РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Пресс-служба Правительства ЧРИ

CHECHENPRESS, Отдел официальной информации 03.03.2010 г.

 

ГИА Чеченпресс начинает публикацию стенограммы со встречи в Берлине. Публикация отчета была задержана в связи с известием о трагической гибели Амира Мансура.

 

Открыл встречу председатель чеченского культурного центра города Берлина:
 

-  Ассалам Алейкум наши братья и сестры. Добрый вечер дамы и господа. Извините, я скажу несколько слов на родном языке. Братья, чтобы мы ни говорили сегодня, мы находимся далеко от своей Родины, чтобы мы ни говорили друг другу или друг о друге, нам некуда деваться. Сегодня мы все чеченцы, должны быть едины, у нас одна Родина и у нас один враг. Поэтому не будем сегодня озвучивать какие бы то ни было личные обиды. Сегодня к нам приехал наш брат, наш руководитель, Ахмед Закаев. Если возникнут вопросы и что-то будет не понятно, мы попросим Ахмеда дать разъяснения.

Я попросил бы всех задавать предельно точные вопросы, а в своих комментариях быть краткими, так как мы должны предоставить время Ахмеду Закаеву ответить на все вопросы присутствующих здесь людей.


 Затем слово взял почетный консул ЧРИ в Германии Экихар Маас:
 

- Дорогие Нохчи, дорогие друзья, я вас приветствую сегодня. Когда мы искали помещение для чеченского культурного центра в Берлине, я мечтал о том, что когда-нибудь здесь будут принимать Ахмеда Закаева. И вот этот время пришло. Я очень рад, что он сегодня здесь. Этот вечер - вечер немецко-кавказского общества, и мы просили нашего руководителя чеченского культурного центра предоставить на этот вечер это помещение для того, чтобы сегодня провести этот вечер. Немецко-кавказское общество существует уже более 14 лет, чеченский Культурный центр находится под эгидой этого общества, но руководят этим центром сами чеченцы. Они собрались и сами выбрали своего руководителя, сами обеспечивают оплату за аренду, обучение детей, а также другие проекты. А я уже от немецко-кавказского общества прошу у руководителя чеченского культурного центра, когда приезжают выдающиеся люди, выделить помещение, чтобы в этом доме проходили дискуссии по всем наболевшим темам. С самого начала своих отношений с чеченской стороной я был приятно удивлен знакомством с Ахмедом Закаевым, с самого начала поддерживаю, чем могу, его политику. И благодарю его за оказанное им доверие назначить меня почетным консулом Правительства ЧРИ в Германии. Ахмед, я думаю, наш брифинг будет проходить следующим образом, я буду задавать тебе вопросы, которые накопились за это время, и вопросы, которые меня попросили задать. Здесь присутствуют и граждане Германии, которым не безразлична судьба чеченского народа, поэтому сегодня здесь есть переводчики на немецкий язык и с немецкого языка Я попросил бы тебя, Ахмед, давать возможность нашим переводчикам время для полного перевода твоих слов.   

А. Закаев, обращаясь к чеченцам на родном языке:


- Салам маршал вам уважаемые мои сограждане, пусть Всевышний благословит нас и нашу сегодняшнюю встречу. Где бы мы ни находились, где бы мы ни жили, самое главное, что мы не можем забыть, что мы не должны забывать, что мы никогда не забудем, это кто мы такие. Пусть Всевышний даст нам ума на этом пути, сил и веры. Вот уже как 8 дней я нахожусь в центре Европы, проводя встречи с нашими гражданами и людьми, которые представляют наше государство в других странах Европы, так как прошло много времени с последней нашей встречи и у людей накопилось много вопросов и многие хотели лично встретиться со мной, для того чтобы посоветоваться  и высказать свое мнение по многим вопросам. За это время произошло много изменений, много обстоятельств и, как следствие, возникло много слухов. Среди этих слухов есть те, которые имеют под собой определенную почву, но есть и те, которые пускаются нашими  врагами. Для того чтобы нашим гражданам было понятно, где есть правда, а где ложь нам и необходимо встречаться и разъяснять официальную позицию Правительства ЧРИ. Только при непосредственном диалоге между нами мы сможем противостоять этой враждебной пропаганде, которую развернули российские СМИ и их рупоры в Европе, говорящие на нашем родном языке.
Я готов ответить на любые ваши вопросы, на любую заданную вами тему.

Ахмед Закаев продолжил на русском языке.

