РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"

Дело Висхана Абдурахманова

CHECHENPRESS . Отдел писем. 03.12.2009 г.

 

Висхан Абдурахманов являлся участником сопротивления против российской оккупации в 1994 – 1995г.г., участвовал при захвате корабля «Авразия» в Турции, по политическим требованиям (остановить войну в Чечне, вывод войск и т.д.). По требованию Турецких властей он сдался властям, после чего он был осуждён и впоследствии амнистирован. В ходе этой операции не пострадал ни один из пассажиров.

Прибыв в Азербайджан он обратился в ООН, где получил статус беженца под №5980. В 2008г. во время перерегистрации он был лишён статуса (якобы сославшись на какие-то законы), хотя человека не судят по одному и тому же преступлению два раза. Когда Висхан давал интервью ООН, он полностью рассказал свою биографию, на основании этого был выдан статус. Почему его лишили статуса? Разбираться с этим должны в Женеве, так как внятного ответа на этот вопрос мы здесь не получили. Когда СЧБ подал ходатайство о восстановлении статуса, мы напомнили работникам ООН, что это единственная правовая зашита беженца как человека и лишение этой зашиты равносильно убийству.

Когда СЧБ обратился в полицию о пропаже Висхана Абдурахманова, они сослались на отсутствие должного заявления на соответствующем бланке. Тянули время и в конце концов у нас приняли в 18 участке полиции заявление. Спустя час нам сообщили что Висхан Абдурахманов умер в психиатрической больнице и был доставлен в сабучинский морг. Когда мы прибыли в сабучинский морг работники морга нам сказали, что его уже похоронили на безымянном кладбище. Мы были возмущены, тем что человека у которого есть имя, Висхан Абдурахманов, уроженец города Аргун, ЧИАССР, в 2008 г. был зарегистрирован в ООН, имел статус беженца №5980, без выяснения обстоятельств его смерти, без всяких запросов в СЧБ, ООН и по месту его рождения, тихо и молча похоронили на безымянном кладбище. Согласно мусульманским традициям мы хотели похоронить его на мусульманском кладбище. В гражданском похоронном бюро нам сказали что для этого нужно разрешение от сурханинской санэпидемстанции. Когда мы приехали туда имея на руках соответствующие документы нам сказали, что должен присутствовать родственник. Мы обратились в сурханинскую мерию, там нам сказали, что в случаи отсутствия родственников достаточно официального письма от СЧБ. В связи с тем, что в мэрии был канун выходных с соответствующим письмом мы приехали через три дня. Через некоторое время нам сказали, что по каким-то законам уже поздно выкапывать, разрешение можно будет получить через три или пять лет. Мы уверены, что никаких препятствий со стороны закона для перезахоронения нет. Директор сурханинской санэпидемстанции заверил нас, что достаточно присутствия родственника для этой процедуры. В  сурханинской мэрии нас заверили, что при отсутствии родственника достаточно официального письма от СЧБ. Но спустя несколько дней полнейшая неясность в связи с запретом по санитарным причинам, на неопределённый период. Хотя у нас есть информация что перезахоронения на Монтина производились с разрешения властей безо всяких оговорок на какие то законы, накладывающие временные запреты даже на период в один день, несмотря на то что там были могилы с периодом захоронения от одного дня до нескольких лет. Тем не менее нам в этом отказали.

Неясность и противоречия в действиях местных органов власти в деле  Висхана Абдурахманова вынудило нас провести собственное расследование. В день когда он пропал, Висхан находился на стационарном лечении в клинике «Абу» г.Баку. Со слов медперсонала Висхан вышел покурить и не вернулся. Странно что об этом не заявили в полицию и не сообщили в СЧБ. Нам стало известно что, в станцию скорой помощи №9 поступил вызов из 17-го участка полиции г.Баку. Нам сказали что у него была острая сердечная недостаточность и общее острое состояние алкогольного психоза – «белая горячка». Его в 00:50, 3 ноября 2009 г. отправили в клинику. В 2:00, 3 ноября 2009 г. он поступил в больницу. Где он находился 1 час 10 минут неизвестно. Через 32 часа, в 10:00, 4 ноября 2009 г. Висхан Абдурахманов скончался. Спустя 25 часов 20 минут в 11:20, 5 ноября 2009 г. он  поступил в морг. По заключению работников сабучинского морга на теле Висхана Абдурахманова имелись многочисленные ушибы, кровоизлияния в мозг, отбито правое лёгкое, травма от ягодицы до колена с задней стороны и ушибы. Так же при осмотре тела не было никаких признаков алкогольного опьянения и сердечной недостаточности. Почему человека с такими травмами доставили в психбольницу, несмотря на то, что на учете он там не состоял? В любом случаи человека с такими травмами должны были доставить в травматологию или в нейрохирургию. По заключению специалистов сабучинского морга Висхан Абдурахманов скончался от большой потери крови, если бы ему оказали своевременную, квалифицированную помощь то его могли бы спасти. Со слов работников сабучинского морга у Висхана имелся при себе временный паспорт выданный месяц назад. По нашей информации у него не было никаких документов кроме просроченного статуса.

В данный момент он находится на сурханинском безымянном кладбище. Мы надеемся на помощь президента, правительства и международных правовых организаций в восстановлении справедливости.

Хотим добавить, что у нас пропал ещё один беженец, имеющий статус беженца, Шаниев Харон Исхаджиевич, дата рождения 19 июля 1967 года, родом из города Аргун Шалинского района ЧИАССР. Мы подали заявление в розыскное бюро и надеемся, что ситуация с Висханом не повторится. На себя обращает внимание то, что они оба с Аргуна и оба 1967 года рождения.

Мы намерены и в дальнейшем информировать вас о ходе нашего расследования.

 

Совет Чеченских Беженцев в Азербайджане.