "Имарат Кавказа", и вообще, есть ли у вас связь с ним?

-Видите этот флаг? (Анзор Масхадов указал на значок на груди – ред.) Это флаг республики Ичкерия, под которым погибло очень много сторонников идеи Ичкерии. Я не приветствую того, что название и флаг изменили. Они просто приняли поспешное решение. Сначала нужно было выиграть войну, и после этого думать о смене флага и названия. Это надо было спросить у народа, а не менять единолично. Относительно моих связей с "Имаратом Кавказа", и сегодня нет никакой проблемы, встретиться и поговорить с их представителями. Нас объединяет общая цель, и эта цель-борьба против российских войск. Не хочу комментировать отдельные заявления Мовлади Удугова. Не считаю целесообразным, заниматься критикой друг друга, когда у нас такая война против России. Хотя бы борьба против Кремля должна нас объединить.

-По мнению грузинских экспертов, после войны 2008 года Грузия потеряла свое значение в кавказском регионе. Это объясняют тем, что в регионе активизировались Армения и Турция. Разделяете ли вы подобное мнение, и какую роль, по вашей оценке, занимает Грузия в регионе?

-О чем говорит пусть даже тот факт, что в Тбилиси проводится огромная конференция, в которой принимают участие не только чеченцы, но и черкесы, азербайджанцы, ингуши и дагестанцы? Мы все как раз потому и приехали в Тбилиси, что он не потерял своего места в регионе. Мы глубоко уважаем грузин. Грузия была и будет центром Кавказа, и кавказский народ очень хорошо это видит. Именно это мы подтвердили нашим визитом в Тбилиси.

-Российская сторона выдвигает Грузии новые обвинения, и заявляет, что грузинская сторона содействует переходу "боевиков" на Северный Кавказ. На что, на ваш взгляд, России подобные заявления?

-Вы, наверное, хорошо помните, что в начале российско-чеченской войны определенная часть чеченских бойцов находились в Грузии, в панкисском ущелье. Это было невыгодно и для самих чеченцев. Отец часто говорил тем людям, чтобы они покинули территорию Грузии. Процитирую слова моего отца: "Немедленно покиньте, и вообще оставьте в покое Грузию. Своим пребыванием там вы ведете российскую игру. Война идет в Чечне, и вы должны быть здесь, а не прятаться в Грузии". Что касается последних заявлений, сделанных Кремлем, это просто смешно. О "боевиках" в Грузии я ничего не слышал. И вообще, о каких террористах идет речь?! Могу кричать громко, во всеуслышание, и положить доказательства того, что существует один терроризм, и он называется российским терроризмом.

-Грузинская парламентская группа дружбы с парламентами республик Северного Кавказа направила обращение парламентам автономных республик Северного Кавказа. Часть экспертов называет это обращение запоздавшим. Как вы оцениваете данное обращение?

-Грузия на самом деле могла сделать это обращение намного раньше, однако, думаю, что не обязательно посылать друг другу обращения. Мы ведь не только соседи, но и братские народы?! Кто этого не понимает, его проблема. Несмотря ни на что, нам нужно быть вместе. У нас всегда был один и тот же враг, и этот враг всем известен. Мы вместе должны защищать кавказскую землю.

-И, наконец, как вам видится будущее Кавказа?

-То, что мы сейчас находимся и беседуем здесь, очередной раз убеждает меня в том, что мы можем выслушать и понять друг друга, так как у нас очень много общего. В беседе с вами я уже отметил, что если бы было единство, сейчас было бы по-другому. Если посмотреть на карту, нас как будто разделяют горы, а между тем, реально, наоборот: горы объединяют, и если мы все на самом деле будем вместе, никто не посмеет нас тронуть.

CHECHENIA.NET