РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Суд над Кадыровым: первый этап

CHECHENPRESS, Отдел публикаций и СМИ 17.01.2010 г.

Вадим Борщев, Prague Watchdog

 

На процессе, завершившемся 6 октября в Тверском суде Москвы, глава правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов и свидетели защиты на основании колоссального объема фактических материалов нарисовали картину происходящего в Чеченской Республике. Предоставленные ими доказательства свидетельствовали, что в Чечне регулярно совершаются бессудные казни, т.е. людей, подозреваемых в совершении преступления, вина которых не исследована и не доказана, наказывают не в установленном законом порядке, а по распоряжениям и указаниям Рамзана Кадырова; сам Кадыров открыто и многократно брал на себя ответственность за такие убийства. Кадыров и его окружение считали правозащитников врагами и публично заявляли об этом. В республике ведется кампания преследования родителей тех, кто участвует в боевых действиях, их дома сжигаются, от них требуют отречься от своих детей.

Нельзя сказать, что чудовищные факты не предавались огласке прежде. Обо всем рассказанном на процессе правозащитниками писали и продолжают писать средства массовой информации, в основном западные, но впервые сведения о деятельности преступного чеченского режима были систематизированы и изложены в ходе открытого судебного следствия.

Суд даже не попытался дезавуировать показания истца и свидетелей защиты, выявить их юридическую ничтожность. Никакой возможности это сделать он не имел. В результате весь массив доказательств был просто проигнорирован, хотя решение об удовлетворении иска Кадырова о защите чести и достоинства могло быть принято только на основании опровержения фактов, обосновывающих персональную вину Рамзана Кадырова за произвол подчиняющихся ему силовых структур.

Несмотря на то, что заявленные требования о возмещении морального ущерба были удовлетворены не в полном объеме – вместо 10 миллионов "Мемориал" должен будет выплатить 50 тысяч рублей, а Орлов 20 – суд взял под защиту Рамзана Кадырова. Он фактически отказался рассматривать существо обвинений, выдвинутых Олегом Орловым против Рамзана Кадырова.

Правовые последствия решения в краткосрочной перспективе крайне неблагоприятны для правозащитников и журналистов. Кажется, что отныне они лишены права говорить об ответственности Кадырова за ситуацию в Чечне, несмотря на то, что эта ответственность закреплена Конституцией республики. Чеченские власти будут и далее апеллировать к российскому правосудию, чтобы свести к минимуму возможности предавать огласке факты похищений, пыток, убийств, совершаемых силовыми структурами под руководством Кадырова. Чеченский президент, подав новый иск, на сей раз против "Новой газеты" и его обозревателя Вячеслава Измайлова, уже продемонстрировал, что планирует действовать именно таким образом.

Однако не все так плохо. "Мемориал" не согласен с решением суда и перестраивать свою деятельность в соответствии с его логикой явно не намерен. То же касается и журналистов, специализирующихся на освещении случаев нарушения прав человека в Чечне. Кроме того, российское право не является прецедентным, и вовсе не факт, что пример Тверского суда будет автоматически воспроизведен в ходе следующего процесса.

В долгосрочной же перспективе Кадыров оказывается в положении хуже не придумаешь. Ему и его юристам следовало бы тысячу раз подумать, прежде чем делать практику силового произвола в Чечне предметом публичного судебного разбирательства. Кассация в вышестоящий суд уже подготовлена "Мемориалом". Правозащитный центр намерен доказывать свою правоту во всех судебных инстанциях вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Российской судебной системе придется на каждом этапе снова отвечать на мучительный вопрос: исследовать ли существо обвинений против Кадырова, а значит, решать, соответствуют ли действительности многочисленные доказательства преступной деятельности кадыровских вооруженных формирований, собранные "Мемориалом" и другими правозащитными организациями? Даже если, вдохновившись решением Тверского суда, вышестоящие суды откажутся рассматривать аргументы защиты, в Страсбурге реальной судебной процедуры не избежать. Гражданское дело о защите чести и достоинства имеет все основания превратиться там в грандиозный процесс над преступниками, которым дана полная и бесконтрольная власть над Чеченской Республикой.

Материалы процесса.