Я извиняюсь за свое 10 минутное опоздание, уважаемые друзья чеченского народа. Это произошло по независящим от меня обстоятельствам. Спасибо еще раз за ваше понимание.
Я не хочу политизировать нашу сегодняшнюю встречу.

Я хочу поблагодарить Вас, присутствующих здесь граждан этой страны, налогоплательщиков этой страны, сегодня благодаря вашим стараниям многие чеченцы, спаслись от неминуемой гибели и нашли в вашей стране приют и защиту. Я действительно искренне благодарю вас и ваше руководство, и ваше правительство, и вашу великую страну, за то великодушие, которое вы проявили по отношению к гражданам ЧРИ, моим собратьям, и за то, что вы сделали и продолжаете делать для них. Огромное вам спасибо за это! (звучат аплодисменты).

Э. Маас:
Сейчас будут короткие вопросы: когда мы в последний раз встречались с Лондоне с депутатом Маркусом Мекельсом.  Помните? Нет?

Ахмед Закаев:
- Да, конечно, помню.

Э. Маас:
- Ты сказал, что ты видишь свою задачу в том, чтобы сохранить идею ЧРИ, я прямо спрашиваю тебя, какие политические цели, шаги будут у правительства, которое ты сегодня представляешь. Ваши планы на ближайшее время и ваше представление вашей роли.

А. Закаев:
- Наши ближайшие планы и основные задачи те же, что и были заявлены еще 20 лет назад в 1990 году, когда общенациональный конгресс чеченского народа выразил свое суверенное право на свою государственность, на независимость. Изначально, с первого дня восстановления чеченской государственности, все лидеры Чечни заявляли как один о том, что они хотят построить свободное правовое государство с тем, чтобы быть уверенными в безопасном будущем чеченского народа, чтобы никто и никогда не имел права принимать нечеловеческие решения, которые принимались по отношению к чеченцам в 40-е годы (депортация 1944 года). Независимость для нашего руководства и народа не являлась самоцелью, а гарантией безопасности нашего общества, нашей культуры, нашего идентитета. И Джохар Дудаев, и Зелимхан Яндарбиев, и Аслан Масхадов, и все наши руководители всегда заявляли о том, что война, начатая Российским государством, может закончиться только за столом переговоров, а конфликт имеет только политическое решение, а не военное. Этот конфликт не имеет силового решения. Мы выступали и выступаем за политическое урегулирование этого конфликта для установления долгосрочного мира между нашими народами и между нашими государствами. Сегодня стало очень популярным обвинять личности в современной чеченской трагедии. Начало этому положено еще в 1994 году, когда началась первая русско-чеченская война. Во главе Российского государства тогда стоял Борис Ельцин, во главе Чеченского государства стоял Джохар Дудаев. Но я вас уверяю, что эту войну эти два политических лидера получили по наследству, ибо конфликт этот имеет свою многовековую предысторию.  Джохар говорил тогда, после него говорили и Зелимхан, и Аслан, и Абдул-Хьалим Садулаев, и последующие наши лидеры, о том что чеченское руководство готово отказаться от методов вооруженной борьбы и решать эти проблемы политическим путем, так как в основе этого конфликта есть политическая составляющая, и разрешить этот конфликт можно исключительно политическим путем. Позиция легитимного руководства не изменилась, мы будем добиваться разрешения этого конфликта политическими методами. Мы предупреждали руководство РФ о том, что при дальнейшей эскалации военного конфликта в ЧРИ он может перекинуться на другие территории. Еще до коварного убийства Российским руководством  избранного в 1997 году в присутствии российских и международных наблюдателей большинством голосов чеченского народа Президента ЧРИ Аслана Масхадова, ему удавалось удерживать этот конфликт в границах чеченского государства. Но как мы сегодня видим, войной уже охвачен практически весь Кавказ. Произошло то, о чем мы предостерегали российское руководство. Война, как и пожар, имеет свойство распространяться. И эта война из-за бездарных, дикарских методов, применяемых в ЧРИ российским руководством, распространилась по всему Кавказу.

Э. Маас:
- Вы начинали переговоры с представителями РФ, которые осудили некоторые представители ЧРИ, что вы можете сказать по этому поводу.

