РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Чечня – школа мужества

CHECHENPRESS, Отдел публикаций и СМИ. 18.03.2010 г.

 

На прошлой неделе Рамзан Кадыров на одном из внутренних совещаний сделал заявление, которое при всем желании не назовешь сенсационным. Напротив, соображения чеченского политика на сей раз кажутся вполне резонными. Он не желает видеть в республике сводные отряды сотрудников милиции из разных регионов, которые постоянно несут в Чечне службу на основе ротации. Как, видимо, абсолютно справедливо указывает Кадыров, толку от этих групп не много, в основном они заняты охраной мест своей дислокации – при различных РУВД, ГОВД или на стационарных блокпостах.

Кадыров намерен попросить руководство МВД больше не присылать командированных милиционеров, поскольку расквартированных в республике подразделений ФСБ и внутренних войск более чем достаточно для решения военных и полицейских задач. Завершая картину, глава Чеченской Республики несколькими штрихами обрисовал блокпосты, которые неизвестно для чего продолжают стоять на федеральной трассе «Кавказ», пугая людей и препятствуя перемещению транспорта и грузов.

Последний пассаж интерес тем, что дает полное представление, почему Кадыров хотел бы избавиться от «бродячих» милицейских отрядов. Проблема в том, что сохраняющиеся блокпосты, которые «внешне напоминают крепости», «кругом колючая проволока, минные поля», продолжают маркировать Чечню как территорию войны, неподконтрольную в полной мере нынешнему чеченскому руководству. Ему приходится делить власть на дорогах с малопонятными подразделениями, боеспособность которых стремится к абсолютному нулю.

При этом Кадыров вполне готов мириться с теми силами, которые задействованы в спецоперациях против моджахедов. Их вывода он не требует, и понятно почему. В Чечне мало кто сомневается в том, что именно российские подразделения, базирующиеся в республике на постоянной основе, выполняют всю черновую работу по розыску и ликвидации «лесных братьев». Доблесть кадыровских милиционеров вполне может составить конкуренцию храбрости и выучке их командированных коллег из сводных отрядов.

С точки зрения местного начальника, который неизвестно почему вынужден терпеть на подвластной ему территории многочисленные группы иноземных блюстителей порядка, не приносящих ни малейшей пользы лично ему, Кадыров прав. И в целом руководство МВД, к которому намерен апеллировать руководитель из Чечни, должно было бы признать его аргументы заслуживающими внимания. Но признает ли? Это вопрос сложный.

Рискну предположить, что ситуация со сводными отрядами милиции вовсе не так очевидна, как кажется. Когда-то их отправляли в Чечню, чтобы они участвовали в боях, зачистках, были на подхвате у армейских и спецподразделений. Сейчас, как это следует из слов Кадырова, подобные задачи перед ними не ставятся. Значит ли это, что просто действует некогда необходимый, но со временем утративший смысл порядок, который не хотят нарушать прежде всего сами командированные? Все-таки боевые, выслуга лет, какие-нибудь другие «чеченские» льготы. Скорее всего, так оно и есть, и с этой «халявой», обросшей многочисленными структурами, «откатами» внутри самого министерства внутренних дел Кадырову будет справиться непросто.

Но есть еще одно предположение, оговорюсь сразу – конспирологическое. Через Чечню прошло подавляющее большинство рядового и офицерского состава МВД России. Многие эксперты склонны этим объяснять тот факт, что среди действующих сотрудников за последние годы резко выросло количество насильников, садистов и убийц. Но в рамках моей конспирологической теории – это лишь побочный эффект, его не избежать, если ты хочешь иметь под рукой «тонтон-макутов», которых, возможно, придется использовать в силовых акциях против населения. А где лучшая школа для обучения подобных кадров? Естественно, в Чечне. Поскольку именно здесь российские милиционеры сталкиваются с тотальной враждебностью населения и учатся видеть в нем (населении) тотального и перманентного врага. А впоследствии, уже в силу укоренившегося невроза, они получают способность переносить матрицу «чистой» ненависти на любое население вообще.

Это конспирология чистой воды. Никто никогда так не формулировал задачу воспитания подрастающего милицейского зверья. Но наверняка формулировали иначе. Какой-нибудь генерал, утверждая план командировок на год вперед, вполне мог просифонить дежурную сентенцию: «Пусть ребята едут. Крепче станут». А это тот же план, только неформализованный.

Вадим Борщев,
Prague Watchdog