РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Акция чеченских беженцев в Польше — глазами поляков

CHECHENPRESS, Отдел оперативной информации 19.12.2009 г.

 

14 декабря 154 человека (по уточненным данным, ранее в разных источниках писали разные цифры - от 150 до 230) беженцев и искателей убежища — чеченцев, грузин и ингушей, из них 64 несовершеннолетних — сели без билетов на поезд, идущий в Гамбург, чтобы, по их словам, добраться до Страсбурга и подать в Страсбургский суд жалобу на плохие условия проживания для беженцев в Польше, на медлительность процедур по получению статуса беженца и на частые отказы. Поезд задержали пограничники в приграничном городе Згожелец и выпроводили всех из поезда.
Более 30 человек, пребывающих в Польше нелегально, арестовано. Остальных отвезли автокарами в лагерь для беженцев Дембак под Варшавой. По дороге пропали 17 человек.

18 декабря 16 из арестованных также отвезли в Дембак. В отношении остальных 20 суд принял решение о депортации. Их пока что отвезли в депортационный приемник. Некоторым из них уже дважды было отказано в статусе беженца.

Почему отказано? Чиновники прикрываются тайной дел. По словам Эвы Пьехоты, каждый из них получил письмо с разъяснением причин отказа. Возможно, некоторые указали причиной выезда из Чечни невозможность содержать семью, тогда как основанием для получения статуса беженца может быть только угроза преследования из-за расы, религии, национальности или принадлежности к какой-либо общественной группе. Отказывают тем, кто пытается «продать» вымышленную легенду.

Несколько лет назад по причине распространенных нарушений прав человека в Чечне беглецы оттуда получали статус беженца почти автоматически. Но ситуация на Северном Кавказе выправилась, - уверен Эрнст Зенкевич из представительства УВКБ ООН в Польше. Теперь каждое заявление беглецов оттуда рассматривается в индивидуальном порядке.

Однако, по мнению Роберта Кшиштоня из общества «Вольное Слово», Польша «механически и без осмысления» выполняет указания ООН.

К оставшимся в Дембаке чеченцам (57 человек) приехали работники Службы по репатриации и иностранцам (СРИ) и представительница представительства УВК ООН в Польше.

По словам пресс-секретаря СРИ Эвы Пьехоты, встреча продолжалась 3 часа. Сначала беседа шла спокойно, но постепенно переговоры шли все труднее, по мере того как беженцы жаловались на проблемы — в медицинском обслуживании, получении документов, трудностях трудоустройства и недостаток средств на существование. «Чеченцы огласили свои требования: освободить арестованных, обеспечить им коридор до Страсбурга, где по-прежнему хотят жаловаться в суд; оплату проезда до Страсбурга первым классом туда и обратно; извинений от президента Качинского за нарушения прав чеченцев в Польше. Дали на исполнение 72 часа, в противном случае несколько человек угрожают покончить с собой. Несколько десятков объявили голодовку. 

По словам присутствовавших на этой встрече, чиновники шокированы акцией отчаяния чеченцев. Случались протесты и раньше, но никогда они не принимали столь острой формы. Чиновники обещали следить за ситуацией, чтобы ничего не случилось с протестующими. 

В момент задержания на станции Згожелец люди были замерзшие и измученные. Благотворительная организация «Каритас» обеспечила их кашей, молоком, водой и детским питанием в бутылках.

Признав, что акция не причинила никакого вреда польскому обществу, прокуратура никому не предъявила обвинений в попытке нелегального пересечения границы (что грозило бы заключением до 3 лет).

17 декабря корреспондент влиятельной газеты GazetaWyborczaвстретился с теми беженцами, которых отвезли в Дембак; на встрече присутствовала сотрудница неправительственной организации Stowarzyszeniе Interwencji Prawnej pomagajacym uchodzcom («Общество юридической помощи беженцам») Александра Хшановска. www.interwencjaprawna.pl

Она сказала, что чеченцы (и вообще беженцы) в Польше имеют такой же юридический статус, как и в других странах ЕС. Но интеграционные программы для беженцев в Польше зачастую неэффективны, а финансовое вспомоществование недостаточно, меньше, чем в других странах ЕС. Поэтому беженцам очень трудно выжить самостоятельно.

По ее словам, обычно рассмотрение дела об убежище длится в Польше около года. На этот период соискателю гарантировано место в лагере или денежный эквивалент стоимости проживания на этом месте, это 375 злотых в месяц на одного члена семьи из 4 человек, в сумме — 1500 злотых в месяц на семью. По идее, предполагается, что на эти деньги соискатель убежища снимет себе жилье, но в действительности на эти деньги очень трудно найти жилье за такую цену, да еще и содержать семью.

Пока не получен статус беженца, соискатель не имеет права на работу, что выталкивает таких людей в «серую зону», доводя их жизненную ситуацию до отчаяния. 

Получив вожделенный статус, беженцы должны уйти из лагеря. Еще год они имеют право на индивидуальную программу интеграции. Предполагалось, что эта программа должна не только давать денежное пособие, но и предоставлять социального работника, который бы помог беженцам адаптироваться, решать проблемы. Но штатов таких работников не хватает, поэтому программа ограничивается денежным пособием.

Самая болезненная проблема беженцев — поиски жилья. Им не предоставлено право на дешевое жилье, и они вынуждены снимать жилье по рыночным ценам, кроме того, поляки не очень охотно сдают жилье иностранцам, особенно — тем, кто не стоит прочно на своих ногах. После прекращения действия программы многие беженцы оказываются на улице. Год на интеграцию — недостаточный срок, чтобы устроиться на постоянную, достаточно оплачиваемую работу. 

Насчет утверждений России о «стабилизации» в Чечне Александра Хшановска ответила: «Каждое дело надо рассматривать в индивидуальном порядке. Управление по делам иностранцев исходит из предположения о стабилизации в Чечне, но это — большое упрощение ситуации. Есть много людей, которым из-за участия их в движении сопротивления, оппозиционной деятельности или даже из-за их жизненной ситуации может угрожать реальная опасность. Но, с другой стороны, не каждый чеченец, приезжающий в Польшу, нуждается в статусе беженца. 

19 декабря в Дембаке осталось 57 чеченцев. Первоначально вся группа насчитывала 103 человека, но некоторые, в основном грузины, прекратили акцию протеста и вернулись в те лагеря, где проживают.

Оставшиеся по-прежнему пребывают в столовой, не расходясь по своим комнатам, и по словам Эвы Пьехоты, «выборочно» проводят голодовку: «раз – едят, раз –нет».

Дирекция лагеря вызвала «подкрепление» своих сотрудников, и они проводят осмотр беженцев и записывают их требования. А требования таковы: освободить 36 арестованных, которые пребывают нелегально; а также — оплаты дороги до Страсбурга, где хотят по-прежнему подать жалобу против Польши за нарушение их права на труд, образование и медицинское обслуживание. «Решение по требованиям еще не принято», - сказала Пьехота. 

http://wyborcza.pl/1,75248,7382235,Dalej_chca_do_Strasburga.html

 

Надежда Банчик - По материалам Gazety Wybоrczej,
для ГИА Чеченпресс