А. Закаев:
 - В Правительстве ЧРИ не было ни одного человека, который бы высказал свое несогласие по поводу начала этого процесса. Сегодня получилось так, что часть правительства ЧРИ находится за пределами ЧРИ, другая часть непосредственно в пределах границ ЧРИ. Безусловно, есть лица не посвященные в этот вопрос, которые не имели достаточно информации. Так как могло произойти превратное толкование этих процессов и, как следствие, во время переговоров  могли возникнуть ситуации, которые враги политического урегулирования этого конфликта могли бы использовать в своих целях. Вопросы, которые были затронуты на предварительных встречах с российской стороной, касались всего чеченского народа, как тех, которые находятся сейчас с оружием в руках в горах, так же тех, которые сейчас находятся под оккупацией российских войск, так и тех, кто находится сейчас в местах лишения свободы на территории РФ, и тех, кто сейчас, не смерившись с оккупацией, вынужденно покинул свою историческую Родину, находится за ее пределами, разбросаны по всему миру.

Первым вопросом в повестке при обсуждении с российскими представителями был вопрос о выдаче тела убитого российскими властями легитимно избранного второго Президента ЧРИ Аслана Масхадова для того, чтобы его близкие родственники и весь народ в целом могли предать его тело земле, как того требуют наши религиозные и национальные традиции.

Вторым вопросом было условие об освобождении более 20 тысяч граждан ЧРИ, которые отбывают сроки лишения свободы на территории РФ, из которых 99% граждан ЧРИ заключены по выдуманным обвинениям и сфабрикованным делам. Мы также напомнили представителям российской стороны, что удерживая эти 20 тысяч человек в своих тюрьмах, они нарушают свои же законы, которые они с завидной периодичностью принимают, закон о полной амнистии применительно ко всем участникам этого вооруженного конфликта. Складывается впечатление, что российская сторона применяет эту амнистию исключительно к своим гражданам, которые находятся в наших списках военных преступников и считаются таковыми. Необходимо, чтобы эта российская амнистия распространялась на всех тех осужденных, которые отбывают свои сроки за одно лишь сочувствие, помощь, которую они якобы оказывали бойцам чеченского сопротивления.

Третий вопрос, который мы обсуждали с российской стороной,  - это вопрос касающийся родственников бойцов сопротивления, которые подвергаются преследованию со стороны российских оккупационных карательных органов и их ставленниками на оккупированной территории ЧРИ. Ни одно цивилизованное общество не может себе позволить преследование родственников тех, кто сегодня с оружием в руках противостоит агрессорам. Российская сторона не выполняет свои же законы в этом вопросе, преследуя матерей, сестер, жен, отцов и даже несовершеннолетних детей, призывая их к ответу, совершая казни без суда за то что кто-то из членов семьи мужского пола находится в рядах чеченского сопротивления. Это бесчеловечные, вопиющие преступления, не имеющие аналога в мире, поэтому цивилизованный мир должен, просто обязан заставить российское руководство прекратить подобную преступную деятельность, и призвать российскую сторону к ответственности.

Четвертый вопрос, который мы обсуждали, касался двух сторон, которые вот уже 10 лет противостоят друг другу: с одной стороны, это оккупационные войска РФ, с другой стороны, мы  - легитимная власть ЧРИ. И в то же время мы не говорим, что только мы имеем право представлять чеченское общество, так как последние законные легитимные выборы, признанные всем мирровым сообществом включая Россию, прошли в 1997 году. Мы понимаем, что кровопролитие, длящееся не три дня, а не полных 11 лет, не может быть скинуто со счетов. Учитывая международное законодательство, в соответствии с которым на территории любой оккупированной страны не могут быть проведены выборы президента или иные демократические процедуры, мы являемся единственной легитимной властью, которая взяла на себя ответственность представлять интересы чеченского народа до полной деоккупации территории ЧРИ и подготовки новых выборов, на которых чеченский народ сможет свободно определить свою дальнейшую судьбу. Поэтому сегодня мы готовы вести переговоры с любыми представителями, которые заявляют о себе как о политической силе. Кому бы эта наша позиция ни не нравилась и кто бы как ее ни критиковал с российской стороны, это консолидированная, взвешенная и утвержденная позиция правительства и парламента ЧРИ, которые будут защищать интересы своего народа и нести ответственность за свои решения перед своим народом. А те, кто позволил себе самоотстраниться от этой ответственности и еще позволяет себе критиковать правительство ЧРИ за то, что оно активно решает государственные вопросы и выработало единую политическую линию для достижения долгосрочного мира. Мы эту критику слышим, учитываем, но не принимаем. Поэтому те, кто остались в легитимных структурах власти ЧРИ, не имеют никаких разногласий между собой, да, есть какие-то рабочие моменты, которые мы обсуждаем между собой, и, само собой, есть вопросы, которые мы не выносим за пределы кабинетов, так как они не носят публичного характера.

 

Продолжение следует